Христианский мистицизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный ) — философское и богословское учение , а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях , интуиции и иррационализме . Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины , а в рамках религий часто отождествляемой с Богом или Абсолютом . В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма . Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму ; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций , необходимых для достижения определённого состояния разума и психики . К мистицизму относят тантризм ( индуистский и буддийский , или ваджраяну ), дзэн , каббалу , розенкрейцерство , хасидизм , гностицизм , исихазм , суфизм и некоторые другие учения.
Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф и Евгений Торчинов считали, что мистицизм более развит в православии ( исихазм ). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков , противопоставляемой «умной» мистике православных . По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:
Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова .
Также мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме . [ прояснить ]
Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.
В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например, высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта является « мокша » — освобождение из сансары (бесконечной цепи перерождений; круговорота рождений и смертей в мирах) и слияние с Абсолютом ( Брахманом ). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана .
Разные школы буддизма предлагают разные методы достижения мистических состояний. Искусные методы, используемые для этого, называются « упайя ».
Высшие тантрические учения ( Ваджраяна ) в русле Махаяны , к которым относят учения тибетского буддизма ( дзогчен , махамудра , мадхьямака и другие) и японского сингон , предлагают познание духовной мудрости через специальные практики распознания своей истинной природы. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.
В Дзен ( Чань ) постижение мудрости происходит путём особой передачи знаний от мастера к ученику, например, с помощью коанов — парадоксальных коротких рассказов-загадок, понять и решить которые можно только интуитивно. Такое постижение порождает мистические прозрения, являющиеся важными этапами на пути к просветлению.
Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шуньята) в буддизме и Дао в даосизме . Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.
Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха . Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности ( хакика ).
Суфизм в интерпретации выразителей идей неосуфизма , таких как Хазрат Инайят Хан (1882—1927), Идрис Шах (1924—1996) и других, претендует на роль универсального мистического (сакрального) знания, стоящего над религией и философией, и являющегося духовным основанием всех религиозных и философских доктрин.
Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются каббала и хасидизм . Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.
Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:
Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты [ источник не указан 256 дней ] , в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
|
Проверить информацию.
|