Interested Article - Христианизация Литвы

Святилище Прусская Ромува

Христианизация Литвы ( лит. Lietuvos krikštas ) — обращение в христианство знати и населения Великого княжества Литовского . Вершиной этого долгого и сложного процесса стало обращение в католичество в 1386 году великого князя литовского Ягайло и его двоюродного брата Витовта , и вступление Ягайло на трон короля Польши .

История

Ранние контакты с православием

Первое упоминание Литвы в Кведлинбургских анналах (1009) относится к римско-католическим миссионерам во главе с Бруно Кверфуртским , который крестил несколько правителей ятвягов , соседнего литовцам балтского племени. Более активные контакты литовцы имели с Киевской Русью и последующими восточнославянскими государствами, которые приняли православие после христианизации Киевской Руси в 988 году. Когда князья Литвы распространили свою власть на восток, культурное влияние славянских государств усилилось. Население заимствовало восточнославянские версии христианских имён в XI—XII веках. Это заимствование становится всё более распространённым среди языческого населения в Аукштайтии , в гораздо меньшей степени в Жемайтии . О влиянии православия на языческую литовскую культуру свидетельствует то, что примерно треть современных литовских фамилий имеют старославянское происхождение . Кроме того, литовские слова «церковь», «крещение», «Рождество» и «пост» классифицируются как «заимствованные из Руси, а не Польши» .

Крещение Миндовга

Ян Матейко Крещение Литвы (1889)

Появление государства Ливонского ордена у литовских границ сделало актуальным вопрос о выборе государственной религии. Первым великим князем литовским, принявшим западное христианство, стал Миндовг , хотя его племянник и соперник Товтивил сделал это раньше, в 1250 году. Во время правления Миндовга были сделаны первые переводы католических молитв с немецкого .

В 1249 году Товтивилл, союзник Даниила Галицкого , напал на Новогрудок , а в 1250 году ещё один союзник Товтивилла, Ливонский орден, организовал крупный поход против Литвы. Миндовг оказался в крайне тяжёлом положении между нападавшими с юга и севера, но сумел использовать противоречия между Ливонским орденом и рижским архиепископом . Он согласился принять крещение и отказаться от некоторых земель на западе Литвы. В обмен на это ему была обещана корона. 17 июля 1251 года папа римский Иннокентий IV издал буллу об объявлении Литвы Королевством и юрисдикции над ним Римского епископа. Миндовг и его семья были крещены по католическому обряду в 1251 году.

Папская булла Иннокентия IV о признании Литвы католической державой, её переходе под юрисдикцию епископа Рима , крещении и коронации Миндовга

Миндовг и его жена Марта были коронованы летом 1253 года. Став формально христианским королевством, Литва ещё не стала по-настоящему христианской. Не было приложено никаких усилий для крещения населения. Литовцы и жемайты твёрдо стояли за веру своих предков. Даже став католиком, король Миндовг не переставал приносить жертвы языческим богам . В 1261 году Миндовг отрёкся от христианства и изгнал всех христиан из Литвы. Великое княжество Литовское потеряло свой статус католического королевства.

Колебания между Востоком и Западом

Преемники Миндовга не выразили достаточного интереса к его начинаниям. Были десятилетия колебаний между католичеством и православием . «Для Гедимина и Ольгерда сохранение язычества служило полезным дипломатическим инструментом, …позволяя им использовать обещания преобразования в целях сохранения своей власти и независимости» . Великий князь Ольгерд (1345—1377) поддерживал «динамическое равновесие», балансируя между папой и Константинополем на протяжении своего правления . Чтобы избежать дальнейших столкновений с Тевтонским орденом , в 1349 году брат и соправитель Ольгерда Кейстут начал переговоры с папой Климентом VI . И на этот раз литовскому князю и его наследникам была обещана королевская корона в обмен на обращение Литвы в католицизм. Ольгерд оставался в стороне, и имел дела с русским населением княжества. Посредник в переговорах, польский король Казимир III , неожиданно напал на Волынь и Брест в октябре 1349 года, что разрушило планы Кейстута. Во время польско-литовской войны за Волынь, король Венгрии Людовик I предложил мирное соглашение с Кейстутом (15 августа 1351 года), в соответствии с которым Кейстут обязуется принять христианство и обеспечить Венгрии военную помощь в обмен на королевскую корону. Кейстут принял предложение, совершив языческий ритуал . На самом деле у Кейстута не было намерений соблюдать договор, и он сбежал по дороге в Буду . В XIV веке Великое княжество Литовское было признано преемником Киевской Руси в западной части её владений . Хотя литовские князья были язычниками, большинство населения были славянами и православными. Чтобы узаконить свою власть в этих областях, литовские князья часто вступали в браки с Рюриковичами . В результате часть литовской знати была крещена в православие. Первым из них был Войшелк , сын и наследник Миндовга, который принял постриг в православном Лавришевском монастыре вблизи Гродно , а затем сам основал там монастырь .

