Великие Луки
- 1 year ago
- 0
- 0
Евангелие от Луки́ ( др.-греч. Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκάν , лат. Evangelium secundum Lucam ) — третья книга Нового Завета , одно из четырёх канонических Евангелий . Перед ним традиционно следуют Евангелия от Матфея и Марка , за ним — Евангелие от Иоанна . Автором считается апостол Лука .
Основная тема Евангелия — жизнь и проповедь Иисуса Христа , Сына Божия. Евангелие написано для христиан из язычников и обращено к Феофилу , христианину, обращённому из язычников, и, в его лице, к новым христианским общинам, основанным св. Павлом . Цель Евангелия автор обозначает следующим образом: «чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен» ( ). Ряд особенностей Евангелия вытекает из его предназначения для бывших язычников — иудейские обычаи объясняются подробно, кроме того автор преднамеренно избегает употребления слова «язычники» в отрицательном контексте, опасаясь неправильного понимания. Например, фраза из Нагорной проповеди Христа, которая в Евангелии от Матфея звучит как «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» ( Мф. ), в Евангелии от Луки приводится в виде «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» ( ).
Жизнь Христа у Луки излагается преимущественно с исторической стороны, рассказ отличается обстоятельностью и подробностью, приводится большое количество притч Христа, по объёму Евангелие от Луки — длиннейшая книга Нового Завета. Евангелие начинается с описания наиболее ранних событий в хронологическом плане, а именно с благовестия Захарии , отцу Иоанна Крестителя , о его грядущем рождении. Прочие Евангелия начинаются с Рождества Христова (Матфей) или уже с проповеди Иоанна Крестителя (Марк и Иоанн).
События, предшествовавшие Рождеству Спасителя, у Луки описаны очень подробно (вся первая глава Евангелия). В третьей главе приводится родословие Иисуса Христа , построенное по восходящей линии от Иосифа Обручника , названного мужа Девы Марии , до Адама . Несовпадения этого родословия с приведённым в Евангелии от Матфея послужили предметом многочисленных исследований историков и библеистов. Распространено мнение, что у Матфея представлено родословие Иосифа (земного отца Иисуса Христа), у Луки — родословие Марии. Но есть и иные точки зрения.
В шестой главе излагается Нагорная проповедь Иисуса, квинтэссенция его учения, хотя и в менее подробной форме, чем в Евангелии от Матфея. В начале одиннадцатой главы приводится молитва « Отче наш » ( ). Вариант молитвы у Луки имеет отличия от текста молитвы в Евангелии от Матфея (у Луки — более краткий вариант).
События последних дней земной жизни Иисуса в Иерусалиме и Страсти Господни занимают сравнительно небольшое место по отношению ко всему объёму книги (главы с 20 по 23).
Евангелие состоит из двадцати четырёх глав и заканчивается повествованием о вознесении Иисуса Христа на небо.
Только в Евангелии от Луки приводятся сведения о родителях Иоанна Крестителя , о событиях, связанных с его рождением, и о посещении Девой Марией Елисаветы , матери Иоанна. Исключительно здесь говорится о поклонении пастухов родившемуся Младенцу, о Сретении и о посещении двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского Храма . Также тексту этого Евангелия мы обязаны знакомством со знаменитыми благодарственными гимнами Богородицы Магнификат (Величит душа Моя Господа…) (1: 46 - 55), песней Захарии , отца Иоанна Предтечи (« Благословен ») (1: 68 - 79), песней Симеона Богоприимца (2: 29 - 32) и с ангельской песней «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (2: 14), вошедшей в состав древнейшего богослужебного песнопения — Великого славословия , в латинской традиции — « Gloria (Слава в вышних Богу) ».
Только здесь упоминаются такие чудеса, как невидимое удаление Спасителя от врагов ( ), воскрешение сына Наинской вдовы ( ), исцеление согбенной женщины ( ), больного водянкой ( ), десяти прокажённых ( ) и Малха , раба первосвященника ( ).
Обширен список притч Христа , не встречающихся в других Евангелиях, в их число входят такие знаменитые, как:
а также:
В самом тексте Евангелия каких-либо указаний на личность автора не содержится. Древнее церковное предание считает, что этот анонимный автор Евангелия есть Лука , ученик апостола Павла . Не вызывает сомнений, что автор Евангелия от Луки создал также и книгу Деяний Апостолов , одинаковый литературный стиль и языковые особенности это убедительно доказывают.
Некоторые ученые считают, что евангелист Лука был сподвижником Апостола Павла , другие это отрицают . Последние ссылаются на то, что Деяния и письма Павла в ряде мест плохо согласуются между собой, а также на то, что в Послании к Галатам Павел упоминает, что из апостолов видел только Петра и Иакова, брата Господня ( Гал. , ), отрицая таким образом Луку и прочих возможных сподвижников как апостолов .
Авторство Луки подтверждают древние христианские писатели. Ириней Лионский писал: «Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге» (Против Ересей, III,1). Также об авторстве Луки пишут Евсевий Кесарийский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Евангелие от Луки входит в Мураториев канон .
В ранней Церкви подлинность Евангелия и авторство Луки не подвергались сомнению, и никаких альтернатив не обсуждалось.
