Ладакхский язык
- 1 year ago
- 0
- 0
Лада́кх , или Ладак ( тиб. ལ་དྭགས་ , Вайли la dwags , хинди लदाख , урду لدّاخ ) — историческая и географическая область в Индии .
С 2019 года является союзной территорией, отделённой от бывшего штата Джамму и Кашмир .
Дословно «ла» означает перевал , «дакх» — страна . Расположена между горными системами Куньлунь на севере и Гималаи на юге. Ладакх населён народами как индоевропейского, так и тибетского происхождения и является одной из наименее населённых областей Центральной Азии. Исторически в состав Ладакха входили Балтистан , долина Инда , Занскар , Лахул-Спити на юге, Нгари и Аксайчин на востоке, а также долина Нубра на севере. В настоящее время Ладакх граничит с Тибетом на востоке, Лахулом и Спити (штат Химачал-Прадеш ) на юге, долинами Кашмира, Джамму и Балтистаном на западе, и ограничен хребтом Куньлунь, за которым начинается Восточный Туркестан , на севере. На территории Ладахка находятся одни из самых высоких гор в мире.
Ладакх иногда называют «Малым Тибетом» из-за схожести с культурой и природой Тибета. В прошлом он часто играл важную стратегическую роль из-за своего положения на пересечении торговых путей . Здесь когда-то проходил Великий шёлковый путь , а буддийские пилигримы основали монастыри на своём пути из Индии в Тибет . После закрытия западных границ Китая международная торговля здесь пришла в упадок. До 1974 года Ладакх был закрыт для туристов, но сейчас индийское правительство активно развивает в регионе туризм, который является существенным фактором дохода.
Важнейший и крупнейший город Ладакха — Лех . Большинство населения Ладакха — буддисты , а большая часть остальных жителей мусульмане- шииты . В последнее время неоднократно выдвигался [ кем? ] лозунг о выделении Ладакха в отдельную союзную территорию из преимущественно мусульманского штата Джамму и Кашмир .
Ладакх состоит из двух районов — Лех и Каргил . Лех, площадью 45 100 км², — больший из двух. Он расположен между 32° и 36° северной широты и 75°-80° восточной долготы. На западе Лех граничит с Пакистаном , на севере с Китаем . В районе Лех находятся город Лех и 112 населённых пунктов.
Исторически, регион включал Балтистан ( Балтиюл ), долину Инда , Занскар , Лахул и Спити , иногда, Нгари включая Рутог и Гуге , Аксайчин , Нубра . Современный Ладакх на востоке граничит с Тибетом , Лахул и Спити на юге, долиной Кашмира , Джамму и Балтистаном на западе, а также закуньлуньскими землями восточного Туркестана на севере. Направляясь с юго-запада на северо-восток, Алтын-Таг сходится с Куньлунем в Кашмире, который с юго-востока на северо-запад в форме буквы «V» с изгибом у непальского городка . Географическое разделение между Ладакхом и Тибетом начинается непосредственно к северу от Пулу. Оно идёт дальше на юг в массивном лабиринте хребтов к востоку от Рутога , где находятся Алинг Кангри 32°48′30″ с. ш. 81°00′03″ в. д. и Маванг Кангри и завершается в районе .
Горный хребет региона был сформирован 45 миллионов лет назад при столкновении Индостанской плиты с Евразийской тектонической плитой . Плита всё ещё движется, вызывая землетрясения в Гималаях. Пики Ладакха средней высоты у Зоджи Ла (5000-5500 м), и выше к юго-востоку, самые высокие у (7000 м).
Ладакх — высочайшее плато Индии, с перепадом высот от 2750 метров над уровнем моря в Каргиле до 7672 метров в . Граничит с двумя горными хребтами, Каракорумом на севере и Большими Гималаями на юге, а также пересекается двумя параллельными горными цепями — Ладакхским и Занскарским хребтами . Ладакхский хребет не имеет высоких вершин, в среднем его высота составляет 6000 метров, высота некоторых перевалов ниже 5000 метров.
К северу от хребта Ладакх расположена тёплая и плодородная долина реки Нубра , простирающаяся до подножия Каракорума . В неё ведёт дорога из Леха через перевал Кардунг-Ла (5600 метров), который является самым высокогорным автомобильным перевалом в мире. Долина Нубра и долина реки Шиок вместе носят название Нубра.
