Базилика Святого Вита (Мёнхенгладбах)
- 1 year ago
- 0
- 0
Собор Святого Вита , Вацлава и Войтеха ( чеш. Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha ) — готический католический собор в Пражском Граде , местопребывание архиепископа Пражского .
Собор причисляется к жемчужинам европейской готики , является художественной и национально-исторической святыней Чехии .
В соборе погребены чешские короли и архиепископы Праги , там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии .
Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: 1344 — 1419 , 1490 — 1510 , 1556 — 1593 и 1873 — 1929 (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия .
Первый храм- ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году ; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I . В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёх нефная базилика , которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).
Строительство собора началось 21 ноября 1344 года . Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский . Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса , приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне . Маттиас составил общий план строения в стиле французской готики (переходная базилика [ неизвестный термин ] , аркбутаны , короткий трансепт ). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году , строительство продолжил Петер Парлерж , молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд ( нем. Schwäbisch Gmünd ). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент .
В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем .
В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).
Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году , были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон ( чеш. Vladislav Jagellonský ) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту , но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко .
Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году и архитектор представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с 1861 по 1866 год , избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году , после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа . Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу , где собор стал выразительным акцентом в облике города .
После его смерти третьим и последним архитектором стал .
В 1920 году скульптор Войтех Сухарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха , декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела , в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.
Наконец, в 1929 году , после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.
В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора . После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства .
Длина главного нефа собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами.
Доминантом в западном фасаде считаются две высокие стройные башни высотой 82 м, между которыми находится богато украшенный щит главного нефа с 15-метровым высоким стрельчатым окном с круглой розой , спроектированной . Отдельно роза имеет диаметр 10,4 м. Откос и ажурное декорирование вокруг окна, как и все окно, выполнены из песчаника. Витраж на тему «Сотворение мира» изготовлен в 1926—1928 годах по проекту Франтишека Киселы . На верхних краях розы стоят в табернатах статуи Святого Кирилла Александрийского (слева) и Святого Бенедикта (справа).
Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году в соответствии с моделями скульпторов , и — на северо-западной башне и , и — на юго-западной башне. Через год на северо- западной башне появилась статуя Ангела-Благовестителя, а на юго-западной башне — статуя Ангела-музыканта, обе статуи горного песчаника авторства скульптора Штепана Залесака. На южной стороне выходит во двор и южный вход с Золотыми воротами (названными в честь золотого фона мозаики «Последнего суда»). К южной части фасада прилегает башня, которая выполнена готической в нижней части. На высоте 55 м, где башня должна переходить в восьмиугольный план, следует галерея-ренессанс и крыша в форме луковицы в стиле барокко. В нижней части башни находится каменная мемориальная доска 1394 года, которая описывает средневековые здания.
По мнению князя Спытигнева II , изначальный собор имел небольшие размеры, поэтому было принято решение о строительстве романской базилики им. Св. Вита, св. Войтеха и Девы Марии. В 1060 году началось строительство трехнефной базилики с двумя башнями. После смерти Спытигнева II, строительство продолжил его брат Вратислав II , ставший первым чешским королём. Базилика была построена в форме креста, длиной 17 метров. Толстые стены и столбы разделяли пространство на три нефа. Трёхнефная базилика с двумя сводами и законченным пространством перед главным престолом, поперечным нефом в западной части и двумя башнями имела существенно большие размеры, чем предыдущий собор. В длину она была 70 м и в ширину 35 м.
Капелла Св. Вацлава построена над изначальной могилой Св. Вацлава, в виде отдельного святилища, встроенного в храм, чем напоминает шкаф для реликвий. Собственно ротонда Св. Вита была построена Вацлавом около 929 года. После смерти тело Вацлава перенесли в ротонду примерно в 938 году, и его останки были уложены в южной апсиде , которую построили именно для этих целей. С капеллы над местом упокоения Вацлава создали наиболее важное место собора и включили его в коронационную процедуру. Святовацлавская корона должна была находиться на голове Св. Вацлава, и для хранения драгоценностей здесь построили отдельную комнату. В 1541 году во время пожара была уничтожена значительная часть гроба.
