Interested Article - Скаррон, Поль

Поль Скаррон ( фр. Paul Scarron ; 4 июля 1610 , Париж , — 6 октября 1660 , там же) — французский романист , драматург и поэт . Его главное произведение — « Комический роман ».

Биография

Седьмой ребёнок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру католического священнослужителя. В 1632 году получил место в приходе в Ле-Мане . Был приближен к епископу Шарлю де Бомануар и очень популярен в провинциальных салонах. В 1638 году он неожиданно заболел ревматизмом , и 28-летний жизнерадостный, любящий повеселиться аббат превратился в разбитого параличом калеку, вынужденного проводить значительную часть времени в комнате, нередко перенося страшную боль в суставах. Это несчастье не помешало ему усиленно заниматься литературной работой и проявлять в своих сочинениях редкое, не сломленное недугом остроумие.

Не имея почти никаких средств к существованию, он должен был прибегать к покровительству меценатов , посвящая им свои произведения, добиваясь денежных пособий, пенсий и т. п. Любимец Анны Австрийской , после публикации в 1649 году памфлетных стихов в адрес кардинала Мазарини , он лишился королевской пенсии и был вынужден зарабатывать на жизнь стихами-посвящениями.

Скаррон возвратился в Париж и в 1652 году женился на 17-летней бесприданнице Франсуазе д’Обинье , внучке поэта Агриппы д’Обинье , будущей мадам де Ментенон, скрасившей последние 8 лет его жизни. В своем доме в парижском квартале Маре , прозванном «Приют Безденежья», он открыл литературный салон, где часто собирался блестящий литературный полусвет, к которым присоединялись многие приближённые к королевскому двору. Там бывали поэты Сент-Аман , Тристан Отшельник , Бенсерад , аббат Буаробер , живописец Миньяр , маршал Франции Тюренн , Нинон де Ланкло .

Литературное творчество

Дебютировал «Сборником из нескольких бурлескных стихов» ( фр. Recueil de quelques vers burlesques ) в . Как литературный деятель Скаррон выступал противником всего неестественного, приподнятого или приторного. Одним из самых популярных его сочинений был « Вергилий наизнанку » ( Virgile travesti , 1648—1653) — местами очень остроумная, местами грубоватая пародия на « Энеиду », обошедшая всю Европу и вызвавшая подражания (например, в Австрии — шуточную поэму А. Блумауэра , у славян — перелицованные « Энеиды » Н. П. Осипова на русском языке, И. П. Котляревского на украинском и В. П. Равинского на белорусском языке).

Немного раньше Скаррон выпустил поэму «Тифон, или Гигантомахия» ( Typhon ou la Gigantomachie ), в которой пародируются высокопарные . Ода Hero et Léandre представляет собою пародию на трескучие и бессодержательные произведения различных «одописцев».

В лучшем сочинении Скаррона — « Комическом романе » ( Roman comique , 1649—1657) — определённо сказывается его отрицательное отношение к тому искусственному жанру, который культивировали Оноре д’Юрфе , Готье Кальпренед , Мадлен де Скюдери и другие. Томным воздыхателям, селадонам и благородным, чувствительным рыцарям, которые тогда приводили в восторг читающую публику и считались наилучшими героями, противопоставлены здесь грубоватые, невоспитанные, иногда циничные, но зато выхваченные из окружающей действительности люди, говорящие простым языком, любящие все ясное, определённое, реальное, тесно связанные с той средой и тем краем, где они родились и живут. Скитания труппы актёров по Франции дают Скаррону возможность проявить свою наблюдательность, вывести целый ряд типичных, ярко обрисованных личностей, воссоздать провинциальную жизнь. В «Комическом романе» нет настоящей фабулы , которая придавала бы единство всему произведению; многочисленные эпизоды на каждом шагу прерывают главную нить повествования. Несомненно и то, что нередко мы находим у Скаррона не простое, вполне объективное изображение реальной жизни, а несколько одностороннее, подчас даже карикатурное, отчасти приближающееся к типу «плутовского романа». Больше всего, однако, произведение Скаррона является ярким образцом бурлеска . По словам А. Франса , «В романе талантливо даны ситуации и характеры; это произведение человека веселого и доброго, книга правдивая и вечная» .

Скаррону принадлежит довольно видное место в истории французской литературы XVII века: его роман явился противовесом одностороннему господству тех произведений, авторы которых считали изображение неприкрашенной действительности чем-то низменным и недостойным хорошего писателя. Крайности и увлечения, в которые впадал Скаррон, были естественной реакцией против крайностей старой школы; в основе его творчества лежал зародыш разумного, здорового реализма.

