Interested Article - Вачиравуд
- 2020-06-12
- 1
Вачиравуд , он же Рама VI ( тайск. พระบาทสมเด็จพระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว ; 1 января 1881 — 25 ноября 1925 ) — шестой король Раттанакосина с 1910 по 1925 . Из династии Чакри .
Образование
Принц Вачиравуд родился 1 января 1881 года в семье короля Чулалонгкорна и одной из его четырех жен королев — королевы Саовабхи . В 1888 году, достигнув совершеннолетия, Вачиравуд получил титул Кром Кхун Тхеп Дваравати (Принц Аютии) .
Принц Вачиравуд впервые получил образование в королевском дворце, где преподавание велось на тайском и английском языках. В январе 1895 года его сводный брат, наследный принц , умер, а потому Вачиравуд был провозглашен новым наследным принцем Сиама. Он продолжил образование в Великобритании, в Королевском военном училище ( Сандхерст ) в 1898 году , а после его окончания на короткое время был зачислен в Легкую пехоту Дарема. Он изучал право и историю в Крайст-Черч ( Оксфорд ) в 1899 году , где он был членом эксклюзивного Буллингдонского клуба. Однако он страдал от аппендицита, лечение которого помешало ему окончить учебу в 1901 году . Пока Вачиравуд жил в Англии, он посетил другие европейские страны, включая Германию (май 1902 г.) и Данию (сентябрь 1902 г.) .
Вачиравуд присутствовал на церемонии возведения на престол короля Испании Альфонсо XIII 15 мая 1902 года в Мадриде . От имени своего отца, короля Чулалонгкорна, Вачиравуд присутствовал также на коронации английского короля Эдуарда VII 9 августа 1902 г.
Король Чулалонгкорн умер 23 октября 1910 года , и Вачиравуд стал новым королем Сиама.
Воцарение и ранние реформы
Еще до своей коронации Вачиравуд инициировал несколько реформ. Он организовал оборону Сиама и основал военные академии . Вачиравуд, впервые в истории Сиама создал звание «генерал»: его дядя, принц стал первым сиамским фельдмаршалом . 11 ноября 1910 года Вачиравуд прошел предварительную церемонию коронации, а другая, более пышная, была запланирована после завершения погребальных обрядов его отца .
Первыми шагами Вачиравуда после восшествия на престол было строительство Королевского пажеского колледжа , впоследствии переименованного королем Прачадипоком в «колледж Вачиравуда» в честь своего брата. Он был построен как школа-интернат только для мальчиков в той же традиции, что и английские государственные школы, такие как Итонский колледж и школа Хэрроу . Школа была построена на месте королевского монастыря, поскольку король Вачиравуд считал, что в Бангкоке было слишком много храмов. В своем письме король Вачиравуд написал, что « в Королевском колледже пажей я хочу не столько выпускать способных мальчиков, сколько блестящих ученых того же уровня с тысячами баллов каждый… чтобы оттуда вышли умелые образцовые молодые люди — люди, которые будут физически и морально чисты и которые будут с нетерпением ждать возможности взять на себя любое бремя, которое будущее нашего государства может возложить на них » .
Позже Вачиравуд также превратил школу государственных служащих в «академию государственных служащих Чулалонгкорна», затем — в Университет Чулалонгкорна . И колледж Вачиравуда, и университет Чулалонгкорна по-прежнему пользуются теми средствами, которые король Вачиравуд выделил для использования этим двум элитным учреждениям. Он также улучшил сиамские системы здравоохранения и основал некоторые из первых государственных больниц в Сиаме, больницу Ваджира в 1912 году и больницу Чулалонгкорна в 1914 году .
В 1911 году Вачиравуд основал Корпус Дикие тигры , военизированный корпус , выходящий за рамки установленной военной иерархии. Первоначально корпус был церемониальной гвардией, но за первый год она превратилась в военную силу численностью 4000 человек , отнимая у короля много времени и энергии. Это стало источником глубокого недовольства между армией и королем. Было также создано отделение бойскаутов для детей, известное как (ลูกเสือ, Тигрята ) .
