Культура Индии
- 1 year ago
- 0
- 0
Болливу́д ( хинди बॉलीवुड , англ. Bollywood ) — синоним киноиндустрии индийского города Мумбаи (бывш. Бомбей ), названной так по аналогии с Голливудом ( Hollywood ) в Калифорнии ( США ). Болливудом также официально называют хиндиязычный кинематограф . Однако помимо хинди в Мумбаи проходят съёмки кинолент на урду , панджаби и английском языках.
Часто Болливудом ошибочно называют всё индийское кино . Однако это лишь часть большой киноиндустрии Индии, которая включает в себя и другие производственные центры, выпускающие фильмы на нескольких разных языках . Из более 1000 кинолент, выпускаемых в Индии ежегодно , на долю Болливуда приходится примерно 200—300 . Например, из 1091 фильма, вышедшего в Индии в 2009 году, на долю хиндиязычных пришлось 235 кинолент .
На юге страны находятся две другие крупные киноиндустрии: Толливуд (фильмы на языке телугу ) и Колливуд (фильмы на тамильском языке ), регулярно соперничающие с Болливудом по количеству картин, выпущенных за год. По той же аналогии названы Молливуд (фильмы на языке малаялам ), Сандалвуд (фильмы на языке каннада ), (фильмы на языке ория ) и ещё несколько других.
Кассовые сборы фильмов на хинди составляют более миллиарда долларов ежегодно , в чём сильно опережают фильмы на региональных языках. Причём с каждым годом доходы от проката наиболее успешных фильмов растут. Вышедший в 2009 году фильм « Три идиота » режиссёра Раджкумара Хирани впервые перешагнул отметку в 3 млрд индийских рупий (~ 65 млн долларов ), а « Дангал » (2016) режиссёра — отметку в 20 млрд рупий (300 млн долларов) .
Название «Болливуд» включает две составляющие — Бо мбей и Го лливуд . Однако, в отличие от своего североамериканского собрата, Болливуд не функционирует в одном месте. Некоторые киноведы критично относятся к этому термину, указывая на то, что таким образом демонстрируется главенствующая роль именно американской индустрии кино, а индийский кинематограф становится своего рода «бедным родственником» Голливуда .
Термин «Болливуд» был составлен по аналогии с появившимся в 1932 году термином «Толливуд», обозначающим кинематограф Западной Бенгалии (позднее этот термин стал обозначать кинематограф телугу ), большинство студий которого располагалось в южном районе Калькутты , Толлигунге . С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голли» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской культуре, особенно после того, как его стал активно применять молодёжный журнал Junior Statesman . Это стало прецедентом для именования новых центров кинематографа в других частях Индии .
Согласно историку Насрин Рехман слово «Болливуд» появилось в конце XX века . Хотя термин возник примерно в конце 1970-х годов, широкое распространение он получил, прежде всего, в конце 1990-х годов, когда индийские фильмы начали регулярно выходить в прокат в Северной Америке, Великобритании и Западной Европе, и официально вступил в английский лексикон в 2001 году, когда был включен Оксфордский словарь английского языка . Авторство термина приписывают различным людям, включая поэта, режиссёра и учёного Амита Кханну и журналиста Бевинда Коллако .
История индийского кино началась в 1899 году с короткометражных фильмов документального характера, снятых фотографом Х. С. Бхатвадекаром, более известным как Саве-Дада . Первым полнометражным индийским фильмом стал « Раджа Харишчандра » 1913 года, снятый Дадасахебом Пхальке . Хотя фильм был немой , а титры — на английском и хинди, его часто относят к маратхиязычному кинематографу , так как все актёры и персонал были маратхи . К концу 1910-х годов в Индии вышло примерно 25 игровых фильмов, и с каждым годом количество выпускаемых кинокартин увеличивалось . К 1930 году в стране ежегодно производилось до 200 кинолент .
