Interested Article - Кинематограф Чехии

Кинематограф Чехии — это общее название для фильмов, снятых в Чехии . Международное признание чешский кинематограф получил в 1960-е годы во время Чехословацкой новой волны . Такие фильмы как « Магазин на площади » ( 1965 ), « Поезда под пристальным наблюдением » ( 1966 ) и « Коля » ( 1996 ) стали лауреатами премии ОСКАР в номинации за лучший фильм на иностранном языке , ещё шесть человек попали в список номинантов.

К чешскому кинематографу иногда относят также творения чешских эмигрантов, таких как Милош Форман , Иван Пассер и Войтех Ясны . Крупными режиссёрами экспериментального кино являются Ян Шванкмайер и Иржи Барта , работающие в жанре анимации .

Немое кино

Впервые «движущиеся картинки» появились на чешской земле в 1896 в Праге и Карловых Варах благодаря режиссёру и оператору Яну Кршиженецкому , который, начиная со второй половины 90-х годов XIX века снял ряд короткометражных документальных фильмов — новостей. Через год американская компания провела съёмки своего фильма в Богемии. Вскоре начали открываться частные производители, но они быстро исчезали. Тема зарождающегося кино юмористически описана в фильме Иржи Менцеля «Великолепные мужчины с кинокамерой» ( чеш. «Bajecni muzi s klikou» ).

Первый постоянный кинотеатр был основан фокусником Виктором Понрепо в 1907 году в Праге .

После провозглашения независимости Чехословакии , появились профессиональные студии, в моду вошли националистические фильмы, среди прочих, «Во славу Страсти» ( чеш. «Utrpením ke slávě» ) (1919, режиссёр Ричард Ф. Бранальд) и «Святой Вацлав» ( чеш. «Svatý Václav» ) (1929, режиссёр Ян С. Колар), в последнем из которых принимала участие русская актриса Вера Барановская . На уровень звезды европейского уровня встала актриса Анни Ондракова , позже снявшаяся у А. Хичкока . Историческая картина «Строитель Храма» ( чеш. «Stavitel chramu» ) (1920, режиссёры: Карел Дегл, Антонин Новотни), социальная драма « Эротикон » ( чеш. «Erotikon» ) (1929, режиссёр Густав Махаты ), и мелодрама «Органист церкви св. Вита» ( чеш. «Varhanik u sv. Vita» ) (1929, режиссёр Мартин Фрич ) являются вершиной чешского немого кино .

Звуковое кино до Второй мировой войны

Звук был впервые использован в Чехословакии в фильме «Тонка „Виселица“» ( чеш. «Tonka Šibenice» ) (режиссёр Карел Антон), премьера которого состоялась 27 февраля 1930 года. В сентябре 1930 в Чехословакии введен запрет на импорт фильмов, в которых говорят по- немецки . Это привело к запрещению всех потенциально радикальных немецких фильмов в Чехословакии, в том числе антивоенного фильма «На Западном фронте в 1918 году» (режиссёр Георг Вильгельм Пабст ). Ограничение импорта в 30-е способствовало развитию внутреннего кинопроизводства.

Ведущими режиссёрами этого периода стали Мартин Фрич , Карел Ламач и Густав Махаты . Кинокомедия Карела Ламача «Имперско-королевский полевой маршал» ( чеш. «C. a k. polní maršálek» ) имела огромный успех и зажгла новую комедийную звезду Власта Буриана .

В 1933 году была запущена киностудия «Баррандов» , фирменная марка чешского кинопроизводства. К 1938 году в стране насчитывалось максимальное количество кинотеатров за всю историю — 1824 шт. с общим количеством мест 600 000 . Ежегодно снималось около 80 фильмов . Тридцатые годы — это время, удачно сочетающее «чешский модернизм» и коммерческое искусство. К главным кинохитам того времени можно отнести фильмы «Экстаз» ( чеш. «Extaze» ) Густава Махаты и «Река» ( чеш. «Reka» ) Йозефа Ровенски, к ведущим исполнителям ролей — Власта Буриана , Гуго Гааса , Адину Мандлову , Лиду Баарову и других. Не менее важным для этого периода явился комический дуэт Вериха и Восковца . Оба — знаменитые актёры, соединившие безупречную театральную школу и кино. Своё вдохновение они черпали в дадаизме и сюрреализме , беря пример с Чарли Чаплина и Бастера Китона . Некоторые из их фильмов — «Деньги или жизнь» ( чеш. Peníze nebo život, 1932 ) и «Мир принадлежит нам» ( чеш. Svet Patrí Nám, 1937 ) — были особенно популярны .