28 ноября 1911 года состоялась вторая и официальная коронация Вачиравуда, на которой присутствовали члены королевских семей из Европы (Великобритания, Российская империя, Греция и т. д.) и Японии . На праздничные мероприятия, которое длилось 13 дней, было израсходовано 8 % национального бюджета . В том же году первый самолет совершил полет в Сиам .
В первые годы правления Вачиравуда в политике страны в значительной степени доминировали два его дяди, принц Дамронг Ратчанубаб и принц , которые являлись правой рукой короля Чулалонгкорна. Однако король Вачиравуд был не согласен с принцем Дамронгом, в то время бывшим министром внутренних дел, по поводу переговоров последнего по англо-сиамскому договору 1909 года , по которому Британской империи было передано четыре султаната .
Вачиравуд реформировал систему административного деления: каждым регионом управлял Упараджа (наместник), непосредственно подчиненный королю. Упараджа сосредоточил местные административные полномочия в своих руках .
Попытка переворота (1912 г.)
Радикалы ожидали принятия новой конституции после коронации Вачиравуда. Однако конституции не последовало. В октябре 1911 года Учанское восстание , которая в конечном итоге привело к падению династии Цин , побудило сиамских радикалов к действиям. Итак, впервые в Сиаме была предпринята попытка свергнуть монархию и установить демократию.
Однако непосредственная причина восстания возникла еще до коронации Вачиравуда. В 1909 году наследный принц Вачиравуд приказал наказать палкой студента Королевской военной академии. Выпускников академии еще больше спровоцировало создание Вачиравуда «Корпуса Дикие тигры», который армия рассматривала как угрозу своим прерогативам .
Заговорщиками выступили относительно молодые офицеры армии и флота, студенты (участники инцидента 1909 года).
Переворот был запланирован на 1 апреля — традиционный сиамский Новый год . Они планировали поставить одного из братьев Вачиравуда, принца на должность первого президента Сиама. Они считали, что если абсолютная монархия будет устранена, Сиам достигнет модернизации, как Япония при императоре Тайсё .
Лидеры переворота обвинили короля в том, что он тратит свое время на сочинение театральных постановок и участие в них со своими товарищами. Они также обвинили короля в ведении роскошной жизни в западном стиле, построении дворца Санам Чандра и парка Люмпини , владении дорогими лошадьми из Австралии, в то время как своим подданным Вачиравуд проповедовал аскетизм и национализм.
Однако, о плане государственного переворота стало известно властям. Участник восстания, капитан Ют Конгю рассказал о планируемом перевороте принцу Чакрабону . Принц Чакрабон арестовал всех заговорщиков. Их приговоры были суровыми, от казни до длительных тюремных заключений. Однако король Вачиравуд отменил наказания и освободил заговорщиков, заявив, что то, что они сделали, было ради блага королевства.
Попытка военного переворота 1912 г. и выдвижение заговорщиками лозунга установления в Сиаме республиканского правления, вынудило правящие круги приступить к проведению реформ, с целью формулирования принципов абсолютной монархии, которые можно было бы противопоставить республиканским принципам .
Миграционная политика
Из-за роста в стране числа китайских иммигрантов сиамское правительство было вынуждено ввести ограничительные меры. Так, для урегулирования данного вопроса при короле Раме VI был принят Законе об иммиграции .
В 1910 году король Рама VI изменил свой подход к националистической политике, в то время как антикитайские настроения в стране усилились. В 1911 году был принят Закон № 130 о натурализации, по которому сиамское гражданство предоставлялось тем иностранцам, которые выполнили указанные в законе условия. Закон о гражданстве 1913 года предусматривал, что любой ребенок, рожденный от тайского родителя в Сиаме или за границей, является гражданином Таиланда в соответствии с законодательством Таиланда. Все, кто родился в Сиаме, независимо от происхождения, считались тайцами. Это привело к контролируемому подходу к иммиграции, который был в основном ориентирован на мигрирующих китайцев и был введен из-за массовых опасений, что китайская иммиграция создаст угрозу коренному населению. В 1914 году иммиграция из Китая была установлена на уровне 10 000 человек в год .