В последней главе книги приводится подробное повествование, отсутствующее у других евангелистов, о путешествии ученика Христа Клеопы с неназванным по имени спутником в селение Эммаус и о явлении воскресшего Христа им на пути. Со времён раннего христианства христианская традиция считает, что Лука входил в число 70 апостолов Христа , и этот неназванный спутник и есть Лука, автор книги. Однако эта версия противоречит версии об обращении Луки в христианство апостолом Павлом, в пользу которой также говорит многое, особенно в тексте Деяний.
Косвенным подтверждением авторства Луки служит тщательное описание недугов, от которых излечивал Иисус , в то время, как в Послании к Колоссянам апостол Павел сообщает, что Лука был врачом по профессии. Кроме того, только Лука описывает гематидроз — кровавый пот во время Гефсиманской молитвы , хотя в некоторых древнейших манускриптах этот фрагмент отсутствует, что дало некоторым исследователям основание считать его позднейшей вставкой, призванной побороть ересь докетизма .
Большая часть современных библеистов разделяет традиционную точку зрения об авторстве Евангелия. Отвергают принадлежность Евангелия перу Луки, главным образом те исследователи, которые датируют Евангелие II веком .
Время создания достоверно установить невозможно. Большинство исследователей полагает, что оно создано позже Евангелий от Матфея и Марка и точно раньше Евангелия от Иоанна. Возможно первая фраза книги — «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях» — намекает на уже созданные Евангелия от Марка и Матфея. Традиция относит создание книги на 60-е года I века, однако многие современные исследователи полагают более вероятным диапазоном 70—80 либо 80—100 года . Версия о создании книги во II веке в настоящее время имеет немного сторонников, она поддерживалась исследователями Тюбингенской школы , а также сторонниками версии о том, что Евангелие от Луки базировалось на апокрифе еретика Маркиона , созданном во II веке. В любом случае вопрос о времени создания Евангелия от Луки должен решаться вместе с вопросом о времени создания Деяний, которые являются продолжением этого Евангелия.
Лука подчёркивает универсальность Благой Вести и её открытость для всех людей. Так Симеон Богоприимец во время Сретения говорит о Младенце, что тот будет светом для язычников; во время описания проповеди Иоанна Крестителя только Лука приводит ветхозаветную цитату «И узрит всякая плоть спасение Божие». Родословие Иисуса Христа в Евангелии от Матфея начинается от Авраама , прародителя евреев; в то время, как в Евангелии от Луки от Адама , родоначальника всех людей.
Особое внимание Лука уделяет людям и Божьей любви к ним. Он не только литературно точно описывает самые разнообразные людские характеры, но и особым образом подчёркивает заботу Христа о простых людях. Нетрудно заметить, что если в Евангелии от Матфея большинство притч Спасителя посвящено Царству Небесному, то Лука приводит множество притч, сосредоточенных на людях. Особенно автор Евангелия подчёркивает милосердие Божье к кающимся.
Евангелие, как и весь Новый Завет (за исключением, возможно, Евангелия от Матфея), написано на койне , разговорном греческом языке I века. По оценке многих [ каких? ] исследователей язык Евангелия от Луки, наряду с языком Деяний и Послания к Евреям — лучший по литературному уровню в Новом Завете. Светский историк античности Э. Мейер называл автора Евангелия от Луки одним из лучших писателей своего времени [ источник не указан 1219 дней ] .
В первой главе Евангелия приводятся два благодарственных гимна — Захарии (лат. Benedictus - «Благословен» ( ) и Девы Марии ( лат. Магнификат — «Величит (душа моя Господа)» ( ), резко отличающиеся своим совершенно ветхозаветным языком и стилем от остального текста Евангелия. Вероятно, эти гимны существовали в устной традиции и были включены Лукой в Евангелие без изменений.
Старейший из найденных манускриптов Евангелия датируется первой половиной III века и представляет собой пять папирусных фрагментов текста. Древнейшими рукописями, в которых сохранился полный текст Евангелия, являются Синайский и Ватиканский кодексы IV века.
Событиям, описанным в Евангелии от Луки, посвящено множество выдающихся произведений искусства. Популярными сюжетами для средневековых картин, фресок и скульптур были благовестие ангела Захарии ( Д. Гирландайо , А. А. Иванов ), посещение Девой Марией Елисаветы ( Понтормо , Джотто , Пьеро ди Козимо , М. Дени ), Сретение ( фра Анджелико , Гольбейн , П. Каваллини , Рембрандт , Карпаччо и др.), поклонение пастухов ( Эль Греко , Караваджо , Джорджоне , Мурильо , Пуссен и др.), явление Христа в Эммаусе ( Караваджо ), а также общие для Евангелия от Луки и других Евангелий события Евангельской истории.
Часто великие художники обращались к сюжетам притч из Евангелия от Луки — « Возвращение блудного сына » (по теме этой притчи написана в том числе и знаменитая картина Рембрандта), милосердный самарянин (Рембрандт, Корнелиссен ) и др.
Обширна иконография событий Евангелия, персонажей евангельской истории, а также автора Евангелия — апостола Луки.
Музыку на текст благодарственного гимна Богородицы « Магнификат » написали Иоганн Себастьян Бах , Клаудио Монтеверди , Антонио Вивальди , Иоганн Кунау , Сергей Рахманинов и другие знаменитые композиторы.
В 1979 году по тексту Евангелия от Луки был снят художественный фильм « Иисус ».