Звуковое кино во время Протектората

После подписания Мюнхенского соглашения в 1938 году , началась первая из трёх волн эмиграции . Чехословакию оставил левый актёр и режиссёр Гуго Гаас . В США уехал кино-экспериментатор Александр Хакеншмид ( чеш. Alexander Hackenschmied ), взявший фамилию Хаммид ( чеш. Hammid ). После оккупации Чехословакии нацистской Германией в 1939 году введена жёсткая цензура . Оккупанты создали наблюдательный орган кинофильмов в моравской штаб-квартире. Сразу же начались ариизация и германизация чешской киноиндустрии. Заголовки и плакаты должны были быть на чешско -немецком языках. Фильмы с еврейскими актёрами не разрешались, а киноперсонал должен был сдать экзамены по немецкому языку. Нацисты конфисковали студию «Баррандов» в начале войны. До 1945 года некоторые режиссёры, а также художники были казнены за антинацистскую деятельность и среди них Владислав Ванчура .

Звуковое кино после Второй мировой войны

Уже во время войны чешские интеллектуальные круги обсуждали возможность национализации промышленности, некоторые художники в этом шаге увидели надежду на независимость коммерческих интересов производителей. Национализация состоялась вскоре после освобождения, до прихода к власти коммунистов . Четыре последующих десятилетия производство, импорт и распространение фильмов в Чехословакии находилось под государственным контролем. Однако со временем система эволюционировала в полностью самоокупаемую. Деньги потраченные в кинотеатрах возвращались в киностудии, прямые государственные вливания были минимальны . В 1946 был учрежден международный кинофестиваль в Марианске Лазне , перенесённый вскоре в Карловы Вары . В Праге в 1947 году был основан Факультет кино и телевидения Академии музыкального искусства , известный как FAMU . Первый чешский цветной фильм был снят в 1947, « Ян Рогач из Дубы » ( чеш. «Jan Roháč z Dubé» , режиссёр Владимир Борски).

В конце сороковых — начале пятидесятых годах чехословацкое кино в первую очередь было инструментом коммунистической пропаганды . Намёк на изменение произошёл в 50-х, когда четыре социально-критических фильма « » ( чеш. «Tři přání» ) (1958, режиссёр Ян Кадар и Эльмар Клос ), «Здесь львы» ( чеш. Zde jsou lvi ) (1958, режиссёр Вацлав Кршка ), «Школа отцов» ( чеш. Škola otců ) (1957, Ладислав Хельге ) и « Сентябрьские ночи » ( чеш. Zářijové noci ) (1956, режиссёр Войтех Ясны ) были раскритикованы на I Чехословацком кинофестивале в городе Банска-Бистрица и впоследствии изъяты из проката. Одними из лидеров этого периода были фильмы дуэта Яна Кадара и Эльмара Клоса , их картина « » ( чеш. Tam na konečné )) (1957) не скрывала вдохновения от итальянского неореализма .

Этот период ознаменовался расцветом чешской анимации, одним из основателей которой был кукольный аниматор Иржи Трнка . Пионером же спецэффектов в кино стал Карел Земан , особенно ярко проявивший это направление в фильмах: «Путешествие к началу времён», ( чеш. Cesta do praveku ) и «Смертельное изобретение (в Советском прокате известен как "Тайна острова Бэк-Кап» ( чеш. Vynalez zkazy ), объединившие драму и мультипликацию. Пожалуй, самой успешной фильмом-сказкой в истории чешского кино стала, снятая в пятидесятые «Гордая принцесса» ( чеш. Pysna princezna ).