Литературная деятельность
Вачиравуд был плодовитым писателем и поэтом . От лица сиамского студента, вернувшегося из Европы, он сочинил эпистолярную серию клайбанов. От разочарования в действительности героя избавляет любовь к сиамской девушке, получившей европейское воспитание.
Большой цикл «песен гребцов» (хе-рыа) в значительной степени зависим от аналогичных стихов поэма Тамматибета (XVIII век). Нират «Малететай» написан по мотивам джатаки о Самуттакоте. В 1914—1920 годах по его инициативе была опубликована большая антология словесности Таиланда (около 40 томов) .
Особенно велик вклад Вачиравуда в драматургию — им написано более 100 пьес в самых различных жанрах . Для классического театра кон (кхон) он написал пьесы «Похищение Ситы» и «Сожжение Ланки», основываясь на тексте « Рамаяны » Вальмики . Ему принадлежат стихотворные адаптации драмы Калидасы « Шакунтала », комедии Мольера « Лекарь поневоле » и пьес Шекспира « Отелло » и « Венецианский купец ». Комедии (причем прозаические) сочинялись Вачиравудом впервые в истории тайской драматургии. Близка к политической сатире пьеса «Захват власти», где изображается борьба двух соперничающих парламентских партий, которая едко высмеивается автором. Комедия «Встреча короля» изображает события в провинциальном сиамском городке, среди жителей которого распространился ложный слух о приезде монарха.
Историческая драма «Пхра Руанг» на сюжет из древнейшей полулегендарной истории Таиланда была написана в двух вариантах — для традиционного театра лаконрам (исполнение чтецом с группой мимов) и для нового, созданного королём жанра лаконпут («разговорный театр», пьеса, построенная на диалогах). В ней описывалось создание первого тайского государства в упорной борьбе с кхмерами.
В драме «Сердца воина» автор описывает нападение на Сиам вымышленного противника, яркими красками изображает жестокости войны и призывает молодежь вступать в состав военизированной организации « Дикие тигры ».
Семья
Сведения о личной жизни короля противоречивы. Некоторые авторы характеризуют его как «неуверенного гомосексуала» , хотя обоснованность такой оценки спорна. Вачиравуд женился несколько раз, причём, несмотря на то, что в 1921 году в стране была отменена полигамия, монарх вступал в брак до расторжения предыдущего, и фактически в период 1921—1925 гг. находился в официальном браке сразу с несколькими женщинами.
Часто встречается ошибочное утверждение, что король не оставил потомства, что не соответствует действительности. Единственная дочь Вачиравуда, принцесса родилась 24 ноября 1925 года, за 2 часа до смерти отца. Её матерью была королевская наложница Круэкае Абхайвонгсе, дальняя родственница короля Камбоджи Нородома I , позже известная как принцесса . Умирающий король успел только один раз увидеть новорождённую, имя принцессе дал уже его брат и преемник Прачадипок .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 17 января 2016. 20 декабря 2016 года.
- We Love Mahavajiravudh. от 2 августа 2020 на Wayback Machine . Kingramavi.blogspot.com. Retrieved 2019-07-14.
- «Germany». The Times (36783). London. 2 June 1902. p. 7.
- «Court Circular». The Times (36875). London. 17 September 1902. p. 7.
- Vajiravudh (King of Siam). Couronnement Espagnol. Krung Thēp, (1984), p. 3.
- The Knights of England: A Complete Record from the Earliest Time to the Present Day of the Knights of All the Orders of Chivalry in England, Scotland. Volume 1, (1970), p. 425.
- Gerald W. Fry, Gayla S. Nieminen, Harold E. Smith. «Historical Dictionary of Thailand», (2013), p. 441.