Премьера первого индийского звукового фильма и первого на языке хинди, « Свет мира » , состоялась 14 марта 1931 года . Картина представляла собой костюмированную сказку, основанную на известной пьесе, и включала семь песен, взятых прямо из текста оригинала. Фильм быстро приобрел популярность у зрителей и имел ошеломляющий успех в прокате . Следом за ним вышли фильмы Ghar Ki Lakshmi и Shirin Farhad , в последний из которых включал 17 песен, исполненных певцами Джакан Ара и Мастером Ниссаром, сыгравшими двух влюбленных. После этого музыка стала необходимым элементом всех индийских фильмов . Выпущенные в тот же год, киноленты Laila Majnu и Shakuntala содержали уже 22 и 41 песню , а вышедший в 1932 году Inder Sabha — 71, что стало своеобразным рекордом . Всего к концу 1931 года в Индии было выпущено 28 звуковых фильмов, 23 из которых были на хинди . Сценарии первых болливудских кинолент были основаны преимущественно на популярных театральных пьесах, часто имели раздробленный сюжет, перегружались песнями и громоздкими диалогами с использованием витиеватого и архаичного языка старинных драм .
Однако именно в 1930-е годы сформировалось самобытное индийское кино, основные черты которого остались характерными только для этого кинематографа, сложилась система проката, постоянно совершенствовалась кинотехника и проводились эксперименты . Ведущий представитель социального направления в индийском кинематографе того времени в 1933 году попробовал сделать цветной фильм Sairandhari . Плёнка была отснята и проявлена в Индии, но для тиражирования пришлось отправиться в Германию , где выяснилось, что из-за технических дефектов допущенных при проявлении получить хорошее изображение было невозможно. В том же году совместно с английской компанией IBB впустил фильм ( англ. ) в двух версиях на английском и хинди, главные роли в котором исполнили он сам и его жена Девика Рани . Картина завоевала признание прессы и иностранной аудитории, однако не имела заметного успеха на родине. Фильм отметился в истории индийского кино, благодаря сцене поцелуя главных героев, длившегося четыре минуты .
В 1934 году супруги Рай основали студию , где впоследствии начали свою карьеру многие известные кинематографисты. В то время коммерческими компаниями выпускалась основная масса индийских фильмов. Среди них выделялись работы режиссёров Шантарама, , , и Мехбуба Хана , затрагивающие темы тяжёлого экономического положения, стремления к единству народа перед лицом надвигающегося раскола страны, борьбы за социальное равноправие женщин и протеста против общественного неравенства, усугубляемого кастовой дискриминацией . В этот же период Индия дебютировала на международных кинофестивалях с фильмом Дебаки Боса ( англ. ), получившим почётный диплом в Венеции . На следующий год в фильме Нитина Боса ( англ. ) был впервые применён метод съёмки под фонограмму , благодаря которому песни можно было записать заранее в исполнении самих актёров или профессиональных певцов, что положило начало практике закадрового исполнения . Новые пути в кино открыли монтаж кадров и использование закадрового диалога между героями, примененные П. Баруа в его .
В 1937 году Ардешир Ирани отметился ещё одним революционным для местного кинематографа достижением, сняв первый цветной фильм, полностью изготовленный в Индии, — ( англ. ) . В следующем году он выпустил ещё один цветной фильм, но обе ленты не имели успеха. Съёмки цветного кино временно прекратились, и популярность к нему пришла лишь в конце 1950-х годов .
Вторая мировая война отрицательно сказалась на положении кинематографа. Ужесточилась политическая цензура , были введены ограничения на длительность художественных фильмов, что содействовало освобождению от ненужных подробностей и сокращению числа песен. Студиям было разрешено выпускать только 3 киноленты за год, с условием, что одна из них будет иметь ценность в качестве пропаганды . Однако инфляция и трудности военного времени резко повысили кассовые сборы, что привело к увеличению продолжительности проката. Своеобразный рекорд того времени принадлежал фильму Гьяна Мукерджи 1943 года ( англ. ), который не сходил с экранов кинотеатров 192 недели . Военная тематика почти не фигурировала в художественных фильмах, в моду вошли мелодрамы, действие которых происходило в выдуманном мире, и которые нередко были просто переделками американских кинокартин . Производство религиозных кинолент в 1941—1946 годах, ранее составлявших примерно 13 % от всех фильмов, сократилось до 2—3 в год, а детективные сюжеты и фильмы в духе приключений полностью исчезли после 1942 года. Также в годы войны практически не выходили фильмы, поднимающие «социальные» темы .
