Шубникова-Гусева, Наталья Игоревна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лья Рома́новна Гу́сева (урождённая Четыркина ; 8 [21] марта 1914 , Михайловка-Рубежовка , Киевская губерния , Российская империя — 21 апреля 2010 , Москва ) — советская и российская индолог , историк , этнограф , писательница и драматург ; доктор исторических наук (1978) ; представитель этнографического и культурологического направления российской индологии . Автор более 160 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев . С 1976 года член Союза писателей СССР , позднее член Союза писателей России .
В последние годы стала сторонником псевдонаучной арктической гипотезы происхождения индоевропейцев (« арийцев », или «индо-славов») .
Правнучка известного представителя смоленского рода Четыркиных — Романа Сергеевича (1797—1865), генерала-штаб-доктора русской армии, крупного инфекциониста .
Наталья Романовна Четыркина родилась 8 (21) марта 1914 года в селе Рубежовка Киевской губернии. Рано осталась сиротой, и в 17 лет по окончании школы начала работать на шинном заводе « Красный треугольник » в Ленинграде. Одновременно проходила учёбу в техникуме резиновой промышленности, который закончила с отличием в 1934 году. В то же время начала увлекаться Востоком, в том числе Индией. В 1935 году поступила на филологический факультет Ленинградского университета . Окончив его в 1940 году и получив специальность индолога, работала по договорам в Институте востоковедения Академии наук СССР .
Во время Великой Отечественная война вместе с первым мужем инженером В. Н. Гусевым и маленькой дочкой уехала в эвакуацию в Пермь, где работала вначале в Институте микробиологии , а затем в артели Молгорторга. В 1944 году с большим трудом добралась до Москвы и стала сначала сотрудником, а с 1946 года аспиранткой Института этнографии Академии наук СССР . Одновременно в Военном институте иностранных языков Советской Армии читала лекции по истории и культуре Индии. Там познакомилась со вторым мужем Святославом Игоревичем Потабенко, индологом и художником, с которым прожила в браке более 60 лет .
В 1950 году с мужем уехала в Ташкент, где в 1950—1952 годах она работала научным сотрудником Института востоковедения Академии наук Узбекской ССР . В 1951 году в Москве защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этнический состав населения Южной Индии». В 1952 году с мужем вернулась в Москву и вернулась к работе в Института этнографии. В 1978 году защитила докторскую диссертацию на тему «Индуизм: История формирования. Культовая практика» .
Неоднократно посещала Индию. В 1963—1964 году с мужем в течение двух лет работала в Дели в Доме советской культуры, где занимала должность старшего методиста русского языка. Правительство Индии за развитие российско-индийских связей удостоило её премией Джавахарлала Неру .
Умерла в Москве 21 апреля 2010 года в возрасте 96 лет. По просьбе Гусевой она была похоронена согласно обычаям Индии, её тело было кремировано, прах погружён членами семьи в священные воды реки Ганга .
Научные труды Гусевой затрагивают разные проблемы: искусство народов Индии («Современное декоративно-прикладное искусство Индии», 1958; «Художественные ремёсла Индии», 1982), исследования индийских народов («Раджастханцы. Народ и проблемы», 1989), религии и мифология народов Индии («Джайнизм», 1968; «Индуизм», 1977; «Мифы древней Индии», 1999; «Легенды и мифы древней Индии», 2008; «Великий эпос Индии. Рамаяна. Махабхарата», 2002 и др.). Работа «Джайнизм» переведена на английский язык и опубликована в Индии в 1970 году .
Также она является автором научно-популярных работ: «Индия: тысячелетия и современность» (1971), «Многоликая Индия» (1987), «Эти поразительные индийцы» (2007), «Познакомимся с индуизмом» (1999). Книга «Индия: тысячелетия и современность» опубликована на немецком языке в Лейпцигском издательстве «Киппенгейер» (Германия) тремя изданиями в 1978—1989 годах .
К 40-летию научной деятельности Гусевой журнал « Советская этнография » (1990, № 1) опубликовал список основных её научных работ .