Между хребтом Занскар и Большим Гималайским хребтом находится область под названием Занскар — настолько обширная и значительная, что её имя часто упоминается наравне с Ладакхом для обозначения региона в целом. Окружённая со всех сторон высокими хребтами, она веками была изолирована от цивилизации и сохраняла свою власть и свою историю. Наличие всех высотных поясов — и плодородных долин, и альпийских пастбищ — позволяло её жителям существовать вполне самостоятельно. Река Занскар, собрав воды нескольких крупных притоков и многих мелких, покидает эту долину через узкое и глубокое ущелье, пропиленное ею в хребте Занскар, и впадает в реку Инд ниже Леха . Прямой колёсной дороги из Занскара в Ладакх нет, единственный путь сообщения — окружная дорога через перевал Пензи-Ла (4400 м) и Каргил в Кашмире . Значительная часть коммуникаций по сей день осуществляется по устоявшимся за многие века караванным тропам, ведущим в Ладакх, Лахул и юго-западные предгорья Гималаев.
В климате соединяются условия пустыни и Арктики , и Ладакх часто называют «холодной пустыней». Температура здесь колеблется от −40° С зимой до +35° С летом. Говорят, что только здесь можно страдать от солнечного удара и обморожения одновременно . Осадков выпадает в среднем 100—200 мм в год.
В состав союзной территории Ладакх правительство Индии включает Аксай-Чин и Гилгит-Балтистан.
Территория Ладакха была заселена с неолита , что подтверждается многочисленными находками пещерных рисунков. Древнейшее население Ладакха предположительно состояло из индоариев , монов и дардов , о чём упоминают Геродот , Неарх , Мегасфен , Плиний Старший и Клавдий Птолемей ; упоминание о них встречается в географических списках « Пураны » . В I веке н. э. Ладакх входил в Кушанское царство . Во II веке в западном Ладакхе распространился пришедший из Кашмира буддизм . Восточный Ладакх и Западный Тибет до VIII века были населены поклонниками религии бон . В VIII веке Ладакх попал в сферу влияния расширявшегося на Запад Тибета. Одновременно через Центральную Азию распространялось китайское влияние. В 842 году , после распада Тибетской Империи, территорию Ладакха захватил , представитель тибетской правящей династии, который и стал основателем династии правителей Ладакха. Во время его правления весь Ладакх был обращён в буддизм (что в литературе часто называется «вторым распространением буддизма»), религиозные идеи были заимствованы в северо-западной Индии, в частности, в Кашмире .
В XIII веке , находясь перед угрозой исламского завоевания, Ладакх решил ориентироваться на Тибет в вопросах религии. До 1600 года соседние мусульманские государства совершали регулярные набеги на Ладакх, что привело к дроблению и ослаблению последнего и обращению части населения в ислам .
Царь в XIV веке объединил Ладакх и основал новую династию , правившую до 1834 года . Представители династии отразили нападения из Центральной Азии и расширили территорию государства, которая в какой-то момент доходила на восток до Непала . В начале XVII века к Ладакху были присоединены Занскар и Спити . Позже Ладакх был завоёван моголами , которые перед этим заняли Кашмир и Балтистан , но смог сохранить свою независимость.
В конце XVII века Ладакх заключил союз с Бутаном против Тибета, что привело к тибетскому вторжению в Ладакх. Кашмир оказал Ладакху помощь и восстановил правление династии Намгьял на том условии, что царь Ладакха обратится в ислам и построит мечеть в Лехе . В 1684 году был заключён между Ладакхом и Тибетом, по которому независимость Ладакха была сильно ограничена.
В 1834 году догри , входившие в войска пенджабского сикхского государства под управлением Ранджита Сингха , захватили Ладакх. Восстание в Ладакхе в 1842 году было подавлено, и Ладакх был включён в государство догри, Джамму и Кашмир . Династия получила джагир (к югу от города Лех ), которым формально владеет по сей день. Начиная с 1850-х годов в Ладакх проникало европейское влияние; в 1885 году в Лехе была основана миссия протестантской Моравской церкви .
В 1947 году во время раздела Британской Индии правитель Джамму и Кашмира махараджа Хари Сингх колебался, следует ли ему присоединиться к Индии или Пакистану , но в конце концов подписал договор о присоединении к Индии. В 1949 году Китай закрыл границу между долиной Нубра и Синьцзяном , перекрыв тем самым старинный торговый путь. В 1955 году Китай начал строить около границы дороги, соединяющие Синьцзян и Тибет. Он также совместно с Пакистаном построил Каракорумское шоссе . В ответ Индия построила вдоль границы шоссе, соединяющее Лех и Сринагар , сократив дорогу между этими городами с 16 дней до двух. Весь штат Джамму и Кашмир является предметом территориальных споров Индии с Пакистаном ( Кашмирский конфликт ) и Китаем. В 1999 году в ходе Каргильской войны регион чуть не стал ареной ядерной войны. Административно Ладакх, входящий в состав штата Джамму и Кашмир, был в 1979 году разделён на округа Лех и Каргил. В 1989 году произошли столкновения между буддистами и мусульманами. В 1993 году после призывов к большей независимости от правительства штата, в котором доминируют кашмирцы , была создан Автономный горный совет развития Ладакха .
