Interested Article - Рубо, Франц Алексеевич

Франц Алексе́евич Рубо́ ( фр. François Alexis Roubaud ; 5 [17] июня 1856 , Одесса 13 марта 1928 , Мюнхен ) — русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств , создатель трёх батальных панорам : « Оборона Севастополя », « Бородинская битва », « Штурм аула Ахульго ». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен.

Биография

Детство и юность

«Штурм аула Ахульго» — Франц Рубо
Франц Рубо за работой над панорамой «Бородинская битва», справа — генерал Б. М. Колюбакин . 1911—1912 гг.

Франц Рубо родился 5 (17) июня 1856 года в Одессе в семье французского коммерсанта-книготорговца Оноре Фортюне Алексиса Рубо из Марселя, обосновавшегося с женой Мадлен Рубо в России.

Родители заметили у сына склонность к рисованию и отдали его учиться в Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств. По окончании учёбы (1865—1877), поняв, что у него есть реальные способности к рисованию, он окончательно решил стать художником. Продолжил учиться живописи в 1878—1883 в Германии — в мюнхенской Королевской Академии художеств, брал уроки у известного живописца Ю. Брандта. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трёхмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.

Ранние работы

Во время обучения в Германии Франц полюбил Мюнхен, в дальнейшем он купит там дом у озера и часто будет жить там, периодически приезжая в Россию. В своих поездках он добирался даже до Кавказа и Средней Азии, которые произвели на него большое впечатление. В 1886 году для тифлисского « Храма Славы » он получает заказ на сразу 19 картин о Кавказских войнах . В 1892 году представляет картины из серии « Русско-персидская война ». Картина « Живой мост » (1897), посвящённая подвигу русских артиллеристов, впервые была представлена на весенней выставке 1898 года в Императорской академии художеств .

«Штурм Ахульго»

Помимо картин для тифлисского музея (написанных в 1885—1895 годах) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась его первая панорама « Штурм аула Ахульго » (1890). На неё он сам потратил много денег, а продал с убытком. Однако за неё он в Баварской академии художеств получил звание профессора. Впервые эта панорама была показана на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном павильоне . Панорама была куплена Российским Военным министерством в 1897 г. для Тифлиса. После 1917 года панорама хранилась в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, где пострадала во время наводнения. В уже плохом состоянии её передали в 1928 году в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время сохранились лишь три её фрагмента (общей площадью около 30 м 2 ), находящиеся ныне в Дагестанском государственном музее искусств в Махачкале . Там же находится полотно Рубо « Штурм аула Салты » (1891).

«Оборона Севастополя»

В 1901 году художник получает от Комитета по увековечению памяти о героической обороне Севастополя (в 1854-1855 годах) заказ на создание большой военной панорамы. Рубо едет в Крым, чтобы лично увидеть места, связанные с обороной, делает несколько эскизов, изучает местность, документы истории тех событий. Для изображения он выбрал момент обороны города — бой на Малаховом кургане ранним утром 6 июня 1855 года.

Для панорамы был заказан холст размером 14 м на 115 м, вытканный в Бельгии. В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама « Оборона Севастополя ». В 1904 году панорама готова и её перевозят в Крым. 14 мая 1905 года проходит её торжественно открытие в Севастополе , в специально созданном здании по проекту русского военного инженера Фридриха Оскара Энберга . В июне 1942 полотно чуть не сгорело при бомбёжке и было срочно эвакуировано из Севастополя. В 1954 году в отреставрированном здании панорамы был снова открыт доступ к грандиозной картине.

Франц Алексеевич Рубо, полотно на панораме «Оборона Севастополя (1854–1855)»
Франц Алексеевич Рубо, полотно на панораме « Оборона Севастополя (1854–1855)»
Франц Алексеевич Рубо, полотно на панораме « Оборона Севастополя (1854–1855)»


«Бородинская битва»

К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Николая II Ф. Рубо написал огромную панораму « Бородинская битва », изображающую Бородинское сражение . Работа над ней шла при участии И. Г. Мясоедова и военного консультанта Б. М. Колюбакина . Первоначально панорама была открыта в 1912 году в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве . В 1918 году панорама была демонтирована и хранилась в ужасном состоянии в разных местах. В 1939 году художники-реставраторы впервые с 1918 года полностью открыли картину, обследовали её и сделали вывод о невозможности реставрации. В 1946 году было проведено новое тщательное обследование картины и в 1948 году принято официальное решение о начале реставрации, которая закончилась к 1951 году. Однако размещать её в музее не стали. И только в 1962 году к 150-летию Бородинской битвы в новом здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте панорама была открыта для посещения, где сейчас и находится .

Франц Алексеевич Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Франц Алексеевич Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»
Франц Алексеевич Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»


Работа в России

Бородинское поле. Памятный знак художнику Ф.А.Рубо

С 1903 года Рубо — профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков ). С 1910 года — действительный член Петербургской Академии Художеств.

Среди характерных батальных полотен Рубо — «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» (1907) и «Бородинский бой» (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).

На Бородинском поле установлен памятный знак на высоте, откуда художник рисовал эскизы к своей знаменитой Бородинской панораме.

Германия

В 1912 году Рубо уехал в Германию и в связи с Первой мировой войной окончательно обосновался там. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении. «…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником» — из воспоминаний Франца Рубо .

Франц Рубо скончался 13 марта 1928 года в Мюнхене. Похоронили художника недалеко от его дома под Мюнхеном — на острове на озере, рядом с могилой его дочери Анны, погибшей на этом же озере в 1912 году .

Семья

Внучка художника — Сильвия Рубо, родилась в Мюнхене в 1941 году . Она окончила Мюнхенскую академию художеств — ту же, где учился Франц Рубо. Сильвия Рубо — художник- абстракционист . В 2010 году, к юбилею севастопольской Панорамы, художница написала предисловие к каталогу «Фрагменты живописного полотна Панорамы Ф. А. Рубо „Штурм 6 июня 1855 года“» и подарила музею две фотографии из семейного архива .

Галерея

Примечания

  1. Рубо Франц Алексеевич // Большая советская энциклопедия . М.: Советская энциклопедия , 3 издание, в 30 т. 1969—1978.
  2. Герасимова Г. . День за днем: Наука. Образование. Культура . Дата обращения: 17 июня 2021. 24 июня 2021 года.
  3. от 31 января 2021 на Wayback Machine Статья на сайте ar.culture.ru
  4. (недоступная ссылка)
  5. . Дата обращения: 2 октября 2020. 8 октября 2020 года.
  6. (недоступная ссылка)
  7. (недоступная ссылка) Дорогомилово сегодня, № 13(55), октябрь, 2003 год
  8. . Дата обращения: 27 марта 2013. 24 июля 2014 года.

Литература

  • Дагирова Д. А. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо. — Махачкала, 2012. — 120 с. — 500 экз. ISBN 9785914710801 .

Ссылки

  • в библиотеке «Старатель»
  • О. В. Фёдорова .
Источник —

Same as Рубо, Франц Алексеевич