Interested Article - Фо, Дарио

Дарио Фо ( итал. Dario Fo , 24 марта 1926 , Санджано 13 октября 2016 , Милан , Италия ) — итальянский драматург , режиссёр , теоретик сценического мастерства, живописец. Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1997 ) , почётный доктор римского университета Ла Сапиенца ( 2006 ).

Биография

Родился в Санджано (провинция Варесе в области Ломбардия ) в бедной семье рабочего и крестьянки. Феличе Фо, отец будущего драматурга, работал железнодорожником и был актёром-любителем. Родители отличались антифашистскими убеждениями, отец к тому же являлся членом Итальянской социалистической партии . Семья помогала раненным партизанам и спасала от концлагерей еврейских учёных, переправляя их в Швейцарию .

Несмотря на бедность, родители решили поддержать сына в его художественных интересах: в 1940 году Дарио Фо поступил на факультет сценографии в миланской Академии Брера , однако учёба была прервана событиями Второй мировой войны . Он избежал призыва в армию Республики Сало , прячась до конца войны на чердаке. В 1945 году перешёл на обучение на факультет архитектуры Миланского политехнического института.

Дарио Фо

Первые произведения написал в студенческие годы. Это были небольшие монологи , сатирические скетчи, полуфантастические рассказы (наследующие народные предания). Эти произведения он исполнял в кругу друзей и со временем приобрел популярность. С 1951 года Фо исполнял на национальном радио Италии ( RAI ) серию из 18 своих юмористических монологов («Малышня»), в которых излагал политическую сатиру на лад библейских повествований. Вскоре встревоженное руководство закрыло передачу Фо, но она успела принести ему известность.

В 1953 году, оставив институт, полностью посвятил себя творчеству. В 1951 году он встретил актрису Франку Раме (1929—2013), девушку из театральной семьи, ставшую в 1954 году его женой, соавтором и первой актрисой его театра . Для независимого театра-варьете он написал и поставил два фарса «Пальцем в глаз» (1953) и «Связать здоровых» (1954). Вскоре оба произведения, высмеивавших буржуазное общество и правящую Христианско-демократическую партию , были запрещены политической и церковной цензурой.

В 1955—1957 годах он писал сценарии для кино, выступал как художник и актёр в некоторых фильмах, в частности у режиссёра Карло Лидзани. В 1957—1958 годах тандем Фо-Раме, после дебюта в миланском Пикколо Театро, отправился в годовой тур по Италии. В 1959 году был основан новый театр «Труппа Дарио Фо — Франке Раме». Первым его успехом была пьеса на три акта «Архангелы не играют во флиппер» («Gli archangeli giocano a flipper», 1959) — фарсовая комедия с сатирой на чиновничью бюрократию.

С 1963 года выступал в качестве актёра, режиссёра, автора скетчей для кабаре и уличных театров, с 1969 года руководил передвижной театральной труппой «Ла Коммуна». Оставаясь близок к левым социалистическим силам, в 1970 году вышел из компартии Италии .

В 2006 году безуспешно пытался выдвинуть свою кандидатуру в мэры Милана. Он занял второе место на предварительных выборах кандидата от левоцентристской коалиции «Союз» . При поддержке Партии коммунистического возрождения (ПКВ) он собрал более 20 % голосов. На парламентских выборах того же года Франка Раме была избрана сенатором от « Италии ценностей ». С 2010 года и Фо, и Раме являлись независимыми членами ПКВ.

Творчество

Автор сценических фарсов -арлекинад («Пальцем в глаз», 1953 ), документальных политических драм в традициях брехтовского театра («Народная война в Чили», 1973 , и другие). В проникнутых чёрным юмором , насыщенных актуальными аллюзиями и построенных на актёрской импровизации гротескно-сатирических пьесах «Мистерия-буфф» ( 1969 ), « Смерть анархиста от несчастного случая » ( 1970 ), «Тук-тук! Кто там? Полиция» ( 1974 ), «Не можешь платить — не плати» ( 1981 ) приёмы агитпроповской сатиры переплетаются с элементами средневековых площадных , комедии дель арте , ярмарочного театра кукол , цирковой клоунады . В 2001 принят в члены международного шутовского Коллежа патафизики , созданного в честь Альфреда Жарри . В 2008 участвовал в съёмках фильма-расследования Джульетто Кьеза «9/11. Расследование с нуля» о событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Публикации на русском языке

  • Свободная пара. Одноактная пьеса / Пер. Н. Живаго // Драматурги — лауреаты Нобелевской премии. М.: Панорама, 1998, с. 428—455.
  • Укравший ногу, счастлив в любви, комедия, 1961 год. Пьеса в 2-х действиях. Перевод осуществлён официальным переводчиком Дарио Фо в России Валерием Поповым, 1988 год.
  • Двуглавый Премьер, комедия, 2004 год. Перевод Валерия Попова, 2014.
  • Не играйте с архангелами. Фарсовая комедия в трех действиях/ Пер. Н. Живаго // Альманах «Современная драматургия», 1985, № 1.

Примечания

  1. Dario Fo // (англ.) — 2000.
  2. Dario Fo // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  3. (итал.) — Torino: , 2016. — ISSN
  4. Fo, Dario // (итал.)
  5. (англ.) . The Guardian (13 октября 2016). Дата обращения: 13 октября 2016. 13 октября 2016 года.
  6. . Дата обращения: 28 марта 2012. 30 апреля 2012 года.
  7. . Дата обращения: 28 марта 2012. Архивировано из 8 мая 2012 года.
  8. . Дата обращения: 28 марта 2012. Архивировано из 4 марта 2012 года.
  9. . Дата обращения: 28 марта 2012. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  10. (недоступная ссылка)

Литература

  • Рогозина Е. Традиции итальянской commedia dell’arte в творчестве Л. Пиранделло и Д. Фо // . № 4, 2002.
  • Binni L. Dario Fo. Firenze: La nuova Italia, 1977
  • Puppa P. Il teatro di Dario Fo: dalla scena alla piazza. Venezia: Marsilio, 1978
  • Mitchell T. Dario Fo: people’s court jester. London; New York: Methuen, 1984
  • Behan T. Dario Fo: revolutionary theatre. London; Sterling: Pluto Press, 2000
  • Farrell J., Scuderi A. Dario Fo: stage, text, and tradition. Carbondale: Southern Illinois UP, 2000
  • Farrell J. Dario Fo and Franca Rame: harlequins of the revolution. London: Methuen, 2001

Ссылки

Источник —

Same as Фо, Дарио