В это время артистами, придерживающимися левых взглядов , была основана , в 1946 году впустившая свой единственный фильм « Дети Земли », показывающий страшную картину голода в Бенгалии . Это был первый индийский фильм, вышедший в широкий прокат в Советском Союзе . В том же году вышел другой фильм в духе реализма — « Город в долине » Четана Ананда , завоевавший « Гран-при » Канского фестиваля наряду с десятью другими картинами . Обе киноленты были сняты по сценарию Ходжи Ахмада Аббаса . Последовавший вскоре раздел Индии в 1947 году нанёс кинематографу большой ущерб, поскольку целый ряд студий, кинотеатров и талантливых деятелей кино отошли к Пакистану .
Период с конца 1940-х и до 1960-х годов считается «Золотым веком» индийского кино . Среди самых известных режиссёров этого времени выделялись Мехбуб Хан, Бимал Рой , , и Виджай Бхатт . Из актёров успешными были Радж Капур , Дилип Кумар , Дев Ананд и Гуру Датт , а среди актрис — Наргис , Виджаянтимала , Мина Кумари , Нутан , Мадхубала , Вахида Рехман и .
В этот период был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра.
Так, вышедший в 1951 году, «
Бродяга
»
Раджа Капура
, имеющий как черты развлекательного фильма, так и социальную подоплёку, стал кассовым рекордсменом, с успехом демонстрировался не только в Индии, но и за рубежом, в том числе и СССР, и был номинирован на
Золотую пальмовую ветвь
Каннского кинофестиваля
. Образ, созданный Капуром, оказал огромное влияние на зрителей и даже способствовал появлению новой моды в одежде
. А его дуэт с
Наргис
, вместе с которой он сыграл ещё в 16 фильмах, стал символизировать в Индии идеальную романтическую пару
.
В 1952 году
парламентом
был принят Кинематографический акт, запретивший «демонстрацию сцен сексуального насилия, больных проказой и половой распущенности». В соответствии с этим документом был учрежден
. Все фильмы в Индии стали допускаться к показу только после того, как они пройдут сертификацию
.
В тот же год вышел первый успешный цветной индийский фильм
(
англ.
) и начал издаваться журнал
, посвящённый кино на хинди
.
В 1953 году под влиянием итальянского неореализма Бимал Рой снял « Два бигха земли » — остросоциальный фильм, проповедовавший идеи левого направления и раскрывающий причины обстоятельств, которые гонят толпы крестьян в большие города. Картина была номинирована на Золотую пальмовую ветвь и получила международный приз кинофестиваля в Каннах , а также призы Национальной кинопремии и Filmfare Awards , учреждённых в следующем году . Популярность у публики завоевал X. А. Аббаса, несмотря на глубокий реализм и отсутствие кинозвёзд в актёрском составе. Это также была вторая индийская кинолента без песен за время существования звукового кино . Картина Мехбуба Хана « Мать Индия », вышедшая в 1957 году, стала первым индийским фильмом, отправленным на соискание премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . Другая кинолента того же года Амита и Шомбху Митры завоевала Гран-при на фестивале в Карловых Варах . В 1959 году Гуру Датт снял первый индийский фильм в формате CinemaScope — « Бумажные цветы », который, вместе с его « Жаждой » (1957), был включён в списки 100 лучших фильмов всех времён по версии журналов Time и Sight & Sound , а сам режиссёр назван одним из величайших режиссёров всех времён .
Среди других успешных кинолент 1950-х годов — « Байджу Бавра », Nagin , и , популяризировавшая тему реинкарнации в кинематографе . На рубеже десятилетий была завершёна историческая драма К. Азифа « Великий Могол », съёмки которой длились более 10 лет и обошлись создателям в колоссальные на тот момент десять миллионов рупий. За время работы над фильмом стартовал процесс перехода кино к цвету, поэтому, начатая как чёрно-белая, картина содержала цветные вставки. Это также первый индийский фильм, подвергшийся колоризации (2004), и первый фильм в мире, вновь показанный в кинотеатрах после появления цветной версии .