Скаррон писал также комедии — «Жодле, или Слуга-господин» ( Jodelet, ou le maître valet , 1645), L’héritier ridicule (1649), «Дон Иафет Армянский» ( Don Japhet d’Arménie , 1653), Le gardien de soi-même (1655) и другие, — сонеты , послания, мадригалы , собранные под общим заглавием Poésies diverses . Полное собрание сочинений Скаррона издано в в Амстердаме , в XIX веке переизданы «Вергилий наизнанку» (1858) и «Комический роман» (1857).

Известность в России

С творчеством Скаррона были довольно хорошо знакомы некоторые русские писатели начиная с XIX века; так, В. Майков в своей героико-комической поэме «Елисей, или раздраженный Вакх», несомненно подражал его манере; в первой песни этой поэмы попадается обращение к «душечке, возлюбленному Скаррону». О «Вергилии наизнанку» ( Virgile travesti ) имел понятие Николай Осипов , когда писал свою « Энеиду, вывороченную на изнанку ». В появился русский перевод «Веселой повести» ( Roman comique ), сделанный В. Тепловым.

Образ в искусстве

Аббату Скаррону и его салону посвящена глава XXIII романа Александра Дюма « Двадцать лет спустя ». В приключенческом романе Теофиля Готье (1863) « Капитан Фракасс » труппа бродячих актёров, к которой примкнул главный герой барон де Сигоньяк, часто ставила на сцене пьесу Скаррона «Бахвальство Капитана Матамора».

В кинематографе

Основные произведения

  • комедия «Жодле, или Слуга-господин», 1645
  • комедия «Бахвальство капитана Матамора», 1646
  • поэма «Тифон, или Гигантомахия», 1647
  • поэма « Вергилий наизнанку », 1648—1652
  • стихотворный памфлет «Мазаринада», 1649
  • комедия «Нелепый наследник, или Корыстолюбивая девица», 1649
  • « Комический роман », 1651—1657
  • комедия «Дон Яфет Армянский», 1653
  • комедия «Саламанкский школяр, или Великодушные враги», 1654
  • комедия «Принц-корсар», 1658
  • «Трагикомические новеллы» («Тщетная предосторожность», «Лицемеры», «Невинное прелюбодеяние», «Больше дела, чем слов», «Наказанная скупость»), изданы в 1661

Публикации текстов

  • Скаррон П. Комический роман / Пер., ст., коммент., библиогр. Н. Кравцова. — М. : Academia, 1934. — 651 с. — (Французская литература / Под общ. ред. А. М. Эфроса ). — 5300 экз.
  • Скаррон П. Трагикомические новеллы / Пер. А. В. Болдырева, К. А. Ксаниной. — Л. : Гослитиздат, 1938. — 320 с.
  • Скаррон П. Комедии / Пер. А. С. Эфрон и М. А. Донского ; ст. и примеч. М. Лозовецкого. — М. : Искусство, 1964. — 391 с. — (Библиотека драматурга / Редкол.: А. Аникст, Б. Бояджиев, Г. Гоян и др.). — 7000 экз.

Примечания

  1. Paul Scarron //
  2. Paul Scarron // — 1997.
  3. — 2013.
  4. Веселовский Ю. А. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1900. — Т. XXX. — С. 180.
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118605984 // (нем.) — 2012—2016.
  6. Франс А. Поль Скаррон // Собр. соч. в 8-ми т. — Т. 8. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. — С. 346.

Литература

Мемуары и воспоминания современников
Исследования
  • Кравцов Н. Скаррон и его роман // Комический роман / П. Скаррон ; пер., коммент., библиогр. Н. Кравцова. — М. : Academia, 1934. — С. 7—52. — (Французская литература / Под общ. ред. А. М. Эфроса ).
  • Лозовецкий М. Предшественник Мольера // Комедии / П. Скаррон ; Пер. А. С. Эфрон и М. А. Донского ; примеч. М. Лозовецкого. — М. : Искусство, 1964. — С. 5—29. — (Библиотека драматурга).
  • Morillot Paul. Scarron et le genre burlesque. — P. : H. Lecene et H. Oudin, 1888.
  • Chardon H. La troupe du Roman Comique dévoilée. — P. , 1876.
Энциклопедии и словари
Источник —

Same as Скаррон, Поль