Interested Article - Садово-парковое искусство
- 2021-06-18
- 2
Садо́во-па́рковое иску́сство — искусство создания садов , парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв , размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой , дорогами, водоёмами , скульптурой . Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному ( геометрическому ) или пейзажному ( имитирующему естественный ландшафт ).
История
Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя , когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах , дворцах , усадьбах . Планировка садов в Древнем Египте была строго регулярной, поскольку это облегчало орошение растений. В Древней Греции в садах впервые появилась скульптура и архитектурные сооружения — колоннады и алтари для различных церемоний . В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны .
В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной ( гюлистан ) и плодовой ( бустан ). На Пиренейском полуострове , завоёванном арабами , сложился особый тип небольшого сада в дворике при замке. В отличие от европейских, сады в Японии , Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы.
Первая в истории концепция регулярного сада была разработана лишь в эпоху Возрождения итальянским архитектором Джакомо Виньолой . Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма . В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок — шпалер.
Позднее на их основе сложились основные типы парков:
- террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);
- регулярные «французские» (с боскетами , аллеями , партерами и водоёмами геометрически правильных форм);
- пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта — с лужайками);
- миниатюрные сады (в древнеримских перистилях , испано - мавританских дворах; японские сады — символические композиции из воды, растений и камней).
Россия
Первые сведения о русских садах относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях , вокруг храмов, в богатых усадьбах. В XVII веке в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца , располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для русских садов всегда было характерно сочетание с . В садах устраивались рыбные пруды , для посадок выбирались плодовые деревья ( яблони , груши , вишни ). Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли , Ж. Леблон , Ч. Камерон , П. Гонзаго . До нашего времени продолжают эксплуатироваться Висячий сад Малого Эрмитажа и царскосельский сад .
С середины XIX века наряду с частными получают распространение общественные парки. В них обычно сочетались приёмы регулярного и ландшафтного построения.
См. также
- Памятники садово-паркового искусства
- Садово-парковая скульптура
- Ландшафтный дизайн
- Английский парк
- Французский парк
- Японский сад
- Дворцово-парковый ансамбль
- Садово-парковые ансамбли Китая в эпоху Западная Хань
- Солитер (ландшафтный дизайн)
- Фонтан-шутиха
- Ленд-арт
Литература
- Проблемы садово-парковой архитектуры: Сб / Ред. М. П. Коржев ; Секция планировки городов союза сов. архитекторов. — М. : Изд-во Всесоюзн. акад. архитектуры, 1936. — 348 с.
- Ванин С. И., Ванина С. Е. Типы садов и парков / С. И. Ванин, С. Е. Ванина; Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова. — Л. : ЛТА, 1947. — 48 с.
- Рубцов Л. И. Садово-парковый ландшафт. — Киев: Изд-во АН УССР, 1956. — 212 с.
- Водоёмы в ландшафте парка / Худ. А. С. Александров. — М. : Госстройиздат , 1963. — 196 с. — 1300 экз. (в пер.)
- Искусство паркового пейзажа. — М. : Стройиздат , 1977. — 248 с. — 10 000 экз. (обл.)
- Рубцов Л. И. Проектирование садов и парков. — М. : Стройиздат , 1979. — 188 с.
- Рандхава М. = Mohinder Singh Randhawa. Gardens Through the Ages / Сокр. пер. с англ. Л. Д. Ардашниковой. — М. : Знание , 1981. — 320 с. — 100 000 экз.
- Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. — Л. : Стройиздат . Ленингр. отд-ние, 1984. — 152 с. — 8500 экз.
- Садово-парковый ландшафт. — М. : Стройиздат , 1989. — 344 с. — ISBN 5-274-00591-8 .
- Учитель, перед именем твоим…: к 100-летию С. Н. Палентреер / В. С. Теодоронский // Цветоводство. 2001. № 2. — С. 22. — ISSN 0041-4905.
- Садово-парковое строительство / Московский государственный университет леса . — М. : Изд-во МГУЛ, 2003. — 336 с. — ISBN 5-8135-0164-9 .
- Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства: Сады и парки мира. — М. : Эксмо , 2007. — 736 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-19502-2 . (в пер.)
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- 2021-06-18
- 2