Interested Article - Лукий (апостол от 70)

Свято́й апо́стол Луки́й апостол от семидесяти .

Имя Лукия (Луция) дважды встречается в книгах Нового Завета: в Апостольских Деяниях: «Бяху же неции во Антиохии пророци и учителие Варнавы… и Лукий Киринеянин» (XIII, 1) и в послании к Римлянам ап. Павел пишет: «Целует вас (Коринфян)… и Лукий, и Иасон, и Сосипатр, сродницы мои» (XVI, 21). Некоторые толкователи Священного Писания думают видеть среди Апостолов (из 70) двух с именем Лукия: одного — из Киринеи, учителя Антиохийской церкви и пророка (Деян. XIII, 1), а другого — в лице спутника и сродника св. ап. Павла (Римл. XVI, 21). Но нет оснований отделять Лукия, упоминаемого в Апостольских Деяниях от Лукия, сродника ап. Павла. (О разделении одного Лукия на двоих см. у Миня: Dictionnaire dc la Bible III, p. 238). Учёные, особенно протестантские, принимают Лукия, упоминаемого в Апостол. Деяниях и в послании к Римлянам за одно лицо с св. апостолом и евангелистом Лукою; но это неверно:

  • во 1-х — евангелиста Луку нельзя признать за одно лицо с Лукием, потому что во время отправления из Коринфа послания к Римлянам, в котором ап. Павел приветствует Коринфян, между прочим, и от имени Лукия, не видно, чтобы ев. Лука в это время был в Коринфе при св. Павле, так как по книге Апостольских Деяний он (Лука) был в Филиппах (в Македонии), а не в Греции (в Коринфе), а до Коринфа сопровождали св. Павла другие спутники (см. Деян. XIX, 20; XX, 1—6);
  • во 2-х — невероятно, чтобы св. евангелист Лука, весьма скромный муж, тщательно скрывавший своё имя, даже и там, где он был и действовал (как напр. Лк. XXIV, 13—33), считавший себя в числе пророков и учителей Антиохийской церкви (Деян. XIII, 1) и повествуя о себе самом стал бы говорить в третьем лице, тогда как в таких случаях он (Лука) обыкновенно говорит: я (Лук. I, 3; Деян. I,), или мы (Деян. XVI, 10; XX, 6, 8, 13, 21; XXVII, 2 и др.; Herzog, Real-Encyclopadie. Zeller);
  • в 3-х, — св. евангелист Лука родом был из Антиохии и стал спутником св. ап. Павла только с г. Троады в 2 Апостольское путешествие (то есть не ранее 50—51), тогда как Лукий стоял уже во главе Церкви Христовой в Антиохии лет за десять ранее сего (то есть 40—41 г.) и был родом из Киринеи, — главного города Ливии, в Северной Африке.
  • Наконец, в 4-х, имя Лукий (или Луций) было в большом употреблении и едва ли Дееписатель (сам св. Лука) стал бы своё имя писать в сокращении (Лука вместо Лукий). Фаррар справедливо заметил, что предположение, чтобы Лукий (Луций) — одно и то же лицо с евангелистом Лукою, слишком безосновательно и не заслуживает опровержения (Жизнь св. ап. Павла, 1887, 222).

