Сын человеческий
(Сын человека,
ивр.
בן אדם
;
иуд.-арам.
בר אנש
;
др.-греч.
υἱὸς ἀνθρώπου
) — термин, берущий своё начало в
Танахе
(
Ветхий Завет
). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле
некто
или
один из
.
Книга пророка Даниила
описывает его как будущего спасителя человечества, которому Бог после страшного суда даст власть над миром:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до
Ветхого днями
и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
Иисус Христос
в Евангелии более 65 раз называет Себя
«Сыном Человеческим»
:
«И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда, а
Сын Человеческий
не имеет, где приклонить голову» (
Мф.
),
«Но чтобы вы знали, что
Сын Человеческий
имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (
Мф.
),
«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет
Сын Человеческий
» (
Мф.
),
«Пришел
Сын Человеческий
, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её» (
Мф.
),
«Ибо
Сын Человеческий
есть господин и субботы» (
Мф.
),
«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и
Сын Человеческий
будет в сердце земли три дня и три ночи» (
Мф.
),
«Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть
Сын Человеческий
» (
Мф.
),
«Ибо приидет
Сын Человеческий
во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (
Мф.
),
«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе
Сын Человеческий
не воскреснет из мёртвых» (
Мф.
),
«Ибо
Сын Человеческий
пришел взыскать и спасти погибшее» (
Мф.
),
«Когда же приидет
Сын Человеческий
во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (
Мф.
),
«Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и
Сын Человеческий
предаётся в руки грешников» (
Мф.
),
"Но чтобы вы знали, что
Сын Человеческий
имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: " (
Мк.
),
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и
Сын Человеческий
, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (
Мк.
),
«Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым
Сын Человеческий
предаётся: лучше было бы тому человеку не родиться» (
Мк.
),
«Ибо
Сын Человеческий
пришел взыскать и спасти погибшее» (
Лк.
),
«Отныне
Сын Человеческий
воссядет одесную силы Божией» (
Лк.
),
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес
Сын Человеческий
, сущий на небесах»
Ин.
),
«Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился
Сын Человеческий
, и Бог прославился в Нем»
Ин.
),
и другие.
Протестантский теолог
Джордж Элдон Лэдд
высказывает удивление по поводу того, что ранняя церковь проигнорировала это единственное наименование, которым Иисус свободно пользовался по отношению к Себе и которым предпочитал Себя называть. За пределами Евангелий публично это выражение используется лишь однажды, в устах первого
мученика Стефана
(
Деян.
).
При жизни Христа смыслом выражения «сын человеческий» было уже именно понимание пророка Даниила — мессианское. Оно стало синонимом выражения «Сын Божий». Так протодиакон
Андрей Кураев
пишет:
…иудеи, знакомые с книгой Даниила (Дан. 7,13), где «Сын Человеческий» оказывается мессианским титулом, и с позднейшей апокрифической литературой (т. н. Книги Еноха), слышали в этом словосочетании высокий смысл: Сын Человеческий — это Судия и Спаситель последних времен, Христос, эсхатологическая надежда Израиля. Но греки, не знакомые с этой литературой, в словосочетании «сын человеческий» могли воспринять не возвышающий, а только занижающий смысл: просто человек. Поэтому при перенесении своей проповеди за пределы синагоги апостолы стали именовать Христа «Сыном Божиим»
.
Об этом же говорит протоиерей
Александр Мень
: «Он не произнёс слова „Мессия“, однако выражение „Сын Человеческий“ было им понятно; оно означало, что новый Учитель — Тот, Кого все давно с нетерпением ждали»
.
Это понимание «сына человеческого» как Христа хорошо видно в
Евангелии от Иоанна
: «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому?» (
Ин.
).