Interested Article - Кодекс Хейса
- 2021-12-20
- 1
Ко́декс Американской ассоциации кинокомпаний, также известный как кодекс Хе́йса ( англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code ) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде , принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний ), и ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США . Назван по имени политика- республиканца , в 1922—1945 годах возглавлявшего Ассоциацию. Снимать фильмы, не соблюдая кодекс Хейса, было можно, но такие фильмы не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров, принадлежавших членам ассоциации. В 1960-е годы киностудии отказались от соблюдения устаревшего кодекса; в 1968 году он был отменён.
Свод правил кодекса образца 1927 года
Полный запрет
Постулировалось, что в кинокартинах, выпущенных членами Ассоциации, ни в коем случае не должны появляться следующие вещи:
- Использование обсценной лексики и экспрессивных выражений, включая и такие слова, как «God», «Lord», «Jesus», «Christ» (если только они не произносятся благоговейно в связи с надлежащими религиозными церемониями), «hell», «damn», «Gawd». При этом их можно было показывать написанными (кроме откровенно нецензурной брани).
- Изображение любой соблазнительной наготы, причём не допускался показ не только обнажённых актёров/актрис, но и их силуэтов или теней. Также не допускалось, чтобы персонажи говорили о сексе в соблазнительной коннотации, только в порицательной.
- Изображение незаконного оборота наркотиков.
- Любые намеки на сексуальные извращения.
- Показ белого рабства .
- Изображение смешанных браков и указания на межрасовые сексуальные отношения ( метисация ).
- Показ любых проявлений сексуальной гигиены и упоминания о венерических заболеваниях.
- Любые сцены родов — фактические или даже в виде силуэтов.
- Демонстрация половых органов детей.
- Высмеивание духовенства. Священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем.
- Умышленные оскорбления любой нации и любого вероисповедания (этот запрет не распространялся на оскорбления в адрес атеистов).
Можно показывать, но не рекомендуется
- Какие-либо сомнительные действия с флагом государства.
- Изображение международных отношений (рекомендовалось избегать изображать в неблагоприятном свете религию, историю, институты или видных граждан других стран).
- Сцены поджогов.
- Сцены применения огнестрельного оружия.
- Сцены пыток.
- Детализированные сцены краж, грабежей, взлома или взрыва поездов, шахт, зданий и тому подобных действий (имея в виду, что кто-то может попробовать воспроизвести показанное).
- Любые проявления жестокости.
- Сцены, демонстрирующие технику совершения убийств любым способом.
- Сцены, демонстрирующие методы контрабанды.
- Сцены повешения или применения электричества в качестве судебного наказания за преступление.
- Сцены, вызывающие сочувствие к преступникам.
- Сцены порицания публичных персон и учреждений.
- Мятежи и восстания.
- Очевидную жестокость по отношению к детям и к животным.
- Сцены клеймения людей или животных.
- Сцены продажи женщин или сцены, где женщины продают секс.
- Сцены, содержащие изображение изнасилования или попытки изнасилования.
- Сцены, содержащие изображение первой брачной ночи.
- Мужчину и женщину, лежащих в одной постели.
- Сцены преднамеренного обольщения женщин.
- Что-либо, раскрывающее устройство института брака.
- Хирургические операции.
- Использование наркотиков.
- Названия или сцены, имеющие отношение к силовым или правоохранительным органам.
- Продолжительные или сексуально-привлекательные поцелуи, особенно когда один из персонажей в фильме является антагонистом или хотя бы просто «трудным» персонажем.
Свод правил образца 1930 года
Основные пункты остались те же, что и в образце 1927 года, но добавилось несколько обобщений и призывов, причём в формулировках, допускающих неоднозначное толкование и свободу обвинения.
Общие принципы
- Фильмам запрещается «снижать моральные стандарты тех, кто их видит».
- Производители фильмов должны стремиться к описанию «правильных стандартов жизни».
- Запрещается показывать какие-либо насмешки в отношении закона или показывать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».
Частные принципы
- Предписывается на экране продвигать ценности традиционного (то есть доиндустриального, европейского, христианского) общества.
- Сексуальные отношения вне брака запрещается изображать как привлекательные или прекрасные, предписывается вместо этого изображать их таким образом, чтобы они не вызывали страсти или казались недопустимыми.
