Interested Article - Одисси
- 2020-03-27
- 1
Одисси — один из восьми классических стилей индийского танца . Он происходит из восточно-индийского штата Орисса . Основываясь на археологических доказательствах, можно считать этот танец старейшим из ныне существующих. Датируемые I веком до н. э. барельефы в пещерных храмах (возле Бхубанешвара ) доказывают этот факт. Активное развитие и восстановление этой танцевальной традиции началось с периода получения Индией независимости от британского правления. В Одисси большое значение, в отличие от остальных классических форм индийского танца, принимает поза Трибханги (букв. тройной изгиб), квадратная поза Чаука или Чока (символизирует Господа Джаганнатха ), и независимое движение головы, грудной клетки и таза. Танец отличают многочисленные бханги (стойки), включающие движения ног и разнообразные позы, запечатлённые в индийской скульптуре. Основные бханги : бханга , абханга , атибханга и трибханга .
В древнем трактате « Натьяшастра » описано, какие положения может принимать во время танца голова, руки, пальцы, ноги, перечислены основные 9 эмоций, на которых строится танец. Каждая поза в таком танце несёт смысловую нагрузку. При помощи жестов, мимики, поз танцор рассказывает целую историю.
История и происхождение
Первые изображения танца Одисси найдены в пещере Мончапури на холмах Удайгири, что были вырезаны в камне в эпоху императора Кхаравела . В компании двух цариц император наслаждается танцем девушки под аккомпанемент женщин музыкантов. Исходя из этого, можно судить, что Одисси изначально был мирским танцем, и уже позже стал неотъемлемой частью храмовой культуры Ориссы. Ритуальные танцы из храма Джаганнатха в Пури вскоре перекочевали также в храмы вайшнавской , шиваитской и шактийской традиций. Одна из гравюр на стенах гласит, что девадаси по имени Карпуршри была тановщицей при буддийском монастыре, так же как её мать и бабушка. Храмовые танцовщицы приобретали особый статус — махари , посвящая, таким образом, свои жизни служению Богу .
Многочисленные изображения танцовщиц обнаружены при раскопках буддийского храма Ратнагири ( VI — IX века ). Храмы тантрической традиции, такие как храм Йогини в Хирапуре, также украшены скульптурами и барельефами, изображающими позы, характерные современному танцу Одисси. В то время, когда штат Орисса стал крупным центром поклонения Шиве, вполне естественно, что танец стал одной из форм поклонения ему, так как Шива сам считается величайшим танцором. Он также известен как , что значит Повелитель танца. Шиваитские храмы Бхубанешвара украшены бесчисленными скульптурами, изображающими позы танца Одисси. Вайшнавские храмы, такие как Храм Джаганнатхи и Храм Солнца в Конараке , также изобилуют вырезанными на стенах сценами танца, доказывая факт преемственности определённых художественных форм от шиваитской к вайшнавской традиции.
Эпоха Великих Моголов и Британская колонизация
В эпоху Великих Моголов танцы служат развлечением для правителей и придворных, а служение махари (храмовых танцовщиц) приходит в упадок. Деградация классических стилей индийского танца особенно усиливается после запрета британскими властями храмовых танцев.
Традиционные школы
Традиция Одисси включает в себя два направления: Махари и Готипуа :
- Махари (букв. избранные ) — храмовые танцовщицы, в частности, при храме Джаганнатхи в Пури , первое упоминание о них встречается в 10 в. Первые Махари исполняли, главным образом, Нритта ( чистый танец ) и Абхиная (интерпретация поэзии). Позже танцы Махари стали основываться сугубо на произведении « Гитаговинда », поэта Джаядевы .
- Готипуа (букв. один мальчик ) — исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Мальчики обучались танцу у Махари и постепенно их творчество выходит за рамки храмов и, в отличие от Махари, становится достоянием обычной публики. Возрождение традиции происходит благодаря развитию вайшнавизма в средневековой Ориссе при царе Пратапарудре . Будучи последователями Чайтаньи , вайшнавы не одобряли танцы в исполнении женщин. В это время бенгальские поэты-вайшнавы создают великое множество поэм на языке ория , посвященных Радхе и Кришне, которые становятся сюжетом для танцев готипуа .
Национальный промысел штата Орисса — филигранная работа по серебру. Танцовщицы там одеты в серебряные украшения и сари из натурального хлопка или шёлка, производящиеся в Ориссе способом ткачества .
Важное значение имеют также цвета одежды и украшений, надетых на танцовщицах, способ надевания сари . В разных штатах носят сари по-разному.
Ссылки
- 2020-03-27
- 1