Проектирование
- 1 year ago
- 0
- 0
Проектирование взаимодействия ( англ. Interaction Design , IxD) — дисциплина дизайна , занимающаяся проектированием интерактивных (то есть обладающих интерфейсом ) цифровых изделий, систем , сред, услуг .
Основное внимание в проектировании взаимодействия уделяется удовлетворению потребностей и пожеланий пользователей . В отличие от ставших традиционными дисциплин дизайна, проектирование взаимодействия сосредотачивает внимание на поведении устройств, особенно сложных и цифровых . Проектирование взаимодействия может и должно опираться на опыт и знания, получаемые в рамках изучения человеко-машинного взаимодействия .
В конце 1970-х — начале 1980-х исследователи, инженеры и дизайнеры нескольких компаний Кремниевой долины ( Xerox PARC , (англ.) и, позднее, Apple Computer ) активно занимались вопросами взаимодействия людей с компьютерами. В 1984 году Билл Моггридж опубликовал идею новой дизайн-дисциплины, которую он называл тогда «soft-face». Термин «interactive design» был позже выработан Моггриджем совместно с (англ.) (при работе над первым ноутбуком GRiD Compass .
Существует несколько определений. Проектирование взаимодействия:
Проектирование взаимодействия возникло на стыке многих дисциплин, но, несмотря на это, имеет свой уникальный набор задач и методов. В нём присутствуют элементы графического дизайна , информационного дизайна , понятия из HCI , являющиеся основой для проектирования взаимодействия с компьютеризированными системами, однако проектирование взаимодействия нельзя свести ни к графическому дизайну, ни к архитектурному проектированию. Новая среда, создаваемая при помощи компьютерной техники, является одновременно активной и виртуальной, поэтому проектировщики этой среды нуждаются в разработке соответствующих принципов и практик, отражающих специфические свойства этой среды: подвижность и интерактивность. Дисциплина не является ни разделом информатики ( англ. computer science) , ни частью когнитивной психологии , хотя и широко использует её базовые принципы . Многие из этих принципов были впервые сформулированы Дональдом Норманом в книге « (англ.) (» .
Следует заметить, что понятие «проектирование взаимодействия» поначалу имело уклон в сторону новых концепций взаимодействия и лишь позднее стало использоваться как обобщающий термин в контексте проектирования программного обеспечения и электронных устройств. Термин, тем не менее, не может охватить всю область проектирования, так как нацелен на взаимодействие двух объектов, а не целого множества .
Алан Купер отметил, что не знает, откуда пошёл термин «дизайнер взаимодействия» ( англ. interaction designer), но на этот счёт в Интернете имеется множество мнений .
Четыре из пяти аспектов ( англ. dimension) проектирования были впервые введены в книге Моггриджа «Designing Interactions». По утверждению Джиллиан Крэмптон Смит, у «языка» [ уточнить ] проектирования взаимодействия есть четыре аспекта . Дополнительный — пятый — аспект нашёл Кевин Силвер . Такими аспектами являются:
Билл Верпланк представляет процесс проектирования состоящим из четырёх шагов :
Для обеспечения быстрой обратной связи с группой потенциальных пользователей дизайнеры взаимодействия могут использовать бумажное прототипирование . Недостатком такого метода является отрыв от контекста физического устройства, поэтому был придуман также способ «бумага-на-экране» ( англ. paper-in-screen), который работает с отсканированными набросками интерфейса, демонстрируемыми на целевом устройстве. Наконец, более дорогим, но менее гибким способом является высококачественное прототипирование на целевом устройстве .
Вслед за Кристофером Александером дизайнеры приняли на вооружение метод (англ.) ( . Сообществом веб-дизайнеров выработано множество шаблонов, которые можно классифицировать, например, по потребностям пользователей: базовое взаимодействие, выбор, ввод, навигация, поиск, работа с данными, персонализация, шопинг и другие .
На ранних стадиях проектирования интерфейса взаимодействие с системой может быть обозначено с помощью каркасных моделей ( англ. wireframes) — черновых макетов интерфейса, состоящих из простых линий, форм, обозначений — без указания подробностей. Ознакомление заказчика с черновым вариантом дизайна помогает предотвратить переделки на более поздних стадиях проектирования. Модели могут быть выполнены от руки, с помощью специализированных программ или с помощью графического редактора .