Interested Article - Пласаж

Креолка с прислугой. Эдуар Маки. Новый Орлеан . 1867

Пласаж ( фр. Plaçage — размещение ) — общепризнанная негласная система культурных взглядов и норм, которой подчинялись отношения между мужчинами и женщинами в патриархальных колониальных сообществах Новой Франции .

Предпосылки к формированию пласажа

В отличие от североамериканских колоний Великобритании, куда иммигрировали в основном целые семьи, и где межрасовые контакты всячески осуждались, в страны Латинской Америки , так же, как и в колониальные французские владения, переселялись в основном лишь молодые мужчины, что было связано с долгим запретом на присутствие женщин на корабле, считавшееся дурным знаком. Из-за этого возникла половая диспропорция среди населения колоний, а белые мужчины, формировавшие элиту неороманских сообществ, всё больше контактировали с женщинами индейского, африканского и смешанного происхождения ( мулаты , метисы , креолы , самбо ). Следует учитывать, что и сами они охотно шли на эти контакты, продолжая традиции романизации, заведённые ещё в Римской империи.

Расцвет системы

Со временем, однако, французские, испанские и португальские монархи, встревоженные чрезмерным смешением в колониях, начали присылать туда и женщин из метрополии. В это время и сформировалась система пласажа: белые мужчины брали в официальные жёны белых женщин, но при этом могли одновременно содержать одну или несколько цветных любовниц, которые не были проститутками , а скорее наложницами - конкубинами , так как оставались верны своему господину до его смерти и даже имели от него официально признанных детей (которые, однако, имели меньше наследственных прав, чем законнорождённые дети). Для взращивания подобной касты цветных содержанок имелись особые школы, а для знакомств с ними белые мужчины устраивали особые закрытые балы, иногда превращавшиеся в оргии . Несмотря на сильную финансовую зависимость, цветные девушки формально были лично свободны . Внутри этих городов цветные наложницы, как правило, имели свой квартал, куда время от времени наведывались их господа. В Новом Орлеане таким кварталами пласажа были на тот момент окраинные и .

Географическое распространение

Подобного рода отношения стали нормой в колониальной Луизиане , находившейся на пересечении французских и испанских колониальных владений в нижнем течении Миссисипи (города Новый Орлеан , Натчез , Виксбург , Мобил , Билокси ), на Гаити , Гваделупе , Мартинике и др. Наивысшего размаха система пласажа достигла во франкоязычном Новом Орлеане в 1780—1803 годах.

Упадок

Продажа территории США имела ряд отрицательных последствий для романских сообществ в Луизиане. Запрещёнными оказались французский и испанский языки , а официальные американские власти не проводили, как это было раньше, различий между цветными и неграми . Пласаж постепенно начал низводиться до уровня уличной проституции . Англичане , переселившиеся в больших количествах в Луизиану, поначалу испытывали интерес к пласажу, но не желали иметь с цветными девушками ничего, кроме случайного секса, не говоря уже об их содержании или ответственности за детей от подобного рода контактов. Пласаж перестал существовать, письма девушек и их полузаконных мужей были в основном сожжены родственниками, боявшимися преследований Ку-Клукс-Клана , хотя отголоски системы в виде сказаний и легенд сохраняются и по сей день.

См. также

Примечания

  1. Chained to the Rock of Adversity, To Be Free, Black & Female in the Old South, editado por Virginia Meacham Gould, The University of Georgia Press, 1998

Литература

  • Joan M. Martin. "Placage and the Louisiana Gens de Couleur Libre," in Creole, edited by Sybil Kein, Louisiana State University Press, Baton Rouge, 2000.
Источник —

Same as Пласаж