XVII век до н. э.
- 1 year ago
- 0
- 0
Гиксо́сы ( егип. - , др.-греч. Ὑκσώς ) — название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII — XVI веках до н. э. во времена XIII — XVII династий . Они основали свою столицу в Аварисе (современный Телль-эд-Даба ), расположенном на так называемой Пелусиакской ветви реки Нил в Восточной дельте. Гиксосы образовали собственную XV династию , но не смогли покорить весь Египет, их владения простирались только до Асьюта , южной частью Египта продолжали управлять «теневые» фараоны из столицы в Фивах . Они положили начало периоду политического раскола в Египте, который именуется вторым переходным периодом , продолжавшимся с 1650 по 1549 год до н. э. .
Письменные источники, современные вторжению, отсутствуют; даже само название «гиксосы» образовано в позднейшее время древнеегипетским историком Манефоном от египетского хэка-хасут, «правители чужих земель» . Современные исследователи предполагают, что этнически гиксосы представляли собой несколько групп, в основном семитских , культурно находившихся под влиянием ханаанской культуры середины бронзового века .
Гиксосы привнесли ряд новшеств в военное дело (колесницы, шлемы, составные луки) ; также иные культурные влияния в египетскую культуру .
Термин «Гиксос» (Hyksos) вероятно происходит от египетского выражения «хека-хасут» (египт. 𓋾𓈎𓈉 , ḥḳꜣ-ḫꜣswt , «правители чужих земель»), используемого в египетских текстах, таких как туринский царский папирус для описания правителей соседних земель . Это выражение начинает появляться ещё в позднем Древнем царстве (ранее XXI века до н. э.) для обозначения различных нубийских вождей, а в Среднем царстве для обозначения говорящих на семитских языках вождей Сирии и Ханаана [ источник не указан 730 дней ] . Этим же титулом обозначали себя некоторые гиксосские цари.
Начиная с Иосифа Флавия этимология термина гиксос разъясняется как эллинизированная форма египетского «хека-шасу» ( ḥḳꜣ- šꜣsw ), что означает «цари-пастухи». Уникальное в древнегреческом языке слово ὑκσώς (hyksós, с густым придыханием и ударением на букве омега ) является заимствованием из египетского языка. Это слово было использовано в уникальном значении «царь-пастух» Манефоном, жрецом и историком III века до н. э., писавшим по-гречески и знавшим доптолемеевские документы, на которые он опирался при написании своих текстов. До расшифровки иероглифов Манефон был единственным доступным источником для составления списка египетских царей. Как доказательство своего негреческого происхождения, слово ὑκσώς не соблюдает правил древнегреческого ударения и является одним из немногих греческих слов с буквой каппа , за которой следует сигма , вместо распространённой в таких случаях буквы кси .
Манефоном предлагались и другие варианты обозначения гиксосов: «люди неизвестного происхождения» (др.-греч. ἄνθρωποι τὸ γένος ἄσημοι), слово ἄσημοι может переводиться: без знака, без примет, неясный, непонятный, тёмный, неизвестный; «цари-пастухи» (др.-греч. βασιλεῖς ποιμένες), слово ποιμένες обозначает пастухи, или в переносном смысле: пастыри, вожди; «пастухи-пленники» (др.-греч. αἰχμαλώτοι ποιμένες), Манефон объясняет, что в народной речи (т. е. в современной Манефону древнеегипетской речи) слово ὓκ может произносится как ἃκ, которое обозначает «пленника» (древ. егип. 𓎛𓇉𓄿𓈎𓀜 , ḥꜣq, пленник). Далее по тексту для обозначения гиксосов Манефон использовал только слово «пастухи» (др.-греч. ποιμένες) .
В царских списках Манефона XV династия гиксосов обозначается как «чужие цари из Финикии » (др.-греч. ἦσαν δὲ Φοίνικες ξένοι βασιλεῖς) , а XVI династия снова обозначается «пастухи-цари» (др.-греч. Ποιμένες ἄλλοι βασιλεῖς) .
