Interested Article - Российский академический молодёжный театр

Росси́йский академи́ческий Молодёжный теа́тр о́рдена Ле́нина ( РАМТ ) — федеральное государственное бюджетное учреждение культуры в области драматического театрального искусства для детей и юношей в Москве . Основан в 1921 году, как «Московский театр для детей». В 1936 году переименован в «Центральный детский театр». В 1987 году получил звание «академический». С 1992 года — «Российский академический молодёжный театр». Художественным руководителем с 1980 года является Алексей Бородин . Здание театра — объект культурного наследия России федерального значения.

История

Центральный детский театр, 1931 год
Здание театра, 2011 год
Зрительный зал театра, 2007 год
Зрительный зал театра, 2011 год
Актёры на сцене, 2011 год
Служебный вход в театр, 2007 год
Вход в театр с Театральной площади, 2007 год

Предыстория

Весной 1918 года 15-летняя Наталия Сац , уже побывшая актрисой Драматической студии имени Александра Грибоедова , в поисках работы обратилась в театрально-музыкальную секцию Моссовета , где член коллегии Наркомпроса Платон Керженцев предложил ей возглавить детский сектор. Несколько месяцев Наталия Сац устраивала выездные концерты для детей. Но на вакансии в таких выступлениях больше откликались не театральные актёры, а цирковые артисты. По этой причине Наталия Сац решила создать первый детский театр и обратилась с этой идеей в Моссовет. Чиновники посчитали идею несвоевременной, но после долгих обсуждений и урезания бюджета театра предоставили небольшое помещение бывшего Театра миниатюр по адресу Мамоновский переулок , дом 10. У здания была плохая репутация «прогарного», что помогло быстро и без особых сложностей закрепить его за Детским театром .

Перед началом работы потребовалось утеплить и освоить помещение, а также починить протекавшую крышу. Руководителем театра назначили Генриэтту Паскар — бывшую танцовщицу танго , приехавшую из Парижа . Ко многим актёрам Генриэтта Паскар испытывала неприязнь и за три года в театре не смогла с ними сработаться .

В большом зале был создан зал марионеток , в соседнем установили экран и устройство для театра теней . В специальном углублении расположился балаган театра петрушек — он стал первым открывшимся залом. Театр марионеток начал работу в ноябре того же года со спектакля по пьесе Михаила Королькова « Давид », написанной специально для театра. Открытие прошло скромно, с началом работы коллектив поздравил режиссёр Всеволод Мейерхольд . Позже два спектакля посмотрел министр Наркомпроса Анатолий Луначарский и предложил Наталии Сац составить смету на государственный театр с новым оборудованием, постоянной труппой, оркестром и педагогической частью. В 1920 году вышло постановление Наркомпроса о реорганизации первого Детского театра Моссовета в первый Государственный детский театр. Вскоре после этого разразился скандал, вызванный исполнением Генриэттой Паскар танго с красным цветком в спектакле « Маугли ». Наталия Сац была категорически против использования взрослых танцев в детских спектаклях, поругавшись с Паскар, она уволилась и приступила к созданию нового театра для детей. Через некоторое время сама Паскар была снята с должности директора и вернулась в Париж .

Основание театра

Весной 1921 года Наталия Сац открыла Московский театр для детей. Официально он был создан на основании решения комиссии Наркомпроса и Моссовета по вопросам театральной политики от 19 ноября 1921 года . Пьесу для первого спектакля по мотивам сказки Сакариаса Топелиуса «Жемчужина Адальмины» написал Иван Новиков , поставили её режиссёр Николай Волконский с Наталией Сац . Артистов пригласили из театра имени Веры Комиссаржевской . Из-за отсутствия помещения репетиции вынужденно проводили в кабинете театрально-музыкальной секции после окончания работы отдела — с шести вечера до ночи. Наталия Сац долгое время искала подходящее помещение для театра, пока не нашла полуразрушенное заброшенное здание кинотеатра «Арс» у Мамоновского переулка. Здание числилось за Наркомпросом , но в действительности являлось бесхозным .

Наталия Сац составила договор о передаче здания Моссовету под театр для детей и отнесла Анатолию Луначарскому на подпись. Он не возражал, однако в Наркомпросе категорически отказались отдавать здание. Спор дошёл до Президиума Московского Совета, где Сац поддержали, но пошли на компромисс и закрепили бывший кинотеатр «за театром для детей с правом сдавать своё помещение на вечернее время другим организациям для получения дополнительной материальной базы». В здании начали ремонт, а театру временно выделили помещение на Большой Дмитровке , где в начале июня 1921 года прошли первые репетиции .