В 1960—1980 году на сцене Центрального детского театра Москвы шла пьеса «Рамаяна», которая была написана Гусевой по мотивам этого древнеиндийского эпоса . Ряд других её пьес, написанных по мотивам других индийских эпических произведений, шли в театрах Уфы, Иванова, Томска и Душанбе. Во время очередного визита в Москву Джавахарлал Неру посетил спектакль «Рамаяна» и дал ему высокую оценку, с чего началось личное знакомство Гусевой с этим индийским политическим деятелем .
Гусева осуществляла переводы англоязычной индологической литературы, вела телепередачи « Клуба кинопутешествий », читала ряд лекций по линии Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и общества « Знание », писала стихи .
В последние годы Гусева стала сторонником арктической гипотезы , не признаваемой наукой . Эта гипотеза была выдвинута в начале XX века индийским мыслителем и радикальным деятелем индийского национального движения Б. Г. Тилаком ; имеет своих последователей среди индийских интеллектуалов, теософов и зороастрийцев . На Гусеву оказал значительное влияние фантаст Иван Ефремов .
Исследования, проведённые Гусевой в Индии , помогли ей ознакомиться с индуизмом , поэтому она сделала попытку выявить общие черты индуистской и славянской мифологий. Гусева создала словарь « русско - санскритских схождений» (450 слов), который дважды был опубликован в её книгах: «Русские сквозь тысячелетия» (1998) и «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» (2001). В книге «Индия в зеркале веков» (2002) словарь был размещён в качестве приложения под названием «Краткая сводка совпадающих и сходных слов русского языка и санскрита». В этой же книге в виде сводной таблицы опубликованы результаты дилетантской «расшифровки» через санскрит этнографом С. В. Жарниковой названий рек и водоёмов Русского Севера , по созвучию напоминающих санскритские слова (например, Гангозеро — Ганг ). С индоевропейцами Гусева связывала свастику , упоминая и её восьмилучевую неоязыческую разновидность (« коловрат »), но она отмечала также её популярность у доарийского населения Индской цивилизации .
В рамках арктической гипотезы опубликовала ряд работ, в том числе «Русские сквозь тысячелетия» (1998), «Славяне и Арьи. Путь богов и слов» (2001), «Русский Север – прародина индославов» (2003, 2-е изд. — 2010), «Арии и древнеиндийские традиции» (2010) .
Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Международной премией имени Джавахарлала Неру .
Ряд выводов Гусевой подвергся критике со стороны других учёных, прежде всего идеи, выходившие за рамки её компетенции — этнографии. В частности, Гусева подвергалась критике за пропаганду не признаваемой наукой арктической гипотезы прародины индоевропейцев (« ариев », «индо-славов») . Её построения в отношении «славяно-арийских» параллелей в языке и культуре не принимаются наукой. Гусева, будучи специалистом по этнографии и религии народов Индии, не была компетентна в лингвистике, индоевропеистике и славяноведении.
С. А. Токарев в своём дневнике отмечал, что взгляд Гусевой на джайнизм как на древнейшую (и даже доведийскую) религию Индии, сомнителен . Защиту докторской диссертации Н. Р. Гусевой он оценил как «блестящую», однако саму диссертацию назвал дилетантской . В то же время он положительно оценил самодеятельную постановку под руководством Гусевой .
Согласно историку В. А. Шнирельману , Гусева стала единственным советским учёным, оживившим миф о « Северной прародине » .
Идеи Гусевой пользуются популярностью в среде русских националистов и неоязычников . Издание сборника «Древность: арьи, славяне» (1994), содержащего статьи Гусевой и других идейно близких авторов, финансировал художник Илья Глазунов , поддерживавший «арийскую» идею. Гипотезы Гусевой пропагандировались фашистской газетой «Русский реванш» (1996, № 1), нацистской газетой «Земщина» (1995, № 101), расистским журналом «Наследие предков» (1995, № 1) и почвенническим журналом « Наш современник » (1996, № 5) .