Морарь, Игорь Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Ора́рь , тж. устар. орарий ( греч. ὀράριον , от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время ) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных церквях орарь на левом плече носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы ), а также иподиаконы (только крест-накрест).
Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать « Аминь » при чтении Писания .
Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу , готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя .
Орарь содержит золочёные изображения крестов и слова СТЪ (свят) .
Первое облачение в орарь происходит во время хиротесии во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь , они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением , затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.
При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: « Аксиос » (греч. «Достоин»).
Диакон и иподиакон в Православной Церкви носят орарь поверх стихаря только после благословения, которое получается у священника перед богослужением . Для этого, после троекратного крестного знамения с поклонами Кресту Господню , стихарь и орарь складываются особым образом (у диакона в облачение входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: « Благослови, владыко, стихарь со орарем ». После благословения в форме священнического крестного знамения диакон и иподиакон облачаются.
Иподиаконы в Православной Церкви носят орарь, крестообразно препоясываясь им. Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на животе, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.
Диаконы носят орарь на левом плече, так что один конец спускается на грудь, а другой на спину почти до самого пола. Орарь крепится петлёй на пуговице на левом плече стихаря, почти у самой шеи, а концы его свободно свисают вниз. Крестообразно же диакон препоясывается орарём во время совершения Божественной литургии после молитвы « Отче наш », а также традиционно по окончании литургии, когда потребляет Святые Дары.
Как и другие богослужебные облачения , орари бывают различных цветов (каждый из них имеет своё символическое значение) и надеваются в зависимости от дня, в который совершается богослужение .
В Русской православной церкви орарь надевается только поверх подрясника. В Элладской православной церкви , а также других Церквях греческой традиции, помогая священнику совершать требы ( молебен , крещение , отпевание и т. д.) диакон , как и иподиакон , может надевать орарь не на стихарь , а сразу на подрясник .
В Русской церкви существует неофициальная практика преподания старшим или опытным алтарникам благословения на ношение ораря, который они носят только крестообразно, как иподиаконы . Однако такие алтарники, исполняя за богослужением функции иподиаконов, не имеют права прикасаться к престолу и жертвеннику и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата. Эту не имеющую официального статуса «награду» обычно благословляют архиереи своим помощникам при нехватке прошедших хиротесию иподиаконов, а иногда негласно настоятелями некоторых приходов .
В Русской православной церкви диакону после пяти лет служения полагается первая награда — право ношения двойного ораря (хотя по усмотрению архиерея награждение может быть проведено и раньше). Двойной орарь представляет собой фактически соединение двух орарей, у первого из которых один конец свободно свисает за спиной почти до пола, а второй конец спускается от левого плеча к правому бедру, где соединяется (сшивается) с концом второго ораря, поднимающимся от правого бедра за спиной к левому плечу и далее свободно свисающим на груди почти до пола. В Русской Православной Церкви известны две разновидности двойного ораря: в одной концы двух орарей на правом бедре срезаны по диагонали и сшиты так, что их соединение представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы двух орарей сшиты внахлёст.
Архидиаконы и протодиаконы носят протодиаконский орарь, отличающийся от обычного двойного бо́льшей — в полтора, а то и два раза — шириной, наличием на нём девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов « Свят, свят, свят », а также богатой вышивкой.
Двойным орарём в Русской церкви крестообразно не препоясываются.
В Поместных православных Церквях греческой традиции (а также в Грузинской православной церкви ) ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов, причём орарь там не называется двойным и представляет собой просто прямую ленту двойной длины. При этом крестообразное препоясывание таким орарём возможно и практикуется.
В Армянской апостольской церкви практики ношения двойного ораря нет.