Место под солнцем (фильм, 1951)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Трамвай „Желание“» ( англ. A Streetcar Named Desire ) — чёрно-белый фильм-драма 1951 года, снятая режиссёром Элиа Казаном по одноимённой пьесе драматурга Теннесси Уильямса , удостоенной Пулитцеровской премии за лучшую драму в . Главные роли исполняют Вивьен Ли и Марлон Брандо .
Современными историками «Трамвай „Желание“» признан классикой, и периодически включается в списки лучших кинокартин в истории: к примеру, Американским институтом киноискусства и IMDB , где фильм входил в топ-250 . Американская киноакадемия отметила ленту Казана 12-ю номинациями на премию « Оскар », четыре из которых оказались победными, включая категорию « Лучшая актриса » для Вивьен Ли. Марлон Брандо мгновенно стал самым многообещающим актёром и заработал первую из четырёх последовательных номинаций на «Оскар» в категории « Лучший актёр ». За всю историю премии только «Трамвай „Желание“» и люметовская « Телесеть » (1976) были удостоены трёх «Оскаров» за актёрскую игру.
После выхода фильма Брандо, практически неизвестный на момент отбора актёров, поднялся до известности одной из главных голливудских звёзд. Роль Бланш Дюбуа , как позже признавалась сама Ли , привела её к безумию и заболеванию острой формой биполярного расстройства (маниакально-депрессивного психоза), которое в итоге косвенно повлияло на её уход из жизни в возрасте 53 лет . В 1995 году был снят .
В 1999 году фильм включён в Национальный реестр фильмов , обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».
Бланш Дюбуа ( Вивьен Ли ), увядающая, но всё ещё привлекательная бывшая учительница английского языка, приезжает в Новый Орлеан к сестре Стелле ( Ким Хантер ), живущей с мужем Стэнли Ковальским ( Марлон Брандо ), продавцом автозапчастей в бедном промышленном районе Французского квартала в полуразрушенном многоквартирном доме. Бланш осталась без работы и без средств к существованию.
Беременная Стелла рада появлению сестры, Стэнли же относится к Бланш настороженно. Воспитанная в образованной и богатой семье, Бланш стремится окружить себя красотой и имитацией роскоши, и оказывается в жёстком конфликте со Стэнли — рабочим из пролетариата и реалистом, который не принимает её вычурных манер, притворства и фантазий. Бланш же считает Стенли грубым и неотёсанным, смотрит на него сверху вниз, при том, что живёт за его счёт. Стенли раздражает поведение Бланш, он не приемлет её лицемерие и высокомерие. Неприязнь и враждебность Стенли к Бланш возрастает ещё сильнее, когда она позволяет вмешиваться в семейные отношения Стенли со Стеллой, а также когда у неё начинается роман с другом Стэнли, «Митчем».
Стэнли и Стэлла всё чаще начинают конфликтовать друг с другом из-за Бланш. Бланш провоцирует Стэнли оскорблениями, высказывается своей сестре Стэлле о нем как о недочеловеке и примитивном животном, презрительно напоминает о его польском происхождении, показывая тем самым, что он не достоин её сестры. Стэлла оказывается между двух огней, однако пытается защитить сестру, поэтому ей достаётся от Стэнли, несмотря на беременность: после его рукоприкладства Стелла сбегает к соседям, но позже возвращается к любимому мужу.
Во время посиделок за партией в покер , Бланш знакомится с близким другом Стэнли, Гарольдом «Митчем» Митчеллом ( Карл Молден ). Впечатлившись наигранными манерами и привлекательностью Бланш, он начинает ухаживать за ней. На свидании она рассказывает ему, что уже была замужем и тот брак нанёс ей душевные раны, так как супруг покончил из-за неё с собой, не выдержав её упрёков и оскорблений. Однако это не останавливает Митча, он считает, что они нужны друг другу.
Всё идёт к свадьбе Митча и Бланш, но Стенли выясняет о ней истину: на самом деле Бланш была уволена с работы из-за бурного романа с 17-летним учеником, а в родном городе её не воспринимают всерьёз по причине её занятия проституцией и постоянных кратковременных интрижек с различными мужчинами. Стэнли рассказывает об этом супруге и Митчу, который теперь, по его словам, «не собирается прыгать в аквариум, полный акул».