В начале 1960-х годов преобладающим жанром в индийском кинематографе стала своеобразная смесь семейно-бытовой мелодрамы и приключенческого фильма . В кино на хинди пришли актёры Дхармендра , Санджив Кумар , Шаши Капур и актрисы Шармила Тагор , Мумтаз и . Среди фильмов успех в прокате имели драмы (1961), (1963), (1964), и (1965), « Цветок и камень » (1966), (1967), (1968), (1969) , а международного признания удостоились картины (1962), (1965), « Амрапали » и (1966), (1967), (1964) и (1966). Режиссёр Пахчи снял первый индийский широкоформатный фильм ( англ. ), а Тапи Чанакья — комедию « Рам и Шиам », задавшую тренд на фильмы о близнецах, разлучённых в детстве, к которым относится вышедшая пятью годами позже « Зита и Гита » . Большую популярность получила мелодрама « Преданность » (1969), принесшая статус звезды актёру Раджешу Кханне .
В целом в этот период индийское кино пережило период адаптации к новым социальным условиям. На первый план вышли работы таких коммерческих режиссёров, как Яш Чопра , Рамеш Сиппи , , , и т. д. Фильмы всё меньше имели связь с реальной действительностью и были рассчитаны на сиюминутный кассовый успех, что, в конце концов, привело к дискредитации самого понятия «индийское кино» в глазах неиндийского зрителя .
Именно в конце 1960-х годов окончательно оформилось разделение индийского кино на развлекательное, снятое, главным образом, с целью получения прибыли и потакающее вкусам основной массы зрителей, и «параллельное», также известное как «новая индийская волна», которому можно отнести не более 3 % фильмов, выходящих в Индии. В опубликованном в 1968 году «Манифесте нового кино» режиссеры Мринал Сен и Автар Каул сформулировали основные положения параллельного кинематографа: сближение искусства с жизнью, отказ от компромисса с традиционным кино, создание недорогих фильмов за счёт использования непрофессиональных актёров, натурных съёмок и др. (1969) стал первой лентой нового направления, окончательно сформировавшегося к началу 1970-x годов . К параллельному кино также принадлежат картины Басу Чаттерджи , , , К. Ш. Синха, и А. Каула. Во второй половине 1970-x годов в условиях обострения политической борьбы внутри страны, а также из-за отказа Корпорации финансирования кино субсидировать фильмы, не приносящие дохода, движение параллельного кино пережило определённый спад . Своего расцвета индийская «новая волна» достигла в 1980—1981 годы в картинах , , и Шьяма Бенегала .
Новый всплеск производства хиндиязычных фильмов этого направления, пришелся на конец 1990-х годов, в основном благодаря успеху малобюджетной картины режиссёра Рама Гопал Вармы (1998), рассказывающей о преступном мире Мумбаи . Успех фильма привёл к появлению нового жанра, известного как мумбаи-нуар , отражающего социальные проблемы в городе . Среди картин в жанре мумбаи-нуар можно выделить такие фильмы, как (2001) и (2007) , (2002) и его приквел (2005) Рама Гопала Вармы, (2004) , Thanks Maa (2009) Ирфана Камала и Prasthanam (2010) .
Наиболее популярной формой кинопродукции в Болливуде 1970-х годов стала масала : смесь боевика, комедии, мелодрамы и трагедии . Число выпускаемых кинокартин неуклонно росло, и с 1971 года индийский кинематограф удерживал первое место в мире по выпуску художественных фильмов , при этом из 431 кинолент, выпущенных в тот год, 115 были на хинди .
В 1972 году состоялась премьера фильма Камала Амрохи « Куртизанка », чьё производство заняло почти 15 лет и считается одним из наиболее длительных в истории кино . Вышедшая в следующем году картина Раджа Капура « Бобби », о романтической любви подростков из разных слоёв общества, имела громадный коммерческий успех и прославила имена Димпл Кападии и Риши Капура . Триумф фильма позволил режиссёру снова встать на ноги после кассового провала, получившей высокую оценку критиков, драмы « Моё имя Клоун » в 1970 году .