В 2019 году Ладакх стал самостоятельной союзной территорией Индии и был выведен из состава упразднённого штата Джамму и Кашмир .
Природа региона в первый раз была изучена Фердинандом Столичкой , палеонтологом из Австрии, организовавшим крупную экспедицию в регион в 1870-х. Растительность в Ладакхе в основном встречается у потоков и водоёмов, на высоких склонах, и в местах полива .
Фауна Ладакха схожа с центральноазиатской больше, чем с . В Ладакхе много птиц, которые проводят в нём лето, зимой возвращаясь в Индию. 225 видов птиц удивительно для такого пустынного района. Многие виды зябликов, малиновок, горихвосток и удодов встречаются летом. Коричневоголовые чайки летают летом над Индом и озёрами Чангтана . На озёрах живёт браминская утка и огари , горные гуси . Черношейный журавль — редкий вид тибетского плато, также встречается в Ладакхе. Другие птицы: ворон , клушица , гималайский улар и азиатский кеклик . Бородач и беркут часто бывают замечены в Ладакхе.
Нахур или «голубой баран» — наиболее распространённое парнокопытное ладакхских гор. Он также встречается в Занскаре и Шаме . Сибирский горный козёл — очень элегантное животное, встречается в западной части Ладакха, популяция примерно 6000 голов; это второе по распространённости парнокопытное. Он приспособлен к высокогорьям и, чувствуя опасность, поднимается по крутым склонам . Обитает также ладакхский муфлон (Ovis orientalis vignei). Он уникален для региона, его численность сократилась и в настоящее время составляет около 3000 голов . Этот муфлон — эндемик Ладакха, и чаще встречается около Инда и Шайока. Фермеры часто преследовали животных, обвиняя их в порче урожая. Не следует также забывать о охотниках, которые с XIX века приезжали из Сринагара для охоты на муфлонов. Тибетские аргали, или ньян — крупнейший дикий горный баран в мире, высотой 100—120 см в плечах с огромными рогами. Его ареал площадью 2,5 миллиона км² включает Тибетское плато, и, мигрируя, аргали преодолевает огромные горы. В Ладакхе около 400 аргали. Они живут на открытых просторах, так как, в случае атаки хищника, предпочитают стремительное бегство, а не подъём в горы . Редкую тибетскую антилопу оронго , или чиру, а в Ладакхе называемую «цос», истребляли из-за ценной шерсти (по-персидски ), которая продавалась на востоке для изготовления одежды высокопоставленных персон. С одной оронго вручную выщипывали немного шерсти, при этом антилопу убивали. Шерсть везли в Кашмир, где местные мастера вышивали изысканные шали. Ладакх также является ареалом Procapra picticaudata — , которая пасётся в восточном Ладакхе на границе с Тибетом .
Кианг , или тибетский дикий осёл, обычно пасётся на лугах Чангтана , насчитывают около 2500 особей. Кочевники-чангпа обвиняют ослов в порче и без того скудных пастбищ . Около 200 ирбисов из 7 000 в мире, живут в Ладакхе. В Хемиском национальном парке ( Hemis National Park ) созданы все условия для вольготного проживания леопарда. Рысь живёт в Нубре, Чангтане и Занскаре и охотится на мелких млекопитающих . Манул был замечен в Ладакхе, но больше о нём неизвестно. Тибетский волк иногда нападает на скот ладакхцев и поэтому бывает преследуем ими . Есть также несколько медведей в долине Суру и около Драса. Недавно в регионе была обнаружена тибетская лисица . Среди малых животных — сурки , зайцы , пищухи и полёвки .
В Ладакхе бедная растительность по причине сухого и жаркого лета и холодной зимы, но недостаток влаги самое существенное условие. У водоёмов, а особенно в местах полива растительность гораздо более развита.
Часто встречается облепиха ( Hippophae spp. ), шиповник, тамариск ( Myricaria spp. ), тмин, крапива, мята, Physochlaina praealta , и различные травы.
В пустыне вокруг Леха встречаются каперсы ( Capparis spinosa ), котовник ( Nepeta floccosa ), мордовник ( Echinops cornigerus ), хвойник ( Ephedra gerardiana ), ревень, пижма, гармала и ряд других суккулентов. Можжевельниковые деревья часто почитаются буддистами, как священные.
