Interested Article - Новосибирский государственный художественный музей

Новосибирский государственный художественный музей учреждён в Новосибирске распоряжением Совета Министров РСФСР от 16 января 1957 г. № 16 «Об организации в г. Новосибирске областной картинной галереи», в том же году началось формирование коллекции музея. Открытие для посещения состоялось 27 декабря 1958 года. В 2004 году Новосибирская картинная галерея преобразована в музей.

История

Первоначально галерея занимала первый этаж пятиэтажного жилого дома по улице Свердлова . С 1982 года музей размещен в здании бывшего Сибревкома . Часть здания, построенная в 1926 году архитектором А. Д. Крячковым памятник архитектуры республиканского значения. В 1948 году к нему была сделана пристройка. До момента размещения в здании Картинной галереи, здесь располагались областной и городской комитеты КПСС .

Кроме Новосибирского художественного музея в здании находятся , и .

В основе коллекции музея экспонаты, переданные в конце 1950-х —начале 1960-х годов Министерствами культуры РСФСР и СССР, Третьяковской галереей , Государственным Русским музеем (13 работ), Павловским дворцом-музеем (22 работы), Пермской картинной галереей (16 работ) , ГМИИ им. А. С. Пушкина , Государственным Эрмитажем и другими музеями России. Первыми частными дарителями музея выступили П. Е. Корнилов (Ленинград) и (Новосибирск).

В 1960-е — 1980-е годы музей проводит самостоятельную политику в области комплектования своих фондов. С 1962 по 1982 год директором музея являлась Мария Качальская .

Экспозиция

Иконы

Представлены иконы XVI XX вв. Московской школы, Строгановского направления, Поволжья, Украины, Урала и Сибири.

Особый раздел составляют народные иконы, собранные в ходе экспедиций на территории Новосибирской области ( Сузунский и Колыванский районы). В коллекции содержится более 500 единиц хранения. Коллекция сформировалась из икон, переданных галерее Министерством культуры Российской Федерации и приобретений у частных лиц.

Русское искусство XVIII—XIX веков

Левицкий — Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия

Портретный жанр XVIII столетия представлен, в частности, аллегорической картиной Д. Г. Левицкого « Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия » — авторским повторением знаменитого полотна, представленного в экспозиции Русского музея.

Произведение другого выдающегося художника второй половины XVIII века В. Л. Боровиковского — «Портрет князя А. Б. Куракина » — сокращённый вариант известного парадного портрета, хранящегося в Государственной Третьяковской галерее. Примером становления исторического жанра в рамках Академии Художеств служит картина В. Я. Родчева «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву». Среди произведений живописцев первой половины XIX века выделяются работы В. А. Тропинина «Портрет князя А. С. Долгорукова», «Портрет неизвестного» (1852). «Апостол Павел» работы К.Брюллова — образ, написанный для не сохранившейся лютеранской церкви Святого Петра в Санкт-Петербурге . Салонную линию портретного искусства середины XIX столетия демонстрируют полотна С. К. Зарянко и И. К. Макарова . Картина И. К. Айвазовского «Корабли на Феодосийском рейде» (1897), посвящена морской тематике, итальянские мотивы, свойственные пейзажному жанру этого времени, отражены в картинах М. Н. Воробьёва , Л. Ф. Лагорио .

Академическое направление представлено работами таких художников как А. И. Иванов , А. Г. Варнек , К. П. Брюллов . В этом разделе хранятся и работы редких мастеров ( Я. Ф. Яненко , ).

Раздел 2-й половины XIX века знакомит с произведениями В. В. Пукирева , Н. Н. Ге , В. Г. Перова , пейзажами И. И. Ендогурова и .

Творчество передвижников представлено работами И. М. Прянишникова («Погорелые» (1871)), В. М. Васнецова , И. И. Шишкина , А. К. Саврасова , Ф. А. Васильева , А. И. Куинджи , И. Е. Репина («Портрет графа Д. М. Сольского »), В. И. Сурикова , В. Е. Маковского , И. И. Левитана , В. Д. Поленова , Г. Г. Мясоедова .

Русское искусство начала XX вв.