Репетировать театру в отремонтированном здание «Арс» пришлось по расписанию с утра до пяти вечера, а после до ночи работал кинотеатр. Работники «Арса» были недовольны соседством с детским театром и долгое время пытались полностью вернуть себе здание. По их мнению, детские спектакли приносили мало прибыли и «подрывали посещаемость кинотеатра столицы». Нападки прекратились после того, как в газете «Правда» появилась статья журналиста Михаила Кольцова о необходимости детского театра .

Преобразование

В 1935 году изучался вопрос о создании Центрального детского театра (ЦДТ) на основе Московского детского. Комиссия одобрила проект в начале февраля и выделила под ЦДТ помещение бывшего МХАТа 2-го на площади Свердлова . Официально театр был преобразован постановлением Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 27 февраля 1936 года и открылся уже пятого марта того же года . В этот день прошла премьера спектакля «Сережа Стрельцов» по пьесе В. Любимовой .

Сегодня впервые поднимается занавес Центрального детского театра, созданного по решению Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б). Партия и правительство предоставили Центральному детскому театру одно из лучших театральных зданий столицы с хорошо оборудованной сценой, с большим зрительным залом, с просторными фойе, в которых можно организовать для детей и прекрасное театральное зрелище, и весёлый отдых. В своём решении о создании этого театра СНК СССР и ЦК ВКП (б) подчеркнули, что организация и развитие Центрального детского театра «имеет первостепенное культурное значение». Значение его определяется и его названием. Это должен быть Центральный детский театр. Детский театр таким, каким мы его знаем теперь, родился впервые в Советском Союзе . За годы революции, кроме первого, созданного пионером и инициатором этого большого дела Наталией Сац театра для детей, организовано около 60 детских театров. Прошлогодняя поездка Наталии Сац за границу сопровождалась полными изумления и восхищения статьями о детском театре в СССР. Под влиянием Московского театра для детей недавно в Праге организовался первый детский театр .

Газета « Известия », 5 марта 1936 года

Наталия Сац проработала художественным руководителем и директором Московского театра для детей с 1921 по 1937 год и поставила семнадцать спектаклей. 21 августа 1937 года её арестовали как жену изменника Родины и на пять лет отправили в исправительно-трудовой лагерь . Директором театра стала Е. Н. Ванеева, а художественным руководителем — актёр и режиссёр МХАТа 2-го Владимир Дудин .

Эвакуация в Кузбасс

В ноябре 1941 года из-за военных действий под Москвой театр эвакуировали в Кузбасс . На время войны репертуар был изменён: показывали спектакли для раненых бойцов, работников тыла и отправляющихся на фронт новобранцев. Отзывы были разными, но даже критиками признавалась важность работы театра .

Театр открыл юбилейный двадцатый сезон в небольшом шахтёрском городе Киселёвске . В труппе оставалось около 20 человек, многие из которых работали, невзирая на начинавшуюся от недостатка еды дистрофию и истощение . Каждому приходилось совмещать свою работу с работой ушедших на фронт коллег. Первый спектакль был показан 31 декабря 1941 года в местном Клубе шахтёров, а актёров постепенно стали запоминать по именам и фамилиям их персонажей. Несколько актёров воспользовались этим, чтобы под «псевдонимами» записаться добровольцами на фронт, но командир отряда новобранцев вовремя разобрался в ситуации и вернул «беглецов» в театр — работа артистов была крайне важна для местных жителей, эвакуированных тружеников тыла и раненых солдат, лечившихся в местных госпиталях .

В 1942 году театр показал семь новых спектаклей и возобновил ещё семь старых. Помимо выступлений, труппа занималась с детьми в кружках, студиях, самодеятельных коллективах, помогала раненым писать и читать письма, а также ежедневно знакомила их с классическими произведениями. Как и многие другие коллективы, театр откладывал часть доходов для фронта. К апрелю 1943 года собрали 50 тысяч рублей, на которые был сделан и отправлен на фронт от имени ЦДТ .

В это же время в передовых военных частях работала театральная бригада из восьми артистов, которые не только показывали представления, но и воевали наравне с остальными солдатами. Фронтовая бригада показала «более 60 спектаклей и концертов на Воронежском и Сталинградском фронтах и сделала три выезда на 3-й Украинский и 2-й Прибалтийский фронты » .

Большой душевной теплотой, глубокой злободневностью отличается концерт фронтовой бригады <…> Бригада артистов недавно приехала с фронта. И это придаёт особенно задушевный колорит исполняемым вещам.