Человеческие поселения отмечены пышными полями и деревьями, орошаемы водой из ледниковых потоков, источников и рек. В высокогорных деревнях выращивают ячмень, горох и овощи, и есть один из видов ивы (называемый дрокчанг на ладакхи). В деревнях в долине также выращивают пшеницу, люцерну, горчицу на масло, виноград, и большое количество овощей. Из культивируемых деревьев в нижних деревнях выращивают абрикосы, яблоки, шелковицу, грецкие орехи, бальзамические тополя, Ломбардские тополя и несколько видов ивы (трудно определить, местные названия меняются). Вязы и тополя растут в Нубрской долине, и один легендарный белый тополь растет в Алчи , в долине Инда. Робиния псевдоакация ( Robinia Pseudoacacia ), гималайский кипарис и конский каштан выращиваются с 1990 года.
В соответствии с положениями Закона о реорганизации штата Джамму и Кашмир Ладакх управляется как союзная территория без законодательного собрания или избранного правительства. Главой правительства является губернатор-лейтенант, назначаемый президентом Индии , которому помогают государственные служащие индийской административной службы . Ладакх находится под юрисдикцией Высокого суда Джамму и Кашмира . Союзная территория Ладакх имеет свои собственные полицейские силы во главе с генеральным директором полиции .
В октябре 1993 года правительство Индии и штата согласилось создать в каждом округе Автономный горный совет. И в 1995 году был издан акт «О создании ладакхского автономного горного совета развития». Выборы в совет состоялись 28 августа 1995 года. Первое заседание состоялось в Лехе 3 сентября 1995 года. Каргил обрёл свой совет в июле 2003 года . Совет взаимодействует с деревенскими Панчаятами по вопросам экономики, здравоохранения, образования, землепользования, налогов, управления и самоуправления. Эти вопросы обсуждаются в исполнительном органе блока в присутствии исполнительного советника и других членов совета . Суды, закон, правопорядок, высшее образование является компетенцией штата.
Ладакх отправляет одного представителя (MP) в нижнюю палату Парламента — в Лок сабха ( Ладакхский избирательный округ Лок Сабха ). Сейчас Ладакх представляет .
В Ладакхе основные религии долгое время существовали мирно, но в последние десятилетия произошли негативные изменения. В 1931 году был создан — союз кашмирцев-буддистов (вернее, необуддистов, так как кашмирцы ещё в Средние века перешли в ислам) и это вызвало недовольство мусульман. В 1989 году были кровавые столкновения с мусульманами и Ладакхская буддийская ассоциация призвала к бойкотам мусульман, бойкот был снят в 1992 году. (LUTF), который контролирует Лехский совет, в 2002 году призвал политические силы Ладакха объединиться под одним флагом и требовать союзного статуса. Ситуация вскоре изменилась и некоторые советники вышли из партии и стали либо беспартийными, либо вошли в Национальную конференцию ДиК. У фронта нет единого мнения относительно границ союзной территории, так как мусульманский Каргил не желает отсоединяться от Сринагара.
Функционируют два местных совета — Каргильский (большинство у Джамму и Кашмирской нацконференции и ИНК), и Каргильский (большинство у БДП). В парламенте Индии Ладакх представлен БДП.
Достоверно известно, что первые буддийские культовые сооружения появились в Ладакхе во II веке н. э. при кушанском императоре Канишке . Но строения разрушились, а буддизм надолго покинул регион, уступив место религии Бон и другим анимистическим культам. В IX—X веках в регионе стала утверждаться Ваджраяна и появлялись первые религиозные сооружения, священные пещеры, где уединялись йогины. Многие монастыри связывают своё основание с деятельностью Ринчена Санпо (958—1055) — святого, переводчика, философа, и по некоторым сведениям, регента Гуге . В XVII веке в Ладакхе сформировалась современная система монастырей, которые относятся, главным образом, к школам Друкпа Кагью и Гелуг .
Некоторые важнейшие монастыри:
Экономика Ладакха зиждется на трёх столпах: индийская армия, туризм и гражданское правительство в форме предоставления рабочих мест и расширенных субсидий. Сельское хозяйство ныне не является основой экономики, хотя так было поколение назад, да и теперь большинство ладакхцев живут сельским хозяйством.
Веками основу ладакхской экономики составляло производство ячменя, гороха, пшеницы, разведение скота, особенно, яков , коров , помесей яков и коров, овец и коз. На высоте 3000-4000 м сельскохозяйственный сезон короток, всего несколько месяцев в году, как в северных странах. Недостаток влаги препятствует созданию крупных фермерских хозяйств, но ладакхцы выработали эффективные формы для мелкого производства. Для орошения создавались ирригационные каналы. Важнейшие культуры: ячмень и пшеница . Рис ранее считался роскошью, но ныне, благодаря субсидиям правительства, стал дешевле остальных видов зерна .
