Interested Article - Арабизация
- 2021-07-06
- 2
Арабиза́ция ( араб. تعريب ) — культурная ассимиляция неарабских народов, которые постепенно изменяют этническое самосознание, перенимают арабскую культуру , употребление иностранных слов на арабский манер, с искажением их произношения или значения, употребление арабского языка во всех областях.
Процесс арабизации начался в VII веке с ранних мусульманских завоеваний . Проходил он как добровольно (переход на арабский язык, межнациональные браки, принятие ислама), так и принудительно (истребление, вынужденное переселение, дискриминация по национальному признаку, уничтожение памятников доарабской культуры). В результате арабизации многие народы, обладавшие собственной богатой историей и древней культурой, приобрели арабское самосознание, например нубийцы , арамеи , ассирийцы , берберы и другие.
Доисламское расселение арабов на Ближнем Востоке
С конца I тыс. до н. э. и особенно в первые века н. э. арабские племена расселялись в Передней Азии. Результатом этого стало образование таких государств, как Пальмира (Тадмор) , Набатея , , Гассан и Лахм .
Набатейское царство было основано в III в. до н. э. и населено набатеями, группой арабских племен, которые оказались под влиянием арамейской культуры, еврейской культуры Хасмонейского царства и эллинизма (в III—IV веках). Набатейское письмо в будущем стало основой арабского алфавита.
Гассаниды — арабская царская династия, правившая на территории современной Иордании. Мигрировали с юга Арабского полуострова и приняли христианство в первых веках н. э. Являлись союзниками Византии .
Лахм — государство, основанное группой арабских племён, которые мигрировали с территории современного Йемена во II веке нашей эры. Исповедовали христианство и были союзниками Сасанидской империи. Создание североарабских государств не способствовало возникновению единого арабского этноса. Несмотря на это, на некоторых территориях (Палестина, Иордания, Южная Сирия, ряд районов Двуречья) к V—VI вв. арабы составляли значительную часть населения. Некоторые из них приняли христианство .
Арабизация в период Мусульманских завоеваний
Ближний Восток и Северная Африка
Наиболее активно процесс арабизации стал развиваться во время мусульманских завоеваний Мухаммеда , правления праведных халифов и Омейядского халифата . За сто с небольшим лет были завоёваны обширные территории на Ближнем Востоке, Северной Африке, Испании и Средней Азии. Быстрее всего арабизация происходила на территории Сирии и Палестины. Это связано с тем, что был по своей структуре и лексически близок арабскому. Также сыграло свою роль доисламское переселение арабских племен на эти территории. Чуть медленнее арабизировалось население территории Двуречья, находившейся в составе Сасанидской империи .
Египет, завоеванный Омейядским Халифатом в VII веке, находился под греческим культурным влиянием. Коптский язык имел алфавит на основе греческой системы письма и был широко распространен на территории Византийского Египта. После завоевания он использовался ещё несколько сотен лет, пока не был окончательно вытеснен арабским языком в XI—XII веках. Сами копты часто подвергались преследованиям и дискриминации со стороны арабских завоевателей. Им нужно было иметь специальные удостоверения личности, часто их клеймили, коптские церкви безнаказанно подвергались разграблению . Иран и Средняя Азия так и не были арабизованы, хотя после завоевания население стало использовать для записи арабскую письменность. Поселившиеся в этих странах арабы позже ассимилировались с местным населением и восприняли его культуру (см. арабы в Иране , среднеазиатские арабы) .
Завоевание Северной Африки в VII веке хотя и было сравнительно быстрым, все же в будущем вызвало недовольство и даже восстание против арабского господства . Впоследствии значительная часть берберов была полностью или частично арабизирована.
Этапы арабизации
Завоевав новые территории, арабские воины становились там военным лагерем, куда стали съезжаться ремесленники и купцы со всех покоренных областей, которые могли рассчитывать на заработок в этих укреплённых лагерях. Военные стоянки со временем становились быстро растущими поселениями, центрами арабской культуры. Примером таких городов, выросших из военного поселения, могут служить Фустат в Египте, Рамла в Палестине, Куфа и Басра в Ираке, Шираз в Иране. Арабский язык там становился « лингва франка », а прибывавшие в поселения жители завоеванных земель быстро арабизировались .
Первоначально всё делопроизводство на покоренных территориях велось на местном языке. В Сирии и Палестине — на греческом, в Египте — на греческом и коптском, а в Иране и Ираке — на среднеперсидском. В VII веке в Омейядском халифате был проведён ряд реформ, в результате которых декретами Абдул-Малика единым языком корреспонденции и делопроизводства установлен арабский .