- Утверждается, что нужно либо придерживаться правила «политика только для взрослых» (то есть, начиная с 1955 года ни для кого, так как все фильмы, согласно ранжированию, принятому в этом году, делались «для детей»), либо показывать то, что приведёт к правильным мыслям и политическим идеям у молодёжи.
- Все уголовные дела должны быть показаны как заканчивающиеся наказанием, и ни преступление, ни преступник не должны вызывать симпатий у аудитории, либо аудитория должна хотя бы «осознать, что такое поведение неверно».
- Необходимо относиться с уважением к авторитетным деятелям, представители духовенства не могут быть изображены как комические персонажи или злодеи. В некоторых случаях политики, полицейские и судьи могли быть злодеями, если из фильма ясно, что эти лица, изображённые как злодеи, являются исключением из правил.
- Некоторые ограничения, такие как запрет на демонстрацию всего, что связано с гомосексуальностью , или использование конкретных библейских слов, никогда не упоминались напрямую, но считались понятными без чёткой демаркации.
- Также было внесено добавление, обычно называемое Рекламным кодексом, в котором регулировался показ рекламных изображений, изображений товаров и тому подобных вещей.
История
Принятие кодекса
В 1922 году, после нескольких рискованных фильмов и серии скандалов с участием звёзд Голливуда, студии наняли пресвитерианского старейшину Уилла Хейса, чтобы восстановить «благочестивый» образ Голливуда. С помощью внутренней цензуры фильмов предполагалось противодействовать внешней цензуре фильмов и скандальной известности некоторых звёзд Голливуда тех лет как либо людей сомнительного поведения, либо и вовсе как преступников. Голливуд в 1920-е годы был омрачён рядом скандальных происшествий, таких как убийство Уильяма Десмонда Тейлора и предполагаемое изнасилование Вирджинии Рапп популярной кинозвездой Роско Арбаклом . Всё это послужило причиной широкого осуждения голливудских студий со стороны религиозных, гражданских и политических организаций. Кроме того, уже в 1920-м году в штате Нью-Йорк имелись в арсенале топлесс-шоу; выступления, наполненные «употреблением библейских слов всуе»; сюжеты и диалоги, намекающие на сексуальный подтекст. Политическое давление на киноиндустрию возрастало, и в 1921 году 37 штатов законодательно запретили прокат более 100 голливудских кинолент. Столкнувшись с перспективой соблюдения сотен и, возможно, тысяч, непоследовательных и легко изменяемых законов о приличиях, ради возможности показывать свои фильмы в прокате, студии выбрали саморегулирование как наиболее предпочтительный вариант. Хейсу была выплачена огромная по тем временам сумма в размере 100 000 долларов США в год (что в пересчёте на 2000 год с поправкой на инфляцию составляло бы 1,4 млн долл. США). Хейс разработал свод правил цензуры для ассоциации голливудских студий и состоял администратором в комитете, следившим за выполнением этого свода. В 1927 году Хейс предложил руководителям студий, чтобы они сформировали комитет для обсуждения цензуры фильмов. Ирвинг Г. Тальберг из студии «Metro Goldwyn Mayer», Сол Вюрцель из студии «Fox» и Э. Х. Аллен из студии «Paramount» вошли в первый состав этого комитета, работу по обсуждению цензуры фильмов они вели в соответствии со списком правил, который назвали «Don’ts and Be Carefuls», который основывался на пунктах, полученных путём опроса местных цензоров. Этот список состоял из одиннадцати пунктов, которых надлежало избегать вообще и двадцати шести пунктов, не рекомендованных к показу. Список был одобрен Федеральной торговой комиссией (FTC), и Хейс создал Комитет по отношениям с членами ассоциаций киностудий (SRC) для контроля за соблюдением этого списка — «кодекса Хейса».
Дальнейшее развитие кодекса
В 1929 году католик-мирянин Мартин Квигли (редактор известного журнала с рецензиями на фильмы «Motion Picture Herald») и священник-иезуит Даниел А. Лорд создали кодекс стандартов цензуры фильмов и представили его киностудиям. Лорд особенно интересовался влиянием звуковых кинолент на детей в силу их высокой внушаемости. Возможно, он считал, что церковь должна подчинить себе этот инструмент влияния на детей. В феврале 1930 года несколько руководителей киностудий, в том числе Ирвинг Тальберг из MGM , встретились с Лордом и Квигли. После внесения некоторых поправок они согласились с положениями Кодекса. Одним из основных мотивирующих факторов принятия Кодекса была необходимость избежания прямого государственного вмешательства в цензуру и прокат фильмов. Так появился свод правил образца 1930 года, который и стали называть, собственно, «кодексом производства фильмов».