Стэнли отвозит рожающую Стеллу в госпиталь, а по возвращении сталкивается с Бланш. Та заявляет ему очередные выдумки, что получила телеграмму от давнего богатого поклонника и собирается в круиз по Карибам на яхте. Стэнли разоблачает её и идёт на открытую конфронтацию с намёком на насилие, высказывает ей, что он не намерен терпеть её выходки, в то время как она живёт под крышей их со Стеллой дома, пьёт и ест за его счёт. Не выдержав очередного удара судьбы и не сумев справиться с эмоциями, Бланш сходит с ума .
Вскоре после рождения ребёнка, Стэнли организовывает её размещение в психиатрическую больницу . Бланш вначале полагает, что за ней приехал её богатый поклонник, но позже понимает истинную ситуацию и что выхода у неё нет. Она сдаётся, и доктор и надзирательница увозят её.
В финальной сцене фильма, Стелла, опустошённая судьбой сестры, кричит, что больше никогда не вернётся к Стэнли. Она забирает ребёнка и взбегает по лестнице к соседям. За кадром слышен неоднократный крик Стэнли: «Стелла! Эй, Стелла!…». (В финале оригинальной пьесы, Стелла сначала переживает за Бланш, но постепенно успокаивается в объятиях Стэнли).
На ранней стадии разработки проекта Уильям Уайлер изъявлял свой интерес к экранизации пьесы Теннесси Уильямса и видел в роли Бланш Бетт Дейвис . Роль Бланш была первоначально предложена Джессике Тэнди , затем от неё отказалась Оливия де Хэвилленд , а Вивьен Ли она досталась потому, что фильмы с участием этой актрисы собирали большую кассу. Джон Гарфилд отказался от роли Стэнли, так как не хотел оказаться в тени своей звёздной партнёрши.
Элиа Казан поначалу не хотел браться за постановку, поскольку считал, что он сделал с пьесой всё, что мог, ещё на театральной сцене. Уговорил же его стать режиссёром фильма сам Теннесси Уильямс. Картина была снята за 36 дней. До съёмок в фильме Вивьен Ли сыграла Бланш в первой лондонской постановке пьесы Уильямса, режиссёром которой был её тогдашний муж Лоренс Оливье . Позже мисс Ли призналась, что Оливье повлиял на её исполнение роли Бланш в картине больше, чем постановщик киноверсии Элиа Казан. Сразу девять участников бродвейской постановки «Трамвая „Желание“» во главе с Марлоном Брандо повторно исполнили свои роли в киноверсии.
Англичанка Вивьен Ли чувствовала себя не в своей тарелке, снимаясь в одной компании с членами нью-йоркской театральной труппы. Эти её ощущения Элиа Казан удачно использовал в картине. Снявшись в этой картине, Вивьен Ли, и до этого страдавшая серьёзным психическим заболеванием, именуемым маниакально-депрессивный психоз , стала плохо отличать действительность от жизни её героини. В одном из поздних интервью мисс Ли признавалась, что именно роль Бланш привела её к безумию, в том числе из-за которого актриса ушла из жизни в столь раннем 53-летнем возрасте .
В нескольких интервью Брандо заявлял, что ненавидит своего персонажа [ источник не указан 296 дней ] .
Фильм собрал 4,2 миллиона долларов в Соединенных Штатах и Канаде , став пятым по величине по кассовым сборам 1951 года, при этом было продано 15 миллионов билетов при производственном бюджете в 1,8 миллиона долларов .
Переиздание от 20th Century Fox в 1958 году принесло ещё 700 000 долларов .
После выхода фильм получил очень высокие оценки критиков.
Критик « Нью-Йорк Таймс » Босли Краузер заявил, что «внутренние муки редко проецируются с такой чувствительностью и ясностью на экране», и высоко оценил работы Вивьен Ли и Марлона Брандо . Кинокритик Роджер Эберт также похвалил фильм, назвав его «великим ансамблем фильмов».
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 98 %, основанный на 56 рецензиях критиков, со средним баллом 8,7 из 10 . На сайте Metacritic картина набрала 97 баллов из 100 на основании 20 отзывов критиков, что означает «всеобщее признание» .
По версии Американского института кино картина занимает ряд мест:
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|