После завоевания новых территорий местные жители, принявшие ислам, включались в арабскую общину и освобождались от уплаты хараджа . При Омейядах ситуация изменилась. К новообращённым стали относиться как к мусульманам второго сорта. Они перестали получать содержание из казны, не могли жениться на арабских женщинах, вынуждены были строить себе отдельные мечети, в которые арабы не заходили . Также массовый переход в ислам снизил доходы государства, поэтому мавали опять стали обязаны платить харадж. Ситуация изменилась при Аббасидах . В начале VIII века халиф Умар II принял важнейшее решение для будущего исламского мира. Он окончательно полностью уравнял в правах и в уплате налогов арабов и мавали (естественно в меру их социального положения). Таким образом в государстве постепенно стирались различия между арабским и неарабским населением и формировался единый арабоязычный этнос со сложной синтезированной культурой . В результате к моменту распада единого Аббасидского халифата , к концу IX в., его западная часть была уже практически полностью арабизирована.
Процесс арабизации христианского населения Египта можно увидеть на примере семьи историка Евтихия . Его отец ещё носил византийское имя Патрикий (в арабском произношении — Батрик), однако когда у него родился сын, он назвал его по-арабски Саидом. В 933 г. Саид стал александрийским патриархом . Как патриарх он стал известен под именем Евтихий. Свои сочинения он писал на арабском языке. В дальнейшем его родственники арабизировались окончательно. Из семьи Евтихия вышел другой знаменитый историк и врач Яхья Антиохийский . Несмотря на то, что бóльшую часть своей жизни Яхья прожил в византийском городе среди православного населения, его родным языком продолжал оставаться арабский, на котором он написал исторический труд, задуманный им как продолжение «Истории» Евтихия .
Современное состояние
В настоящий момент в странах арабского мира большинство населения является арабами, которые говорят на наречиях одного языка, испытывают определённую культурную и часто этническую общность. В то же время часть арабов ощущают также свою принадлежность к доарабской культуре, например, к финикийской в Ливане, к древнеегипетской в Египте. Это родство подтверждают генетические исследования .
Несмотря на ущемление прав неарабского населения в некоторых странах и попытки запрета местных языков, арабизация не везде завершилась полностью. В странах Северной Африки наравне с арабским используются берберские языки . В Сирии и Ираке существуют арамейские и курдский языки. В Йемене и Омане — южноаравийские языки ( мехри , сокотри и др.), сильно отличающиеся от арабского . Однако неарабское население в этих странах в настоящее время часто переходит на арабский язык .
Алжир
После обретения независимости Алжиром в стране началась кампания по насильственной арабизации и исламизации . Преподавание в школах проводилось только на арабском языке. На радио было запрещено употреблять неарабские слова. В первую очередь это было связано с попытками окончательно стереть все следы французского колониального прошлого в стране, но это также приводило к ущемлению прав берберского населения и утрате им национального самосознания. Берберам стали давать только арабские имена .
Ирак
Насильственная арабизация и уничтожение курдов происходило в Ираке . Началом этой кампании можно считать 1930 год, когда арабские племена переселялись в Киркук и другие населённые пункты провинции с целью выселения курдов с их земель. В 1963 году с приходом к власти партии « Баас » политика дискриминации курдов была продолжена. Они были лишены основополагающих прав человека — права собственности на землю, жилье, насильно выселялись из собственных домов и вынуждены были продавать свои дома арабам по символическим ценам .
Сирия
В Сирии местное отделение партии «Баас» также проводило дискриминационную политику в отношении курдского населения. В 1973 году в провинции Хасака была изъята плодородная земля у курдских землевладельцев и передана арабским семьям, переселившимся из других провинций. Происходило выселение курдов из мест их традиционного проживания и переселение их в другие районы. В той же провинции Хасака в 1986 году было запрещено использование курдского языка на рабочем месте .
Примечание
- , с. 80.
- , с. 103.
- ↑ .
- .
- ↑ , с. 192.
- , с. 193.
- .
- , с. 119.
- .
- .
- , с. 139.
- , с. 354.
- .
- .
- .
Литература
- Кирей, Н. И. Этнография арабов Передней Азии и Северной Африки. — Краснодар: КГУ, 1996.
- Фильштинский, И. М. Халифат под властью династии Омейядов(661-750 г.г.). — М. : Соверо-Принт, 2005. — ISBN 5-900939-33-2 .
- Беляев, Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в Раннее средневековье. — М. : Наука, 1966.
- Колесников, А. И. Завоевание Ирана арабами. — М. : Наука, 1981.
- Белявский А., Лазаревич Л., Монгайт А., Лурье И., Полтавский М. . — М. : Государственное издательство политической литературы., 1956.
- Joseph, John. The modern Assyrians of the Middle East : a history of their encounter with Western Christian missions, archaeologists, and colonial powers. — Leiden [u.a.] Brill, 2000. — ISBN 90041164199789004116412.
Ссылки
- . Мировая культура.
- . Хронос.
- . Всемирная история. Архивировано из 28 января 2016 года.
- . Livejournal.
- . Новый Курдистан.
- . Nature Middle East.
- .
- 2021-07-06
- 2