В низинах выращивают фрукты, в таких высокогорных местах как Рупшу живут кочевники. Раньше они меняли прибавочный продукт на соль, сахар, спички и другие предметы. Два ладакхских продукта были экспортными: абрикосы и кашемир . Сегодня важной сельскохозяйственной продукцией стали овощи, которые активно закупаются индийской армией и продаются на внутреннем рынке. Производством занимаются мелкие землевладельцы, которые трудятся на земле лично и иногда нанимают сезонных рабочих из Непала. Голый ячмень (ладакхи nas , урду grim ) — традиционно ведущая сельскохозяйственная культура Ладакха, на берегах Цоморари близ Корзок Гомпа его выращивают на высоте 4600 м, что считается высочайшим полем в мире .
Раньше Ладакх в полной мере наслаждался выгодой своего географического положения, находясь на пересечении торговых путей. Ладакхцы брали пошлину с товаров, перевозимых караванами из Туркестана , Тибета, Пенджаба , Кашмира и Балтистана. Некоторые ладакхцы сами занимались караванной торговлей, содействуя торговле тканями, коврами, красителями и наркотиками между Пенджабом и Синьяцзяном . Тем не менее, со времени закрытия тибетской границы китайским правительством, международная торговля через Ладакх сошла на нет .
С 1974 года индийское правительство приняло меры по развитию туризма в Ладакхе, который, несмотря на войну в Кашмире, стал более безопасным. Сейчас только 4 % ладакхцев заняты в туристическом бизнесе, но туристы приносят 50 % ВНП региона .
Приключенческий туризм появился в Ладакхе в XIX веке. В начале XX века стали популярны 14-дневные туры английских служащих в Индии из Сринагара в Лех. Агентства, возникшие в Сринагаре и Шимле специализировались на приключенческом туризме — охота , рыболовство и походы. Эта эпоха описана Артуром Невесом в «Туристическом путеводителе по Кашмиру, Ладакху и Скардо», впервые опубликованном в 1911 году . Сегодня около 30 000 туристов посещают Ладакх каждый год. Туристы посещают такие места, как Лех , , долина Суру, Каргил , Занскар , Зангла , Рангдум , Падум , Фуктал, Сани Гомпа , Тонди, Шайок, Саку, Солёная долина. Популярны маршруты Манали—Лех, Нубра, долина Инда, , маршрут по ладакхским монастырям, Южный Зангскар, Транс-Занскарская экспедиция, Спити—Ладакх, Спити—Питок—Хемис, Рупшу, солёные озёра, ледник Чадар, Падум—Фуктал, Падум—Дарча, Паникхар—Хенискот, Падум—Манали, Ламаюру—Марцеланг, Ламаюру—Аличи, Калла Паттарский маршрут, Пахалгам—Суру, Киннаур—Спити—Ладакх, Цоморари и Манали—Лех .
Сейчас правительство занято крупными проектами по улучшению инфраструктуры Ладакха. Уже построенные дороги позволяют сплотить ладакхскую экономику и создать альтернативу сельскому хозяйству. Субсидирование продовольствия, работа в туристической сфере и новая инфраструктура привели к росту городского населения Ладакха, переселения многих ладакхцев город. Основной опорой остаётся индийская армия, которая вербует из ладакхцев военнослужащих и обслуживающий персонал, а также покупает местные товары и услуги.
В Ладакхе около 1800 км дорог, из которых 800 км с твёрдым покрытием . О большинстве дорог заботится .
Ладакх был точкой соприкосновения Центральной и Южной Азии, когда использовался Великий шёлковый путь . 60-дневный путь по Ладакхскому пути связывал Амритсар и Яркенд через 11 перевалов и активно использовался до последней четверти XIX века . Другим регулярно используемым путём был Калимпонгский путь между Лехом и Лхасой через , административный центр западного Тибета. Гартока достигали зимой через долину Инда или через Тагланг-Ла или Чанг-Ла. За Гатоком приводил путников к Манасаровару и озеру Ракшасов , затем в Барка, который был связан с Лхасой дорогой. Этот путь теперь перекрыт решением китайского правительства. Другие пути соединяли Ладакх с и Читралом , но теперь и эти пути перекрыты из-за войны с Пакистаном.
В настоящее время только две важные ладакхские дороги используются: и Манали. Путешествие от Сринагара начинается от Сонамарга, через Зоджи Ла (3450 м), Драс и Каргил (2750 м), (3700 м) и (4100 м). Это древнейший путь в Ладакх и сейчас перевалы открыты с апреля/мая до ноября/декабря. Однако, из-за роста напряжённости в Кашмире, основная нагрузка легла на через Зоджа Ла на Лех-Манальское шоссе из Химачал-Прадеш . Шоссе пересекает перевалы (3978 м), (4892 м), (5059 м), (5325 м) и равнину Мор . Шоссе открыто с мая по ноябрь.