Для обозначения азиатов в египетском языке использовались слова аму (древ. егип. 𓌙𓅓𓅱𓀀𓏥 , ꜥꜣmw, обозначение для семитов-азиатов ; это слово обычно сопоставляется с древнееврейским словом «ам», עַם, народ; Э. Мейер так же сопоставлял это слово с древнееврейским עַוִּ֛ים, аввеями ) и стиу (древ. егип. 𓄝𓏏𓅂𓌙𓀀𓁐 𓏥 , sṯtjw, термин для бедуина-охотника, азиата , в том числе и для гиксосов в Табличке Карнарвона № 1 ; Э. Мейер сопоставлял стиу с клинописным sutî или šutî т. е. амореями ), поэтому термин гиксос, вероятно, не относился к опредёленной этнической группе, а скорее к определённому правящему классу, который имел иностранное происхождение .
Ещё одно обозначение гиксосов шмаму (древ. егип . 𓈙𓌳𓄿𓅓𓅱𓀦𓀀𓏥 , šmꜣmw, чужие, путники, скитальцы, номады) встречается в надписях Нового царства . В частности, в храме боги Пахт в Бени-Хасане есть надпись времени Хатшепсут , в которой этим словом обозначаются гиксосы. При этом шмаму в надписи чередуется с аму . Д. Г. Брэстед обращал внимание, что эти слова чередуются в качестве поэтического параллелизма, т. е. шмаму и аму синонимы .
Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии . Они переняли передовые военные технологии от индоевропейских народов (но это часто оспаривается) и осуществили экспансию в сторону Египта. Основу гиксосов составляли амореи , к которым также присоединились хурриты и хетты [ неавторитетный источник ]
Опровергая легенду Манефона о внезапном вторжении гиксосов в Египет, Д. Редфорд полагает, что в XVIII—XVII вв. до н. э., когда Египтом правили слабые XIII и XIV династии, разные азиатские племена постепенно переходили через Суэцкий перешеек и расселялись в дельте Нила .
Передовые для того времени военные технологии гиксосов (колесницы, новые типы доспехов , составные луки ) в сочетании с воинственностью давали им несомненное превосходство над египетской армией .
Став в дельте Нила преобладающим населением, гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в отстроенный ими Аварис , где стали править их династии, по Манефону XV и, видимо, XVI. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апопи , которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус (Табличка Карнарвона I). Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так и не смогли.
Примерно через сто лет египтяне освоили оружие гиксосов . В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала освободительную борьбу. Начало борьбы по легенде ( Папирус Салье I — «Гиксосский царь Апопе и фараон Секненра ») связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос , последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север (Табличка Карнарвона I), перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, но не захватил его ( Стела II фараона Камоса). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 года до н. э. , который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины , где захватил город Шарухен (Жизнеописание начальника гребцов Яхмоса сына Эбаны). Как скоро после разграбления Авариса произошла эта азиатская кампания, неизвестно. Можно заключить, что вторжение в Южный Ханаан, вероятно, последовало вскоре после изгнания гиксосов из Авариса. Но, учитывая период затяжной борьбы до падения Авариса и, возможно, не один сезон кампаний до того, как гиксосы были заперты в Шарухене, хронологическая последовательность должна оставаться неопределённой.
Через 1600 лет после правления гиксосов Иосиф Флавий , со ссылкой на Манефона, также жившего более чем через тысячу лет после вторжения, отождествил гиксосов с прародителями евреев , а их изгнание — с исходом евреев из Египта .
Евсевий Кесарийский также утверждал, что библейский Иосиф управлял Египтом именно при гиксосах .
Вследствие очевидного противоречия в хронологии (общепринято датировать исход евреев концом XIII — началом XII века до н. э. ), в XX веке с гипотезой соглашались лишь немногие историки . А. Эвен не отрицает возможности связи между событиями: гиксосы, среди которых было много семитов, могли покровительствовать древним евреям и стимулировать их переселение в Гесем , после свержения гиксосских правителей и началось постепенное порабощение евреев .
