Interested Article - На всякого мудреца довольно простоты

«На всякого мудреца довольно простоты» — комедия в 5 действиях Александра Островского .

Действующие лица

К. С. Станиславский в роли генерала Крутицкого, 1910 год
  • Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.
  • Глафира Климовна Глумова , его мать.
  • Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.
  • Клеопатра Львовна Мамаева , его жена.
  • Крутицкий , старик, очень важный господин.
  • Иван Иванович Городулин , молодой, важный господин.
  • Софья Игнатьевна Турусина , богатая вдова, барыня, родом из купчих.
  • Машенька , её племянница.
  • Егор Васильич Курчаев , гусар.
  • Голутвин , человек, не имеющий занятий.
  • Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.
  • Григорий , человек Турусиной.
  • Человек Мамаева.
  • Приживалки.

Сюжет

Малый театр. Е. Д. Глумов (А. В. Вершинин) и К. Л. Мамаева (И. В. Муравьёва)
Слева направо: Машенька (О. Л. Пашкова), И. И. Городулин ( А. В. Клюквин ), К. Л. Мамаева ( И. В. Муравьёва ), Крутицкий ( Б. В. Клюев ), Е. Д. Глумов ( А. В. Вершинин ), С. И. Турусина ( А. Н. Евдокимова ), Н. Ф. Мамаев ( В. И. Езепов ), Голутвин ( А. Ю. Ермаков ), приживалка (Г. Г. Микшун или Н. П. Швец), Е. В. Курчаев (Г. Н. Скряпкин)

Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II . Егор Дмитриевич Глумов говорит своей матери, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете. Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нём писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается .

Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Её хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Всё-таки дядя». Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.

Из разговора Глумова с матерью следует, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых. Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привез его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.

Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, дает пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев велел не показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан».

В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблен в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.

Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовет Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить доклад. Глумов готов написать.

Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остается с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.

На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окруженной приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа, желанная гостья в этом доме. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное.

Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.

Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё оброненное Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви.

Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.

Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.

Сперва Глумову кажется, что он «всё уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя.

На даче, где собралось все общество, Курчаев беседует с Машенькой о добродетелях и успехах Глумова. Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (то есть Глумова же) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нём напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной. Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего: «Почему же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно: в статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать».

Критика

Островский в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» выводит тупых реакционеров Крутицкого и Мамаева, «прекраснодушного» фразёра либерала Городулина, продажного писаку Голутвина, беспринципного карьериста Глумова, ханжествующую богатую купеческую вдову Турусину, окружившую себя приживальщиками, блаженными, странниками и гадальщицами.

Даже после разоблачения Глумова, подвергшего осмеянию в своём дневнике общество Мамаевых, Крутицких, Городулиных, последние находят, что Глумов нужный, «свой человек» и что, слегка, для вида наказав, «можно его опять приласкать». Глумов полностью сливается здесь с тем обществом, против которого выступает, и обнаруживает глубокое внутреннее сродство с этим обществом.

«Островский, — писал в 1869 г. критик Е. Утин, — почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: он инстинктивно понял, что Жадову больше нет места, и взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера».

Постановки

Дореволюционные

Ролью Глумова в Малом театре дебютировал в 1876 году А. П. Ленский (впервые играл эту роль в 1869 году в провинции). До 1917 года в спектале были заняты О. О. Садовская (Глумова), , Парамонов , А. Ленский (Мамаев), Никулина , Лешковская , А. А. Яблочкина (Мамаева), Н. И. Музиль , Падарин , К. Н. Рыбаков , Правдин (Крутицкий), Южин (Городулин), Рыкалова , Массалитинова (Манефа), М. П. Садовский (Голутвин), П. Садовский (Глумов), , Никулина (Турусина), В. Н. Музиль-Рыжова (Машенька), А. А. Остужев (Курчаев).

В провинциальных постановках наиболее известны были Глумов — Рощин-Инсаров , Городулин — .

Постановки в СССР

Кроме того пьесу ставили Костромской ( 1934 , 1947 ), Смоленский ( 1934 ), Таганрогский ( 1936 ) театры, Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова ( 1940 ), Воронежский театр ( 1941 ), Одесский драматический театр им. А. Иванова ( 1947 ), Саратовский театр им. К. Маркса ( 1948 ), Театр им. Я. Купалы ( Минск ; 1962 ), Бакинский театр ( 1963 ) и др.

После 1991

А. Вершинин в роли Глумова

Телеспектакли

За рубежом

Театр в Магдебурге (1941) Театр «Юнити» ( Кардифф , 1945) театр «Финикс», Нью-Йорк (1957, под назв. «Дневник мерзавца») театр в Базеле (1958) «Литл тиэтр групп» ( Дели ; 1958; на хинди ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 мая 2009. 30 мая 2009 года.

Литература

  • Арбажин К. (Впечатления сезона), «ЕИТ». Сезон 1909, вып. 4.
  • Кугель А. Театральные заметки // Театр и искусство. 1910, № 18.
  • Дурылин С. Н. «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра. М.-Л., 1940.
  • Новицкий П. Образы актёров. М., 1941.
  • «На всякого мудреца довольно простоты». Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра).
  • 3ограф Н. Александр Павлович Ленский. М., 1955.

Ссылки

Источник —

Same as На всякого мудреца довольно простоты