Автобусы ходят от Леха к ближайшим деревням. Манали - Лех - Сринагарская дорога — это половина дорожной системы Ладакха, остальные являются её ответвлениями. Для пешеходов и караванов Ладакх связан запутанной сетью горных троп, следуя по которым можно попасть в любую его часть, но путь из соседнего Химачал-Прадеша может занять несколько месяцев. Дороги и тропы позволяют, путешествуя по Ладакху на автомобиле, пополнять запасы в соседних населённых пунктах, но путники предпочитают использовать пешеходные тропы.
Один аэропорт есть в Лехе, из него каждый день производятся рейсы в Дели на Jet Airways , Air Deccan и Indian Airlines и каждую неделю в Сринагар и Джамму. Есть два аэропорта в Даулат-Бег-Ольди и Фукче для военного транспорта .
Население Ладакха около 260 000 человек, представляет собой смесь различных народов, в основном тибетцев, монов и дардов. Как и остальные ладакхцы, балти Каргила, Нубры, долины Суру и Балтистана тесно связаны с тибетцами в языковом плане , и были буддистами до Нового времени.
Большинство ладакхцев округа Лех и Занскара — тибетские буддисты , большинство каргильцев мусульмане-шииты. Соответственно в Каргиле есть буддийское меньшинство, а в Лехе мусульманское. Некоторое количество кашмирских суннитов живёт в Лехе и Падуме в Занскаре. В деревнях балти живёт несколько сотен мусульман-нурбахшия. Менее 40 семей ладакхцев исповедуют христианство, которое они приняли в XIX веке.
Религиозный состав населения союзной территории: мусульмане (46,41 %), буддисты (39,65 %), индуисты (12,11 %).
Среди неладакхцев большинство индуисты и сикхи , есть небольшое число последователей бон .
Кочевники чангпа на плато Рупшу в большинстве своём переселились из Тибета в недавнее время. С начала 1960-х годов тибетцы-кочевники бежали из оккупированного Китаем Тибета в индийский Ладакх. Около 2000 из них бросило кочевать и поселилось в Лехе и других городах. Около 3 500 тибетских беженцев расселилось в округе Лех.
В Драсе и Дха-Хану преобладают люди дардского происхождения. Жители района , известные как брокпа — последователи буддизма, но сохранили старые дардские традиции. В Драсе принят ислам и сильно кашмирское влияние. Монов осталось очень мало, но некоторые музыканты, кузнецы и плотники считают себя потомками настоящих монов. По переписи 2001 года, 47,4 % населения региона буддисты, 45,9 % мусульмане, 6,2 % индуисты и 0,5 % остальные. Население делится примерно пополам по округам Лех и Каргил. В Лехе 77 % буддистов, а в Каргиле 80 % мусульман.
Основной язык Ладакха — ладакхи , ветвь тибетского языка. Образованные ладакхцы часто знают хинди, урду и иногда английский. В ладакхи есть целый ряд диалектов, как то: чанг-па, пуриг-па в Каргиле, занскарский, но они взаимопонятны. Благодаря торговым путям ладакхи активно обогащался иностранными словами. Традиционно ладакхи был чисто разговорным языком и для письма использовали классический тибетский, но в последнее время появились авторы, пишущие на разговорном ладакхи тибетскими буквами.
Общий уровень рождаемости (TBR) на 2001 был 22.44, где 21.44 для мусульман и 24.46 для буддистов. Брокпа имеют наивысший уровень — 27.17, аргхуны самый низкий — 14.25. Коэффициент фертильности был 2.69 с 1.3 в Лехе и 3.4 в Каргиле. Для буддистов — 2.79 и для мусульман — 2.66. У балти — 3.12 и аргхунов 1.66. Уровень смертности 15.69, у мусульман 16.37 и у буддистов 14.32. Выше всего у брокпа 21.74 и ниже всего у бодхов 14.32 .
Год | Лех (округ) | Каргил (округ) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
население | процент прироста | женщин на 1000 мужчин | население | процент прироста | женщин на 1000 мужчин | |
1951 | 40,484 | — | 1011 | 41,856 | — | 970 |
1961 | 43,587 | 0.74 | 1010 | 45,064 | 0.74 | 935 |
1971 | 51,891 | 1.76 | 1002 | 53,400 | 1.71 | 949 |
1981 | 68,380 | 2.80 | 886 | 65,992 | 2.14 | 853 |
2001 | 117,637 | 2.75 | 805 | 115,287 | 2.83 | 901 |
В Лехе было 1011 женщин на 1000 мужчин в 1951 году, но в 2001 стало 805, для Каргила соотношение изменилось с 970 к 901 . Для городов обоих округов этот уровень ещё ниже — 640. Эта странность объясняется тем, что в Ладакхе много сезонных рабочих, мигрантов, торговцев. Около 84 % ладакхского населения живёт в деревнях . Средний годовой прирост населения в 1981—2001 годах составлял 2,75 % в Лехе и 2,83 % в округе Каргил .