Церковное Предание (Дорофей и др.) ясно различает евангелиста Луку от Лукия (см. в списках 70 апостолов). Лука был епископ в Фивах (Виотии), а Лукий — в Лаодикии Сирской; память первого из них совершается 18 октября, а второго 10 сентября. В Церковной службе 70 Апостолам (4 янв.) отдельно прославляется и евангелист Лука: «Клеопа… Луку священными песньми, вернии, ублажим» (1-я стихира на Господи воззвах). «Пуда,.. Лукия,.. почтим честныя богопроповедники» (2-я стихира там же). И в других песнопениях евангелист Лука ясно отличается от ап. Лукия, так что нет основания в смешении (соединении) этих лиц в одно и то же (лицо). Об ап. Лукие остались краткие сведения в Новозаветных книгах (Деян. XIII, 1; Рим. XVI, 21) из коих видно, что он был рабом из г. Киринеи и от того был назван Киринеянином — и стоял во главе Антиохийской церкви, со времени её основания, вследствие чего он участвовал в посвящении св. Варнавы и Павла на проповедь среди язычников. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеянин… когда они служили Господу и постились, Дух святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву возложивши на них руки, отпустили» (Деян. XIII, 1—3). Нужно думать, что св. Лукий призван был к Христовой церкви ещё в праздник Пятидесятницы, в день сошествия Духа на Апостолов, так как, по заявлению евангелиста Луки среди видевших это дивное явление (событие) были из Египта, и странах Ливии, прилежащих к Киринее (Деян. II, 10). Вероятно, св. Лукий был начатком Церкви в Киринее и в течение нескольких лет (7—8) он был основательно посвящён в тайны Евангельского учения, а потому занимал видное место в Церкви Христовой. Лукий, по словам Дееписателя, был учитель и пророк. Точного различия между пророками и учителями в Священном Писании нигде ясно не показано, но в Апостольском веке эти дары вполне понимались и определялись (см. 1 Кор. XII, 28). Пророк стоял выше учителя, был сильней и непосредственно вдохновляем, говорил с более возвышенным авторитетом, но учитель, деятельность которого была более скромного характера, в великие моменты и под сильным влиянием духа, мог подниматься до силы пророчества, между тем как и пророки также могли при обыденных случаях исполнять обязанности учителей (Неандер, Фаррар, Жизнь св. ап. Павла, Спб., 1887, 928 стр. и др.). Неизвестна дальнейшая деятельность св. ап. Лукия. В «Постановлениях Апостольских» (VII, 46) Лукий именуется епископом города Кенхрей (Bibliotheca veterum patrum, Edit. Gollandii, Venetiis, 1767 an.). В списках 70 апостолов, приписываемых сщмч. Ипполиту, Лукий назван епископом Олимпиады, города Эллады (в Пелопоннесе) ( Acta sanctorum Maii, t. IT, pag. 98. Parisiis. 1866 г.). По Римскому Мартирологу, Лукий был первым епископом Кирены и в это достоинство будто бы был поставлен самими апостолами (Liber IV, Cataloge. с. 136). Петр, епископ Эквилинский, пишет: "Лукий, епископ Киринейский, о котором св. Лука упоминает в 13 главе Апостольских Деяний поставленный апостолами первым в Кирене епископом, отличался замечательною святостью и ученостью. Почил он в мире накануне майских нонн (то есть накануне 7 мая) В подтверждение своих слов он ссылается на Мартиролог блаж. Иеронима (Acta sanctorum Maii). При таких разноречивых показаниях предания, нет никакой возможности установить какие либо твердые данные о личности и св. Лукия (Артоболевский, Первое путешествие св. ап. Павла, Сергиев Посад, 1900. 13 с.). В греческих Минеях (Синаксаре Никодима), а также и славянских св. Димитрия Ростовского помещены о св. Лукии весьма краткие сведения: «Лукий святый, его же Павел святый в Римской епистолии воспоминает, бысть епископ в Лаодикии Сирстей» (4 янв. с. 45). В Четьи Минее св. Димитрия, переведенной на русский язык Москва, 1900), почему то св. Лукий назван Лукою (хотя говорится в скобках — Лукий сентябрь, 10). В Синаксаре (Киев, 1874 г.) сказано под 10 ч. сентября: «Лукий поминаемый в том же (к Римлянам) послании, ин есть от благовестника Луки, и был в Лаодикии Сирстей епископ, добре упасе паству и с миром почил о Господе» (л. 12). Память ап. Лукия в православной церкви 10 сент. а также 4 января в соборе св. 70 апостолов; у католиков — 6 мая (или 7).

Литература

Источник —

Same as Лукий (апостол от 70)