В середине 1970-х годов Амитабх Баччан , получивший статус «звезды» после выхода боевика « Затянувшаяся расплата », создал образ «сердитого молодого человека» ( англ. angry young man ), самостоятельно противостоящего злу. В 1975 году на экранах появились такие знаковые для Болливуда фильмы, как « Стена » режиссёра Яша Чопры , описанный Дэнни Бойлом как являющийся «безусловно ключевым элементом для индийского кино» , и « Месть и закон » Рамеша Сиппи, который некоторые критики считают лучшим в истории индийской киноиндустрии . Вехой в истории масала-кино стал блокбастер « Амар, Акбар, Антони », обыгрывающий тему национального единства . Однако в 1978 году Болливуд впервые уступил лидирующую позицию по количеству выпущенных фильмов другой индийской отрасли кино, кинематографу на малаялам .
Наиболее известным в мире фильмом 1980-х годов является (1988) Миры Наир , получивший премию « Золотая камера » на Каннском фестивале , а также удостоенный номинации на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . В конце десятилетия фильмы в жанре боевика, господствующие на экранах в течение предыдущих пятнадцати лет, начали уступать позиции семейным фильмам, насыщенным песнями и танцами . Одной из кинолент, сыгравших роль в прекращении эры насилия и возвращении романтических фильмов на хинди, является мелодрама « Чандни » (1989) режиссёра Яша Чопры .
В последнее десятилетие XX века популярное кино на хинди значительно выросло в статусе, стиле и охвате. Болливуд взял несколько новых рубежей в географическом и рыночном плане . Наиболее успешными актёрами в этот период стали Шахрух Хан , Салман Хан , Аамир Хан , Акшай Кумар и Говинда . В число популярных актрис вошли Шридеви , Мадхури Дикшит , Джухи Чавла , Каджол . Новые режиссёры , , Адитья Чопра и Каран Джохар , все вышедшие из семей кинопроизводителей, создали несколько самых больших хитов десятилетия: (1992), « Кто я для тебя? » (1994), « Непохищенная невеста » (1995) и « Всё в жизни бывает » (1998), которые открыли эпоху «дизайнерского» фильма — тщательно упакованного фирменного продукта, в котором каждая маленькая визуальная и физическая деталь, от задника сцены до одежды и аксессуаров, имела первостепенное значение .
В 2000-е годы качество снимаемых в Болливуде фильмов неуклонно росло. Многие фильмы стали востребованными не только на азиатском, но и на мировом рынке. Вышедшая в 2001 году спортивная драма « Лагаан: Однажды в Индии » Ашутоша Говарикера стала третьим индийским фильмом, вошедшим в шорт-лист премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке . Картины « Девдас » (2002) Санджая Лилы Бхансали и « Цвет шафрана » (2006) были номинированы на премию BAFTA . Копия сценария фильма « Индия, вперед! » Шимита Амина была помещена в архив Академии кинематографических искусств и наук . « Три идиота » (2009) Раджкумара Хирани стал первым индийским фильмом, собравшим в прокате более 3 млрд индийских рупий , 160 млн из которых пришлись на Китай, где фильм обрёл небывалую популярность .
В 2010 году « Меня зовут Кхан » Карана Джохара поднял острые социальные и межнациональные вопросы, такие как положение мусульман в США после событий 11 сентября . Европейская премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале , а в самой Индии фильм получил свыше 2 десятков наград .
Кино в Индии постоянно развивается. Часто выходят на экраны высокохудожественные фильмы, сильные драмы, где проделана большая творческая работа на всех уровнях. Однако большинство фильмов снимаются по шаблону. Стереотипный сюжет , актёры, работающие за микроскопические гонорары. Огромное внимание в кино Болливуда уделяется музыкальной составляющей. Зачастую именно от качества музыки и песен зависит успех фильма. Саундтреки выпускаются ещё до премьеры самого фильма, чтобы подогреть интерес публики .
Значительная часть аудитории — представители нищих слоёв населения страны, данный фактор также учитывается при съёмке фильмов. Центральное место в сюжете часто занимает простой человек, который силой своего духа может противостоять несправедливости и злу. Обилие красок, красивых нарядов и музыки, помогающих зрителям на несколько часов забыть про житейские проблемы, оказывают влияние и на индустрию красоты. Практически все индийские модели, такие как победительница конкурса « Мисс Мира » 1994 года Айшвария Рай , Лара Датта ( Мисс Вселенная 2000 года) и Приянка Чопра (Мисс Мира 2000 года) рано или поздно начинают кинокарьеру .