Господин Никто (фильм, 2009)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Господин Великий Новгород» — советский исторический фильм 1984 года . Премьера — май 1985 года .
Август 1941 года . Новгород готовится к обороне. Получив приказ оставить город, горком уходит в подполье и разворачивает партизанское движение. При этом крайне важно спасти бесценные музейные коллекции и культурные ценности. Два вагона с раритетами были вывезены в Киров ещё в июле, а последние баржи с самыми крупногабаритными предметами (такими, как Сигтунские и Корсунские врата Софийского собора и гигантские колокола Софийской звонницы ) покинули город незадолго до того, как он был оставлен 19 августа 1941 года.
Войдя в город, немцы бурно отмечают это событие факельным шествием вокруг памятника тысячелетию России . Пытаясь выяснить судьбу колоколов Софийской звонницы, они сгоняют мирное население в Георгиевский собор Юрьева монастыря , запирают там и пытаются взорвать, но собор неожиданно для немцев выдерживает взрыв.
Действие во время Великой Отечественной войны чередуется с исторической ретроспективой, о борьбе Александра Невского с иноземными захватчиками. Тевтонцы , согнав народ, плавят на костре один из снятых с церкви колоколов.
По сюжету, гитлеровцы намерены окончательно уничтожить древний русский город, и для этой цели направляют туда баржу с тротилом . Подпольщики пытаются спасти Новгород — они организуют диверсию на пристани, а баржу подрывает вместе с собой один из партизан.
Фильм был снят по одноимённой повести Дмитрия Балашова . Автор повести в то время находился в опале у советских властей, ему хронически не хватало денег. Он был задержан милицией прямо на новгородском вокзале. Однако благодаря фильму Салтыкова Балашов смог решить часть своих проблем и приобрести жильё в Великом Новгороде .
Критик Юрий Тюрин писал после выхода фильма в 1985 году в журнале « Советский экран », что фильм вызвал у него противоречивые чувства. Он писал, что первая часть фильма, где идёт речь о действиях новгородских властей в период Второй мировой войны , показалась ему убедительнее второй — исторической, которая «грешит приблизительностью художественных решений». Вместе с тем, по мнению критика, содержится много сильных сцен, ему также понравились натурные съёмки среди древних памятников Великого Новгорода .
Через 30 лет после премьеры фильма о нём продолжали помнить — журналист « Комсомольской правды » вспоминал о нём в 2013 году, указывая, что «был одобрен зрителями и критиками и довольно натурально передал атмосферу Великой Отечественной войны» в Великом Новгороде .