Газета «За уголь!», 24 марта 1943 года

Согласно отчётам, за время эвакуации труппа провела 467 спектаклей и концертов, 1214 художественных выступлений в палатах для раненых бойцов и организовала три смотра красноармейской художественной самодеятельности. Среди спектаклей были, например, «Любовь Яровая», «Шутники», «Роковой час», «День живых», «Большие надежды», «Русские люди», «Детская эстрада — 2 часа без малого у деда бывалого», «Проделки Скапена», «Недоросль», «Сказки», «Двадцать лет спустя», «Воспитанница», «Профессор Полежаев», «Жан Бесстрашный» .

Эвакуированная в Кузбасс труппа (список составлен по архивным материалам и фотографиям) :

  • Андросов М. Т.
  • Аносова З. С.
  • Аргеропуло Ю. А.
  • Багрянова Н. Д.
  • Булкина Т. И.
  • Вахонина М. Я.
  • Вегнер В. Н.
  • Вересов Ф. С.
  • Викторова И. Л.
  • Гердрих Л. В.
  • Гольфонд Э. Я.
  • Гумилевский Г. К.
  • Гушанский С. Х.
  • Дружников В. В.
  • Захарова А. В.
  • Егоров В. Н.
  • Елисеева А. В.
  • Ещенко М. М.
  • Заболотный Ф. Ф.
  • Захода В. И.
  • Иванов Ю. И.
  • Иноземцев А. Н.
  • Казакова М. Т.
  • Казанский Б. М.
  • Крюков А. Ф.
  • Кудрявцева А. И.
  • Маркова-Орлова Э. М.
  • Нейман М. С.
  • Нестерова А. А.
  • Орлов М. И.
  • Петров М. А.
  • Сажин З. А.
  • Салант Н. В.
  • Соболева А. А.
  • Солоницкий С. А.
  • Стрелихеев И. В.
  • Фирсов Н. И.
  • Чернышёва Л. В.
  • Чинаров П. В.
  • Чкуасели Н. В.
  • Шахова О. Г.

Послевоенные годы

В октябре 1943 года театр вернулся в Москву, после чего труппу возглавил Леонид Волков . В театре открылась студия-школа, в которой обучали будущих артистов коллектива, с ними занимались педагоги из МХАТа и Большого . При этом артисты полгода вынужденно ютились на временных площадках: за время отсутствия труппы пустующее здание передали Малому театру . Ещё четыре года спектакли пришлось показывать в небольшом помещении на улице Пушкина. Театр вернулся в родное здание в 1947-м, к этому времени частично поменялась труппа и увеличилось число драматургов и режиссёров .

В 1948 году художественным руководителем стала актриса МХАТа Ольга Пыжова , а новым директором назначили Константина Шах-Азизова. В 1950-м в театр устроилась режиссёр Мария Кнебель , она же через пять лет стала новым руководителем театра и пригласила на работу Анатолия Эфроса и Олега Ефремова . Оба режиссёра после многолетней работы в коллективе ушли создавать собственные театры. В 1960 году Мария Кнебель покинула должность руководителя, но в 1966-м вернулась и два года проработала в качестве главного режиссёра. После её увольнения директор Константин Шах-Азимов совмещал обе должности вплоть до самой смерти в 1974 году. После этого худруком театра стал Владимир Кузьмин , а директором — Владимир Полупарнев. При них начали ставить спектакли о школе, а также для подростков и их родителей .

С 1975 по 1985 год режиссёром театра был Сергей Яшин , с 1980-го художественным руководителем ЦДТ является Алексей Бородин . В 1987 году театр получил звание Академический , а в 1992-м он был переименован в Российский академический Молодёжный театр (РАМТ) .

В поствоенные годы зрителю были представлены спектакли «Сын полка» по произведению Валентина Катаева , «Володя Дубинин» по повести Льва Кассиля и Макса Поляновского , «Где-то в Сибири» по пьесе Ирины Ирошниковой , «Забытый блиндаж» по пьесе Сергея Михалкова , «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева , «Салют» по пьесе Ю. Яковлева, «Мы этой памяти верны», «Альпийская баллада» по повести Василя Быкова , «Алёша» по киносценарию Валентина Ежова и Григория Чухрая « Баллада о солдате » . В 50-е годы на сцене театра были поставлены три пьесы Виктора Розова : «Её друзья», «Страницы жизни» и «В добрый час!»

Современность

Благодарность Президента Российской Федерации, 2016 год

В конце декабря 2017 года в театре открылась новая, четвёртая, сценическая площадка, получившая название «Белая комната». Премьерным спектаклем стал «Коновалов» по рассказу Максима Горького . Открытая репетиция состоялась в день открытия сцены. В этот же день театру вручили сертификат для создания фонда поддержки РАМТ, созданного по инициативе директора Софьи Апфельбаум .