Число гиксосских правителей, последовательность их правления и имена точно не известны (список царей приведён в работе фон Бекерата ).
Манефон приводит имена шести гиксосских царей XV династии:
В Туринском царском папирусе № 1874 со списком царей (X. 14-20) перечислены 7 гиксосских царей, однако почти все их имена стёрты. Там также сказано, что 6 иноземных царей правили более ста лет (X. 21). В списке упоминается царь Нехси (VII. 1), имя которого встречается на двух архитектурных фрагментах из Авариса . Согласно именно этот царь ввёл в Нижнем Египте культ Сета , ставшего главным богом гиксосов. Другие гиксосские цари, имена которых найдены на разных предметах, на самом деле являлись небольшими местными правителями. Некоторые цари переняли египетскую царскую титулатуру, однако три имени имел только один Апопис. В Телль эль-Даба был найден дверной косяк с именем царя Сокархера и титулатурой Hqa xAswt. По мнению большинства исследователей, этнический состав гиксосов был неоднородным, однако многие гиксосы носили имена семитского происхождения ( Хиан , Иоам, Якбаал).
Полный список приводится в работе: Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period // The Hyksos: New Historical and Archaeological Perspectives. Philadelphia, 1997. P. 1-44. Издание исторических документов гиксосского периода: Helck W. Historisch-biographische Texte der 2. Zwischenzeit und neue Texte der 18. Dynastie, Wiesbaden, 1975.
В Восточной Дельте, в местах Телль эль-Даба (Аварис), Телль эль-Ягудийя и Телль эль-Масхута, сохранились остатки крепости, поселений, храмов и кладбищ. Немногочисленная скульптура сохраняет стилистические традиции Среднего царства, но по качеству сильно уступает египетским образцам. Скарабеи , печати и другие мелкие изделия с именами гиксосских царей найдены в Нубии, Малой Азии , Месопотамии и на Крите .
После гиксосского периода в Египте появилось новое военное оснащение : более сложный загнутый назад лук , различные виды мечей и кинжалов (в том числе хопеш ), новый тип щита , кольчуга [ уточнить ] и металлический шлем . Самое важное новшество — двухколёсная военная колесница , запряжённая лошадьми, использование которой на поле битвы привело к изменению тактики ведения военных действий .
В Египте возник культ западносемитских божеств : Баала (с Баалом отождествлялся египетский Сет ), Анат и Астарты .
В древнеегипетском языке появилось много заимствованных слов семитского происхождения .
Гиксосы продолжали играть определённую роль в египетской литературе как синоним «азиатского» вплоть до эллинистических времён. Этот термин часто использовался против таких групп, как семиты, поселившиеся в Асуане или Дельте, и это, возможно, привело египетского жреца и историка Манефона (или Птолемея Мендесского) к отождествлению прихода гиксосов с пребыванием в Египте Иосифа и его братьев, а также привело к тому, что некоторые авторы отождествляли изгнание гиксосов с исходом.
В связи с хаосом в конце XIX династии первые фараоны XX династии в Элефантинской стеле и папирусе Харриса активизировали антигиксосскую позицию, чтобы усилить их нативистскую реакцию по отношению к азиатским поселенцам Севера, которые, возможно, снова были изгнаны из страны. Сетнахт , основатель XX династии, записывает в год 2 стелы из Элефантины, что он победил и изгнал большую силу азиатов, которые вторглись в Египет во время хаоса между концом правления Таусерт и началом XX династии и захватил большую часть украденной ими золотой и серебряной добычи.
История гиксосов была известна грекам, которые пытались отождествить её в своей собственной мифологии с изгнанием из Египта Белоса (Ваала?) и дочери Даная , связанных с происхождением Аргосской династии.