Христианизация при Ягайле и Витовте

Фреска в Вильнюсском кафедральном соборе

Окончательную христианизацию Литвы предпринял Ягайло . Русская мать Ягайло убеждала его жениться на Софье, дочери московского князя Дмитрия Донского . Для этого Ягайло нужно было принять православие и сделать Литву вассальным владением Великого княжества Московского . Это вряд ли остановило бы крестовые походы Тевтонского ордена против Литвы. Ягайло, в 1384 году уже подписавший договоры с Дмитрием Донским , в итоге предпочёл польское предложение стать католиком и жениться на королеве Ядвиге . 14 августа 1385 года в замке Крево Ягайло согласился принять христианство и подписал Кревскую унию .

Ягайло был крещён по католическому обряду в Соборе Святых Станислава и Вацлава в Кракове 15 февраля 1386 года, и стал королём Польши. За королевским крещением последовало крещение двора и рыцарей Ягайло, также крестились братья короля: Каригайло , Виганд , Свидригайло и двоюродный брат Витовт . Ягайло послал Доброгоста, епископа Познани , в качестве посла к папе римскому Урбану VI с ходатайством об образовании епископства в Вильне и назначении Андрея Ястржембца епископом Вильни .

Ягайло вернулся в Литву в феврале 1387 года. Крещение дворян и их крестьян сначала проводилось в столице Вильне и его окрестностях. Дворянство и крестьяне в Аукштайтии крестились весной, а затем крестилась и остальная часть литовской знати. В этнической Литве были созданы приходы, и был построен Вильнюсский кафедральный собор на месте разрушенного языческого храма. По спорной информации из источника Яна Длугоша , первые приходские церкви были построены в литовских языческих городах Вилькамир , Майшагола , Лида , Неменчине, Медники, Крево , Гайна и Обольцы . Они все относились к вотчине Ягайло — Литовскому княжеству . 19 апреля 1389 года папа римский Урбан VI признал статус Литвы как католического государства.

Жемайтия была последней областью Литвы, обращённой в христианство в 1413 году, после поражения Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве и Первого Торуньского мира и возвращения Жемайтии под литовский контроль. В ноябре 1413 года сам Витовт крестил первые группы жемайтов . В 1416 году началось строительство восьми приходских церквей. Епархия Жемайтии была создана 23 октября 1417 года и Матей стал первым епископом Жемайтии. Около 1464 года в Вярняе был построен собор.

Последствия

Средневековая фреска из Церкви Святого Петра в Страсбурге , где изображён путь 15 европейских наций к христианству. Православные земли и Литва идут пешком

Литовское дворянство обратилось в католичество, но языческие обычаи ещё долго преобладали и тайно практиковались среди простых людей Литвы. Там не было преследования языческих жрецов и приверженцев старой веры. Тем не менее, в XVII веке, после Контрреформации (1545 — 1648 годы), католическая вера взяла верх над язычеством. Христианизация и её политические последствия оставили значительный след в истории Литвы. Большинство населения Великого княжества Литовского за пределами этнической Литвы было православным. Элита постепенно обращалась в католицизм, и возрастала религиозная напряжённость. Некоторые из православных Гедиминовичей покинули Литву и уехали в Московское княжество, где они дали начало таким княжеским родам как Голицыны и Трубецкие . Православное население современной Украины и восточной Белоруссии часто сочувствовало московским князьям, которые изображали себя защитниками православия. Эти процессы приводили к московско-литовским войнам . Поражение литовцев в Ведрошской битве подорвало позиции Литвы в качестве доминирующей силы в Восточной Европе . По результатам русско-литовской войны 1500 — 1503 годов к Русскому государству отошла треть территории Великого княжества Литовского. С другой стороны, переход к католичеству способствовал интеграции Литвы в культуру Западной Европы. Был проложен путь к политическому союзу Литвы и Польши, в окончательном виде как Люблинская уния 1569 года.

Примечания

  1. (лит.) Z. Zinkevičius . (недоступная ссылка)
  2. S.C. Rowell. Lithuania Ascending: A Pagan Empire Within East-central Europe, 1295—1345 . Cambridge University Press, 1994. Page 149.
  3. . Дата обращения: 14 декабря 2013. 5 февраля 2012 года.
  4. S. C. Rowell Page 120
  5. Davies, Norman. Europe:A history . Oxford University Press. Page 430.
  6. Muldoon, James. Varieties of Religious Conversion in the Middle Ages . University Press of Florida, 1997. Page 140.
  7. Davies, Page 430
  8. Muldon, Page 137
  9. killing a bull by throwing a knife at it
  10. (лит.) от 7 июля 2020 на Wayback Machine , accessed on 01-07-2007
  11. Daniel Z. Stone. The Polish-Lithuanian State, 1386—1795 . University of Washington Press, 2001. ISBN 0-295-98093-1 . Page 3;
    Paul Robert Magocsi . A History of Ukraine . University of Toronto Press, 1996. Page 67.
  12. от 11 сентября 2019 на Wayback Machine , Edvardas Gudavičius
  13. S.C. Rowell. Page 149.
  14. A. Thomas Lane. Lithuania: Stepping Westward . Routledge, 2001. Page XXI.
  15. (лит.) 2 мая 2003 года. Dr. Aleksandras Vitkus
Источник —

Same as Христианизация Литвы