Тироль (историческая область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Са́кала ( эст. Sakala , лат. Saccalia , латыш. Sakala ) — одна из восьми исторических областей ( маакондов ) в центре южной части современной Эстонии . Располагалась в северо-западной Ливонии . Примерно соответствовала территориям современного уезда Вильяндимаа , южной части уезда Пярнумаа и западной трети уезда Валгамаа .
Первое письменное упоминание о Сакала встречаем в «Хронике Ливонии» Генриха Латвийского ( лат. Saccalia (начало XIII века ).
Земля находилась под управлением Киевской Руси до 1061 года , когда, согласно хроникам, город Юрьев был сожжён ссолами — представителями эстонских племён сакаласцев или сааремасцев .
При начале германской колонизации Прибалтики крестоносцы умело использовали распри между местными племенами, чтобы обескровить их, а затем подчинить и обратить в свою веру . Области Уганди и Сакала граничили с землями латгалов — и Очелой . Осенью 1208 года объединенное войско меченосцев и латгалов вторглось в Уганди и сожгло замок Оденпя . Эсты (из Уганди и Сакалы) в ответ разорили окрестности Трикаты и осадили резиденцию талавского князя Таливалдиса Беверин .
Латгальские князья Руссин и Варидот ответили сокрушительным военным походом в Сакалу, застигнутую врасплох. В «Хронике Ливонии» это описывается так:
«Тут везде по деревням они нашли в домах и мужчин и женщин с детьми и убивали всех с утра до вечера, и женщин и малых детей; убили триста лучших людей и старейшин области саккалъской, не говоря о бесчисленном множестве других, так что наконец от усталости и этой массы убийств у них отнялись руки. Залив все деревни кровью множества язычников, они на следующий день пошли назад, собирая везде по деревням много добычи, уводя с собой много крупного и мелкого скота и массу девушек, которых единственно и щадят войска в тех странах» .
Походы латгалов на Уганди, Сакалу и Зонтагану продолжались до 1211 года, пока все охваченные войной области не накрыла эпидемия чумы . Заключённый во время неё мир не принес выигрыша ни одной из сторон, однако положение латгалов стало шатким, заставив их князя Руссина искать союза с немецкими рыцарями .
Особенно кровавый след был оставлен в 1215 году , когда рыцари при участии леттов, волна за волной, предприняли 9 опустошительных набегов в Уганди (Унгавнии) , практически полностью вырезав её население:
И прошли они в Унгавнию и грабили её… захватывали тех, кто возвращался из лесу на поля и в деревни за пищей; одних сжигали на огне, других кололи мечом; они истязали людей разными пытками до тех пор, пока те, наконец, не открыли им, где спрятаны деньги, пока не привели во все свои убежища в лесах, пока не предали в их руки женщин и детей.
Но и тогда ещё не смягчились души леттов: захватив деньги и всё имущество, женщин и детей до последнего человека и всё, что ещё оставалось, они прошли по всем областям… не щадя никого…
И снова собрались вместе Бертольд Венденский со своими и Теодерих, брат епископа , с рыцарями и слугами, и сыновья Талибальда со своими леттами; отправились с войском в Унгавнию, захватили эстов, уцелевших ранее от леттов, и перебили их; деревни, какие ещё оставались, сожгли и всё, что прежде было недоделано, тщательно закончили.
Они обошли кругом все области, …сжигая деревни и убивая мужчин; захватили женщин и детей и, нанеся вред, какой могли… вернувшись, тут же отрядили других, чтобы снова идти в Унгавнию и нанести такой же вред, а когда те возвратились, были посланы третьи, и не прекращали летты нападений, не давая покоя эстам в Унгавнии.
Не имели покоя и сами они, пока в то же лето девятью отрядами окончательно не разорили ту область, обратив её в пустыню, так что уж ни людей, ни съестного в ней не осталось.
— Генрих Латвийский . Хроники Ливонии
Этот геноцид привёл в ужас население Саккала, которые не раз ходили до этого вместе со своими соседями в походы. На этот устрашающий эффект и рассчитывал епископ Альберт: «Жители Саккалы, услышав обо всех бедствиях, испытанных Унгавнией, и боясь, как бы и с ними не случилось то же, послали и сами просить, чтобы к ним были отправлены священники и они, крестившись всей областью, могли бы стать друзьями христианам». После этого довольный епископ послал двух священников — Петра Какувальдэ из Винландии и Отто из рыцарского ордена — которые «направились в Саккалу и совершили крещение там повсюду до Палы…».
В результате Ливонского крестового похода земля Сакала вошла в состав Ливонской конфедерации .