В декабре 2017 года Софье Апфельбаум было предъявлено обвинение в причастности к уголовному делу о хищении госсредств, выделенных в 2011—2014 годах автономному некоммерческому обществу « Седьмая студия ». В те годы она занимала должность директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России. Главным фигурантом дела являлся художественный руководитель театра « Гоголь-центр » Кирилл Серебренников . Следствие считало, что Софья Апфельбаум совместно Кириллом Серебренниковым от имени Минкультуры подписывала соглашения о предоставлении «Седьмой студии» субсидий на 214 миллионов рублей и согласовывала отчётную документацию, «чем способствовала хищению Серебренниковым и иными лицами бюджетных средств в размере не менее 68 миллионов рублей» . С мая 2018 года главным режиссёром театра стал Егор Перегудов . С августа 2023 года главным режиссёром театра стал Марина Брусникина.

Критика

В ходе российского вторжения на Украину 2022 года театр наряду с Александринским театром из Санкт-Петербурга удалил имя выступавшего против этого события писателя Бориса Акунина с афиш спектаклей, поставленных по его пьесам. Действие было поддержано министром культуры Ольгой Любимовой , сам писатель связывал случившееся с давлением на руководство театров .

Премии и награды

Руководство

Труппа

Режиссёры

Ниже представлены режиссёры, работавшие в театре в разное время .

Актёры

Ниже представлены актёры, работавшие в театре в разное время .

Актёры и режиссёры театра

В театре играли и ставили спектакли :

Художники и композиторы

Ниже представлены художник и композиторы, работавшие в театре в разное время .

Спектакли

Спектакли театра :

Примечания

  1. . Министерство культуры РФ (1 июня 2011). Дата обращения: 12 июня 2018. Архивировано из 10 июля 2018 года.
  2. Ольга Бигильдинская, Анна Емельянова. . Рамтограф (декабрь 2011). Дата обращения: 12 июня 2018. 4 июня 2018 года.
  3. .
  4. . РИА новости (27 августа 2013). Дата обращения: 12 июня 2018. 10 июля 2018 года.
  5. . ybs.ru (2013). Дата обращения: 12 июня 2018. Архивировано из 18 ноября 2012 года.
  6. Татьяна Попадьева, Ольга Бигильдинская. . Рамтограф (8 мая 2013). Дата обращения: 12 июня 2018. 26 мая 2018 года.
  7. Мария Семенова. . Рамтограф (5 ноября 2015). Дата обращения: 12 июня 2018. 15 марта 2018 года.
  8. . Энциклопедия «Кругосвет» (1997). Дата обращения: 12 июня 2018. 17 июня 2011 года.
  9. Любовь Пухова. . Рамтограф (25 декабря 2012). Дата обращения: 12 июня 2018. 1 июня 2018 года.
  10. .
  11. . РИА Новости (22 декабря 2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 10 июля 2018 года.
  12. . Телеканал “Россия — Культура” (11 января 2018). Дата обращения: 8 июля 2018. 10 июля 2018 года.
  13. . Российская газета (26 октября 2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 10 июля 2018 года.
  14. . РИА Новости (27 октября 2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 10 июля 2018 года.
  15. . Следственный комитет Российской Федерации (27 октября 2017). Дата обращения: 8 июля 2018. 10 июля 2018 года.
  16. . РБК (5 мая 2018). Дата обращения: 12 июня 2018. 1 июня 2018 года.
  17. . Радио Свобода . 2022-10-21. из оригинала 21 октября 2022 . Дата обращения: 21 октября 2022 .
  18. . Дата обращения: 1 июня 2022. 1 июня 2022 года.
  19. . Официальный сайт театра (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 29 мая 2018 года.
  20. . Официальный сайт театра (2018). Дата обращения: 8 июля 2018. 6 июля 2018 года.
  21. . Официальный сайт театра (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 27 мая 2018 года.
  22. . Официальный сайт театра (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 4 июля 2018 года.
  23. // Википедия. — 2022-05-11.
  24. . Официальный сайт театра (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 27 мая 2018 года.
  25. . Официальный сайт театра (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 27 мая 2018 года.
  26. . Российский академический Молодёжный театр (2017). Дата обращения: 12 июня 2018. 21 мая 2018 года.

Литература

  • Victor A. Pogadaev. Проведём весь день в театре. Заметки о Российском Академическом Молодёжном Театре = Jom Habiskan Satu Hari di Teater. Catatan Tentang Teater Untuk Belia di Rusia // «Pentas». — Kuala Lumpur, 2008. — Oktober-Disember ( вып. Jil. 3 , № Bil.4 ). — С. 34—35 .
  • / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Под ред. С. Л. Кравец.. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2006. — Т. 4. — 752 с. — 65 000 экз. ISBN 5-85270-333-8 .
  • Сац Н. И. . — М. , 1991. — 592 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7020-0362-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Российский академический молодёжный театр