Культура вообще и кухня в частности похожи на центрально-тибетскую. Основными блюдами являются тхукпа (суп с лапшой) и цампа , в Ладакхе зовётся ngampe и незаменима при путешествиях. Собственно ладакхское блюдо — skyu — тяжёлые макароны с корнеплодами. Ныне употребляется и привозная пища, как в долинной Индии. Чай делают в маслобойке с добавлением масла и соли, его называют gurgur cha . Сладкий чай ( cha ngarmo ) сейчас обычен, его делают как в Индии, добавляя много сахара и молоко. Излишки ячменя идут на приготовление чанга — алкогольного напитка, часто употребляемого на праздниках .
Архитектура Ладакха развивалась под влиянием Тибета и Индии, в основном как монастырская. Буддийские колёса, часто украшенные драконами, встречаются почти в каждой гомпе . Дома и монастыри строили на возвышенностях, выбирая южные склоны. При строительстве использовали камень, дерево и землю, но теперь предпочитают заполнять глиняные ячейки стен камнями и необожжённым кирпичом. Здесь находится множество монастырей, расположенных в самых непостижимых местах — на выступах высоких гор, на краях ущелий. Ладакхский монастырь называется гомпа , что означает «место для медитации». Гомпа является центром любой деревни, и численность монахов в каждом монастыре пополняется за счёт местной традиции у жителей деревни посылать одного из сыновей в монахи.
Помимо архитектуры Ладакх известен своими религиозными фестивалями. Монастырь Хемис является центром ежегодного фестиваля танцев в масках. Проводимый, в зависимости от подсчётов монахов, в июне или июле, он приурочен ко дню рождения гуру Падмасамбхавы . Этот религиозный праздник грандиозно отмечается каждые 12 лет в год обезьяны по восточному календарю .
Музыку чаще можно услышать на буддийских монастырских праздниках, она подобна тибетской музыке , часто присутствуют религиозные песнопения на тибетском и санскрите. Эти длинные и сложные тексты исполняются только в особые дни праздников. Пение Янг не имеют метрической строки, исполняется под аккомпанемент барабанов низким голосом. Очень важны танцы в ритуальных масках — мистерии Цам . Хемис Гомпа , центр школы Друкпа Кагью в Ладакхе, проводит этот праздник ежегодно, другие крупные гомпы не отстают. В бытовом смысле, в танцах показана борьба благих и неблагих сил . Ткачество — неотъемлемая часть ладакхской культуры, в восточном Ладакхе ткут и женщины и мужчины . Типичный костюм включает гончас из вельвета, украшенные жилеты, сапоги, шляпы. Праздники проходят в Ладакхе с 1 по 15 сентября. Ладакхцы надевают лучшие головные уборы, иногда украшенные золотом, серебром или бирюзой. Монахи танцуют в масках и играют на тарелках, трубах и флейтах. В народе известен танец яка, льва и ташиспа . Вокруг монастырей часто можно видеть флажки лунгта . В монастырях создаются иконы-тханки . Проводят соревнования по стрельбе из лука, поло и шуточные свадьбы .
Сейчас самый популярный спорт в Ладакхе — хоккей на льду, пик сезона в январе. Очень популярен крикет . Стрельба из лука исторически народный спорт, деревенские жители устраивают турниры по стрельбе на праздниках, не обходится и без танцев, выпивки, азартных игр. Во время стрельбы играют специальную музыку сурна и даман . Поло, вероятно, заимствованно у балти в XVI веке при царе Сэнге Намгьяле, чья мать была принцессой балти .
По сравнению с Индией, женщины играют очень важную общественную роль. Полиандрия (фратернальная или братского типа) и наследование жён были всеобщим обычаем до 1940 года, когда правительство Джамму и Кашмира запретило её, но в некоторых областях полиандрия есть и сейчас. Другой обычай, khang-bu , или «маленький дом», при котором глава семьи, когда его старший сын становится достаточно взрослым для управления делами, переезжает в отдельный дом, беря с собой только необходимое для жизни имущество .
Наш христианский евангелист в Кхалаце стал отцом несколько недель назад, и люди из деревни сделали ему подарок «мука-козерога» для него и его жены. Он дал мне одну из тех фигур, которые были сделаны из муки и масла, и сказал мне, что это обычай в Тибете и Ладакхе — делать подарки «мука-козерога» по случаю рождения ребёнка. Это довольно интересная информация. Я часто задавался вопросом, почему было так много наскальных рисунков из козерогов в места, связанных с добуддийской религией Ладакха. Теперь кажется вероятным, что они являются благодарственными приношениями после рождения детей. Как я пытался показать в моей предыдущей статье, люди ходили в добуддийские места отправления культа, в частности, молиться, чтобы получить детей .