- Nangsư̄72 phansā Mahā Rāchinī: (chabap chalœ̄m phrakīat). Sathāban Phatthanā Thanāikhwām, (2005), p. 26.
- Stephen Lyon Wakeman Greene. « Absolute Dreams: Thai Government Under Rama VI, 1910—1925 », White Lotus Press, (1999), p. 35.
- Chris Baker, Christopher John Baker, Pasuk Phongpaichit. «A History of Thailand», (2014), p. 71.
- Thailand in the 90s. National Identity Office of the Prime Minister, (1991), p. 28.
- Tenggara, Issues 11-16. Raybooks Magazines, (1980), p. 71.
- Mitchell Young, Eric Zuelow, Andreas Sturm. «Nationalism in a Global Era: The Persistence of Nations», (2007), p. 108.
- Patit Paban Mishra. «The History of Thailand», (2010), p. 97.
- Thomas Engelbert. «Ethnic Minorities and Politics in Southeast Asia», Peter Lang, (2004), p. 172.
- Jana Raendchen. «Erneuerung durch Tradition: Das Wirken des Vajiranana Varorasa (1860—1921) bei der Modernisierung des thailändischen allgemeinbildenden Schulwesens», SEACOM, (1997), p. 68.
- John William Henderson. Area Handbook for Thailand, Volume 550, Issue 53, (1971), p. 38.
- Stephen Lyon Wakeman Greene. «Absolute Dreams: Thai Government Under Rama VI, 1910—1925», White Lotus Press, (1999), p. 36.
- Chris Baker, Christopher John Baker, Pasuk Phongpaichit. «A History of Thailand», (2014), p. 69.
- Walter F. Vella. «Chaiyo!: King Vajiravudh and the Development of Thai Nationalism». (2019), p. 89.
- Scot Barmé. «Luang Wichit Wathakan and the Creation of a Thai Identity», (1993), p. 26.
- Gerald W. Fry, Gayla S. Nieminen, Harold E. Smith. «Historical Dictionary of Thailand», (2013), p. 355.
- M.C. Ricklefs, Bruce Lockhart, Albert Lau, Portia Reyes, Maitrii Aung-Thwin. «A New History of Southeast Asia». (2010), p. 256.
- Norman G. Owen. «The Emergence Of Modern Southeast Asia: A New History», (2005), p. 352.
- Eliezer B. Ayal. «The Study of Thailand: Analyses of Knowlege, Approaches and Prospects in Anthropology, Art History, Economics, History, and Political Science», Volumes 54-57. Center for International Studies, Ohio University, (1978), p. 201.
- Мельниченко Б. Н. «Буддизм и королевская власть (Буддизм в истории Сиамского государства XIII — начала XX века)», (1996), стр. 128.
- The China Critic, Volume 5. China Critic Publishing Company, (1931), p. 684.
- Liu Hong, ed., The Chinese Overseas (London and New York, 2006).
- Proletarian and Gendered Mass Migrations: A Global Perspective on Continuities and Discontinuities from the 19th to the 21st Centuries. BRILL, (2013).
- Jim Goodman. «Thailand», (2002), p. 95.
- Čhēttanā Nākwatchara. «Comparative Literature from a Thai Perspective: Collected Articles, 1978—1992», Chulalongkorn University Press, (1996).
- Martin Banham, James R. Brandon. «The Cambridge Guide to Theatre», (1995), p. 1078.
- Greene, Stephen, 'Thai Government and Administration in the Reign of Rama VI (1910/1925),' PhD Thesis, University of London (1971), p. 92.
Литература
- История всемирной литературы. В 9 т. Т.8. М., 1994. С.643, 644—646.
- Walter Francis Vella. Chaiyo! King Vajiravudh and the Development of Thai Nationalism. — University of Hawaii Press, 1978. — 347 с. — ISBN 978-0824804930 .
- 2020-06-12
- 1