Три сестры
- 1 year ago
- 0
- 0
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма . Изображаемые автором события разворачиваются летом в вымышленном городе Калинове на Волге . Между третьим и четвёртым действиями пьесы проходит 10 дней.
В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Катерина, главная героиня, с детства жила в обстановке любви и ласки у своей матери, но после того как вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дико́го (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу .
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке .
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая , с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра . А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет .
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Премьера прошла в Малом театре 17 (29) ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева , исполнителя роли Тихона : в остальных ролях: Дикой — П. Садовский , Борис — Чернышев, , Кабаниха — Рыкалова , Катерина — Никулина-Косицкая , Варвара — Бороздина 1-я , Кулигин — Дмитревский , Кудряш — Д. Ленский , Феклуша — Акимова .
2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи ; Дикой — Бурдин , Борис — Степанов, Тихон — Мартынов , Катерина — Снеткова 3-я , Варвара — Левкеева , Кулигин — Зубров , Кудряш — Горбунов , Феклуша — Громова .
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья « Луч света в тёмном царстве »), Дмитрий Писарев (статья « ») и Аполлон Григорьев . В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии « ЖЗЛ ») и Владимир Лакшин .
На сюжет пьесы «Гроза» написан ряд опер (см. Гроза (значения) ): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком (« Катя Кабанова », постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка ( итал. L’Uragano , 1952).