Долгие годы тибетская медицина была единственной системой оказания медицинской помощи. Эта школа впитала элементы аюрведы и традиционной китайской медицины , а также представления космологии тибетского буддизма . Веками медицинская помощь людям предоставлялась местными целителями, она остаётся популярной и теперь . Правительство не пытается бороться с этим, а наоборот, поддерживает местных целителей и поощряет население изготавливать лекарства из растений.
Неправительственные организации оказывают посильную помощь в обеспечении ладакхцев чистой водой, доступной электроэнергией и защите женщин. Ладакхская группа по защите экологии и окружающей среды работает с 1971 года.
Согласно переписи 2001 года, уровень грамотности в округе Лех составлял 62 % (72 % у мужчин и 50 % у женщин), в округе Каргил 58 % (74 % у мужчин и 41 % у женщин) . Раньше образование можно было получить только в монастырях. По традиции, один сын из каждой семьи изучал тибетское письмо, чтобы читать священные книги .
В октябре 1889 года моравские миссионеры открыли в Лехе школу (которая существует и по сей день), и Вазир-ай Вазарат ( ex officio комиссар-офицер британской армии) Балтистана и Ладакха приказал, чтобы каждая семья отправила хотя бы одного ребёнка в школу. Этот указ встретил большое сопротивление со стороны местных жителей, которые боялись, что дети будут вынуждены обратиться в христианство. В школе учили тибетский, урду, английский, географию, науки, изучали природу, арифметику, геометрию и изучали Библию . Местной общиной первая школа Lamdon Social Welfare Society была открыта в 1973 году. Позже, при поддержке со стороны Далай-ламы и некоторых международных организаций, количество школ возросло, в них могло обучаться около двух тысяч учащихся. Они гордятся тем, что сохранили ладакхские традиции и культуру . Драконовая школа Белого Лотоса под покровительством Его Святейшества Гьялванг Друкпа XII , главы ладакхской Друкпа Кагью , расположена в Ше . Эта школа нацелена на изучение ладакхских традиций и буддизма.
Школы хорошо распределены по Ладакху, но из них 75 % дают только начальное образование. 65 % детей посещают школу, но часто случается, что не только ученики, но и учитель не приходят на уроки. В обоих округах школьные экзамены ( ) не могли сдать около 85-95 % учеников, в колледжи способны поступить не более половины выпускников. До 1993 года до 14 лет преподавание велось на урду, а потом переходили на английский.
В 1994 году (SECMOL) провозгласило Операцию Новая Надежда (ONH), компанию по «культурным и местным особенностям образования» и планируют сделать муниципальные школы функциональнее и эффективнее . Они договариваются с НПО, правительством, учителями и сельскими общинами. К 2001 году в округе Лех экзамен на аттестат зрелости сдавали уже 50 % выпускников. Чтобы студенты смогли продолжить образование не покидая Ладакха, в Лехе был открыт государственный колледж .
β
Включая
Аксай-Чин
(37,555 km²), находящийся под китайским контролем.
γ
Он дважды упоминает народ
Dadikai
, впервые вместе с
Gandarioi
, и затем в списке царей
Ксеркса
при вторжении в Грецию. А также знаменитые муравьи, добывающие золото.
δ
В I веке, Плиний рассказывает о том что дарды добывали золото.
ε
Птолемей помещает
Daradrai
в вершнее течение Инда
στ
См Петрич, Лучиано.
Царство Ладакха ок.
950
—
1842
гг.
, Istituto Italiano per il media ed Estremo Oriente, 1977.
Сюаньцзан
описывает путешествие из
Ch’u-lu-to
(Кулута,
Куллу
) в
Lo-hu-lo
(
Лахаул
), затем пишет, что прошёл «оттуда на север около 2000
ли
, дорога очень трудная, холодно и падает снег»; он прибыл в царство
Mo-lo-so
, or
Mar-sa
, синонимично с
Mar-yul
, общераспостранённым именем Ладакха. Ещё текст упоминает
Mo-lo-so
, или
San-po-ho
на границе с
Suvarnagotra
или
Suvarnabhumi
(Земля золота), и совпадает с Царством Женщин (
Strirajya
). Согласно Туччи,
Zan-zun
, или его южные районы в VII веке именно так и именовались индийцами.
θ
Лехский округ находится в Зоне V
[
прояснить
]
, а округ Каргил в Зоне IV
[
прояснить
]
на
ια
В начале XX века сообщалось о тысячных стадах чиру, они питались скудной растительностью, сейчас они очень редки.
ιζ
Перепись не проводилась в Джамму и Кашмире из-за войны.