На мозаике «Последний суд» 1370—1372 годов изображен Страшный суд над людьми в Судный день. Реставрация работы была произведена в 1961 и в 2000 годах. Произведение разделено на 3 части. В середине изображен Иисус как судья, окруженный ангелами. Под ними изображены шесть чешских патронов, и четвёртая жена Карла IV — Елизавета Померанская . В верхушках обоих боковых частей находится продолжение композиции — фигуры Девы Марии и Св. Иоанн Крестителя, которые высказываются за людей. В нижней части мертвые встают из гробов. В правой части группа грешников, которые влекут за собой вниз дьяволы синего цвета и эту группу с другой стороны удерживает меч Архангела Михаила.
За входом открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами высотой 33,5 метра почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную тёплым светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл .
Монолитная кладка сделана из разных чешских песчаников, а в готической части использован песчаный мергель. В новоготическом периоде песчаный мергель использован в оформлении главного алтаря и части других алтарей. Вход в собор происходит со стороны северо-западной башни. Первая видимая часовня — это , затем видна , где в 1929 году на северную стену были повешены четыре надгробных камня в стиле ренессанс .
На колоннах хора установлен 21 бюст монархов, епископов, королей и строителей из мастерской Петра Палержа. Создание скульптурного цикла связано, вероятно, с перезахоронениями в новом хоре представителей династии Пржемысловичей — четырёх князей — Бржетислава I , Спитигнева II , Бржетислава II , Борживоя II и двух королей Пржемысла Отакара I и Пржемысла Отакара II . Их останки были перенесены из романской базилики. Над их новыми могилами в трех восточных капеллах были возведены саркофаги с их фигурами. Туда же были перенесены останки Гуты , супруги Вацлава II , и Рудольфа I , надгробия не сохранились и были, вероятно, более скромные, чем надгробия шестерых Пржемысловичей. Здесь же погребены несколько членов семьи Карла IV . Перенося сюда древние могилы Пржемысловичей, император придавал усыпальнице статус династической, существующей с давних времен, придавая ей больше значения, чем давней усыпальнице правителей Чехии в Збраславском монастыре .
Позади главного алтаря находятся гробницы первых епископов и статуи кардинала Шваценберга и Мысльбека . В южной галерее с 1736 года находится монументальная серебряная гробница Св. Яна Непомуцкого , сделанная по наброскам Йозефа Эммануэля Фишера. По бокам высокого хора находятся две большие резьбы в стиле барокко, изображающие опустошение храма в 1619 году и побег Фридриха V в 1620 году. В центре нефа находится мавзолей (гробница) Максимилиана II , Фердинанда I и его жены Анны Ягеллонской , законченная в 1589 году. Мавзолей внешне защищен декоративной решеткой в стиле ренессанс, на которой с боковых сторон изображены чешские короли и королевы, которые захоронены в склепе под ним. Также в соборе находятся надгробия в стиле барокко , деревянное распятие и витражи ведущих художников XX века.
Трёхнефное пространство храма с 28 величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум или трифорий (галерея-балкон), проходящий по всему периметру, который был построен в 1374—1375 годах .
Эта впечатляющая скульптурная портретная галерея была создана по заказу императора Карла IV . Здесь собраны портреты представителей королевской семьи, деятелей церкви и строителей собора. Некоторые изображения явно выполнены как полноценные портреты, подчас несут ярко выраженные индивидуальные черты.
Бюсты верхнего трифория (фактически это только головы, размещенные в нишах) практически недоступны для обозрения, так как наклон выступа балюстрады не позволяет пройти по нему. Подобное отсутствие рациональности в действиях мастеров, размещавших портреты, маски или фигуры для консолей на недосягаемой высоте, характерно для классической готики По мнению некоторых исследователей ( Либман , Ульман), они адресовались не зрителю, находящемуся внизу, а обращены к высшему миру — святым покровителям собора и королевства .