Богданов-Бельский «Между уроками»
И. М. Прянишников. (1840—1894). «Погорелые». 1871

Представлены картины мастеров « Союза русских художников » — С. Ю. Жуковский , Л. В. Туржанский , П. И. Петровичев , А. Е. Архипов , А. А. Рылов («Летний пейзаж с церковью» (1916)), группировки « Бубновый валет » — П. П. Кончаловский («Овощи» (1916), «Портрет артистки Ангелины Осиповны Степановой» (1933) ), Р. Р. Фальк («Торговец старым платьем» (1910), «Бутыль и груши» (1912)), объединения « Мир искусства » — К. А. Коровин , А. Я. Головин , а также А. Н. Бенуа и Е. Е. Лансере (совместная композиция «Приезд императрицы Елизаветы Петровны рано утром с тетеревиных токов в Царское Село»). Выделяется коллекция произведений З. Е. Серебряковой («На террасе в Харькове» (1919), «Балерины в уборной» (1923) и др.). Экспрессионизм в русском искусстве демонстрируют произведения Б. Д. Григорьева .

Особый раздел составляет собрание из 60 работ Н. К. Рериха , созданных в последнее десятилетие жизни мастера. Они были переданы картинной галерее в 1957 году в соответствии с завещанием художника. Особый интерес вызывают пейзажи из серии «Гималаи».

Искусство советского периода и русское искусство конца XX — начала XXI веков

Советский период русской живописи включает работы И. И. Машкова , К. С. Петрова-Водкина («Портрет жены», 1943, «Колхозница на озере Ильмень», 1936), К. Н. Редько («Портрет Адриена Лежена », 1940), А. В. Шевченко , К. Ф. Юона , А. В. Куприна , П. Д. Корина («Портрет маршала бронетанковых войск П. С. Рыбалко », 1947), В. Ф. Стожарова , Б. Я. Ряузова , В. Е. Попкова , В. И. Иванова , Т. Г. Назаренко , Н. И. Нестеровой , И. Л. Лубенникова , А. Г. Поздеева , В. М. Мизерова , Н. А. Надольской .

Конец XX — начало XXI веков представлены художниками московской и петербургской школ, художниками Сибири и конкретно Новосибирска: Николай Рыбаков , , М. Кантор , И. Затуловская , З. Аршакуни , А. Слепышев , Константин Сутягин и др.

Зарубежное искусство

Коллекция зарубежного искусства являет собой небольшое собрание живописи , коллекцию гравюры и отдельные экспонаты скульптуры и декоративно-прикладного искусства .

Зарубежная живопись, в основном, содержит работы европейских мастеров XVI—XIX вв. основных национальных школ ( Италия , Фландрия , Голландия , Германия , Франция ).

Среди них необходимо выделить работы фламандских ( С. Вранкс «Гуляние на улице», и Д. Тенирс мл. и Л. ван Юден «Лес на берегу пруда»), голландских ( А. ван Эвердинген «Пейзаж с хижиной», П. Клас «Натюрморт с крабом», Н. Мас (?) «Женский портрет») и французских мастеров (неизвестный художник круга Н. Пуссена «Танец вокруг золотого тельца» и Ю. Робер «Греческий храм и колоннада Бернини»).

Раздел графики состоит в большей степени из репродукционной гравюры французских, итальянских и английских художников XVII—XVIII вв. ( Ж. Эделинк , А. Массон , К. Меллан ), включая лишь отдельные оригинальные листы и П. Гаварни .

Коллекция современного зарубежного искусства представлена работами испанских, итальянских, японских и австралийских художников.

Жизнь музея

Каждые два года в Новосибирске проходит (теперь — ), целью которой является обогащение культурной жизни сибирского региона и демонстрация современного художественного развития в области графических искусств.

В музее регулярно проводятся экскурсии, лектории, конкурсы. НГХМ ведёт активную научно-исследовательскую работу, в нём проходят конференции, семинары, «круглые столы». Издательская деятельность включает в себя выпуск публикаций о коллекции музея, сборников статей и конференций, изданий о творчестве отдельных художников, чьи произведения хранятся в музейном фонде, книг и альбомов по истории создания и развития НГХМ.

Кражи

В сентябре 2002 года из художественного музея была похищена картина И. К. Айвазовского «Корабль на мели», написанная художником в 1872 году. Вор проник в помещение через балкон второго этажа. Когда сработала сигнализация и приехала милиция, он уже скрылся с места преступления. Преступник находился в помещении не более одной минуты. По мнению милиции, кража носила заказной характер .