Новая волна

Чехословацкая новая волна — киночудо 60-х , проявившее мастерство и открытость молодых режиссёров.

После новой волны

Период 1968 1970 оставил след во многих режиссёрах в ответ на оккупацию Чехословакии войсками пяти стран Варшавского договора в 1968. Страну покинули Иван Пассер , Войтех Ясны , Яна Бокова, Вацлав Райхль, Отакар Воточек, Бернар Шафарик, Ян Немец и другие. Замолчал Павел Юрачек ( чеш. Pavel Juráček ), а на нескольких лет — и Иржи Менцель ( чеш. Jiří Menzel ) и Вера Хитилова ( чеш. Věra Chytilová ). Милош Форман уехал в США ещё в 1967 году по договору компании Paramount с чешским киноучреждением «Filmexport».

В период с 1970-го по 1989-й этого «исхода», чешский кинематограф добился всего лишь одной номинации на «Оскар» за лучший иностранный фильм — фильм Менцеля « Деревенька моя центральная » ( чеш. «Vesničko má středisková» ) (1985 год). Наряду с введением цензуры был запрещён ряд фильмов, таких как « Сжигатель трупов », « Жаворонки на нитке », « », « » и др.

Доминирующие жанры того времени — популярные комедии и детективы . В 1973 году вышла в свет нестареющая сказка « Три орешка для Золушки », снятая комедийным режиссёром Вацлавом Ворличеком . Среди многосерийных фильмов следует отметить снятый в 1977 году и впоследствии показанный по советскому телевидению телесериал « Больница на окраине города », а также детский комедийный телефильм 1986 года « Осьминожки со второго этажа ».

После бархатной революции

В первые годы после бархатной революции началась постепенная приватизация кинопромышленности. Первым фильмом, снятым за пределами государственной монополии был « Танковый батальон » ( чеш. Tankový prapor ) (1991, режиссёр ( чеш. Vít Olmer )), выпущенный компанией « Bontonfilm ». В 1992 году был основан «Государственный фонд поддержки и развития чешской кинематографии» ( чеш. «Státní fond pro podporu a rozvoj české kinematografie» ). Он остается практически единственной формой поддержки кино-производителей.

Была полностью ликвидирована государственная цензура, но создателям фильмов пришлось столкнуться с новой рыночной средой. В кино начал появляться продакт-плейсмент . Вацлав Гавел , сын основателя студии «Баррандов», был избран Президентом Чехии в 1990 году. В 90-е пришло новое поколение режиссёров, таких как Ян Сверак , Ян Гржебейк , Саша Гедеон , Петр Зеленка и . На рубеже веков появились первые фильмы, снятые как видео, в том числе «Любовь сверху» ( чеш. Láska shora ) (2002, режиссёр Петр Марек ( чеш. Petr Marek )). Чешское кино не утратило своей оригинальности и юмора и в новом тысячелетии, о чём свидетельствуют « Хроники обыкновенного безумия » Петра Зеленки , получившие приз Гильдии кинокритиков на XXVII ММКФ в 2005 году.

Благодаря низкой себестоимости производства, Чехия является одной из ведущих площадок кино. Здесь снимаются фильмы голливудского мейнстрима такие, как « XXX » (2002), « Идентификация Борна » (2002), « Блэйд 2 » (2002), « Ван Хельсинг » (2004), « Хеллбой » (2004), « Хроники Нарнии » (2005) и « Братья Гримм » (2005).

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 июля 2011. 12 августа 2011 года.
  2. . Дата обращения: 6 июля 2011. 3 августа 2011 года.
  3. . Дата обращения: 6 июля 2011. 23 августа 2007 года.
  4. от 18 июля 2011 на Wayback Machine (чешск.)
  5. (недоступная ссылка)
  6. . Дата обращения: 6 июля 2011. 3 августа 2011 года.

Ссылки

Литература

  • Комаров С. В., Чехословацкое кино , Издательство: М.: Искусство, 1961 г.
Источник —

Same as Кинематограф Чехии