Литература

  • Народные иконы Новосибирской области в Новосибирской картинной галерее / Н. Г. Велижанина // Музей-4. — М., 1983. — С. 87-92; Дарование. — 1997. — № 1. — С. 26-30.
  • Новосибирск, Новосибирская картинная галерея // Художественные музеи России: справочник-путеводитель / М-во культуры Рос. Федерации, Государственный Русский музей. — СПб., 1999. — С. 148—150.
  • Как мы начинали галерею / П. Муратов // Мой Новосибирск: книга воспоминаний. — Новосибирск, 1999. — С. 282—291.
  • Новосибирская картинная галерея: страницы истории / А. Д. Клушин // Новосибирск на рубеже XXI века: перспективы развития и инвестиционные возможности: научно-практическая конференция. — Новосибирск, 1999. — Секция № 11: Будущее Новосибирска как культурного центра Сибири. — С. 44- 47.
  • Боровикова Р. И. Русское искусство XVI—XX веков: Обзорная экскурсия по экспозиции Новосибирской картинной галереи: [методические рекомендации] / Р. И. Боровикова. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. — 44 с.; 15х21 см. — Надзаг.: Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  • Западноевропейская живопись в собрании Новосибирской картинной галереи / А. Д. Клушин // Новосибирская картинная галерея: сборник научных статей. — Новосибирск, 2002. — С. 5-15.
  • Собрание икон Новосибирской картинной галереи / Ю. В. Блинова // Новосибирская картинная галерея: сборник научных статей. — Новосибирск, 2002. — С. 21-33
  • Прогулка по Картинной галерее / И. Л. Косенкова // Сибирская столица. — 2002. — № 4 (12). — С. 58-61.
  • Портрет эпохи в новом интерьере : [об открытии обновленной экспозиции русской и советской живописи в Новосибирской картинной галерее] / И. Л. Косенкова // Сибирская столица. — 2002. — № 7. — С. 62-63.
  • Картинная галерея / А. Д. Клушин // Новосибирск: энциклопедия. — Новосибирск, 2003. — С. 401.
  • Совместными усилиями… Хроники Новосибирского художественного музея // А. Клушин // Мир музея. — 2005. — № 8. — С. 18-30.
  • Мифология музейной коллекции. К вопросу формирования коллекции современного искусства в Новосибирском государственном художественном музее / В. О. Назанский // Уникальные коллекции художественных музеев России. Первая всероссийская научно-практическая конференция (г. Кемерово, 11-13 ноября 2004 г.): материалы и доклады. — Кемерово, 2006. — С. 59-64.
  • Новосибирский государственный художественный музей / [А. Д. Клушин] // История города. Новониколаевск — Новосибирск: исторические очерки. — Новосибирск, 2006. — Т. 2. — С. 546—556. — («Воспитывать чувство любви к науке и искусству»: Музеи Новосибирска).
  • Новосибирский «Эрмитаж» / Л. Красовицкая // Транссиб. — 2007. — 29 июня (№ 25). — С. 14 ; 6 июля (№ 26). — С. 14.
  • Новосибирск, ГУК «Новосибирский государственный художественный музей» // Художественные коллекции в музеях России : справочник-путеводитель / М-во культуры Рос. Федерации, Государственный Русский музей. — 3-е изд., доп. — СПб., 2008. — С. 212—215.
  • Из истории Новосибирского художественного музея / П. Д. Муратов // Современный музей в культурном пространстве Сибири : материалы юбилейной научной конференции (12-13 ноября 2008 года), посвящённой 50-летию Новосибирского государственного художественного музея. — Новосибирск, 2009. — С. 5-20.

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 октября 2015. Архивировано из 7 октября 2015 года.
  2. . Дата обращения: 20 сентября 2013. 12 июня 2013 года.
  3. . Дата обращения: 14 сентября 2013. 21 сентября 2013 года.
  4. . Дата обращения: 10 марта 2022. 28 мая 2017 года.
  5. . Дата обращения: 22 октября 2013. Архивировано из 23 октября 2013 года.
  6. Дата обращения: 4 января 2019. 5 января 2019 года.
  7. Дата обращения: 4 января 2019. 5 января 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Новосибирский государственный художественный музей