Весь документ был написан с явным католическим (что неудивительно, учитывая авторство!) подтекстом, однако первоначально было решено сохранить католическое влияние на Кодекс в тайне. В нём было указано, что искусство должно быть тщательно обработано, потому что оно может быть «морально злым в своих эффектах» и потому что его влияние на общественную мораль является бесспорным. Лейтмотивом кодекса было требование представлять злые поступки в очевидно негативном свете, а благие - благоприятном.
После объявления о создании Кодекса, либеральный журнал «The Nation» опубликовал критические заметки в его адрес. В публикации говорилось, что если преступление никогда не будет представлено в благоприятном свете, то это буквально будет означать, что «закон» и «правда, справедливость» являются одним и тем же, поэтому такие события как « Бостонское чаепитие » (являвшееся нарушением закона Британии), станет невозможно изображать на экране. Другой журнал, «The Outlook», предсказал, что практическое соблюдение Кодекса будет трудно контролировать.
Великая депрессия 1930-х годов заставила многие студии искать доход любым способом. Поскольку фильмы с ярким и жестоким содержанием приносили высокие кассовые сборы, было разумным и логичным решение продолжать производство таких фильмов. Вскоре нарушения Кодекса перестали быть для кого-либо секретом. В 1931 году «The Hollywood Reporter» высмеял Кодекс, цитируя анонимного сценариста: «моральный кодекс Хейса уже не просто шутка, а воспоминания».
13 июня 1934 года была принята поправка к Кодексу, согласно которой на базе Американской ассоциации кинематографистов создавалась Администрация производственного кодекса (PCA). Все фильмы, выпущенные после 1 июля 1934 года, должны были попадать на рассмотрение к PCA и допускаться к прокату только после получения свидетельства. У PCA было два офиса — один в Голливуде, а другой в Нью-Йорке. Первым фильмом, получившим одобрение, стал «Мир движется вперед» 1934 года. На протяжении более тридцати лет практически все кинофильмы, созданные в Соединенных Штатах, были вынуждены соблюдать Кодекс Хейса. Всё это время он оставался негосударственным — следование ему не предписывалось никакими федеральными или местными (на уровне штата) органами власти. Голливудские студии придерживались Кодекса Хейса в значительной степени в надежде избежать государственной цензуры, предпочитая внутреннее саморегулирование. Принятие студиями Кодекса Хейса привело к роспуску многих местных советов по цензуре.
Томас Доэрти, специалист по истории американской культуры в Университете Брандейса, определил Кодекс не как «…простой список пунктов „Ты-Не-Должен“, но как проповедь, которая стремилась привести католическую доктрину в индустрию Голливуда. „Виновные наказываются, добродетельные вознаграждаются, авторитет церкви и государства является незыблемым, а узы брака священны“». То, что происходило в голливудской киноиндустрии, было описано как «еврейский бизнес, продающий католическое богословие протестантской Америке». Подразумевалось, что ряд директоров голливудских киностудий были еврейскими иммигрантами. Дополнительно сам этот факт делал их уязвимыми для шантажа и стигматизации.
Дальнейшее закрепление кодекса
В 1934 году Джозеф Брин — видный католик-мирянин, который работал в сфере связей с общественностью — был назначен руководителем нового Управления производственного кодекса (РСА). Под руководством Брина в РСА, вплоть до его выхода на пенсию в 1954 году, принудительное исполнение Производственного кодекса стало жёстким и печально известным. Например, мультяшный секс-символ Бетти Буп должна была отказаться от штанов и начать носить юбку старомодной домохозяйки. Власть Брина, дающая ему возможность по собственному усмотрению менять сюжеты и сцены злила многих писателей, режиссеров и голливудских магнатов. Брин повлиял на производство Касабланки , запретив явные отсылки на то, что Рик и Ильза спали друг с другом в Париже.
Комитет PCA также занимался политической цензурой. Когда «Warner Brothers» хотела снять фильм о концлагерях в нацистской Германии, производственный комитет запретил это, ссылаясь на вышеупомянутый запрет на изображение «в неблагоприятном свете» «других учреждений» и видных деятелей другой страны. При этом PCA использовала угрозы передать дело в ФБР, если студия продолжит работу над фильмом. Эта политика помешала созданию ряда антинацистских фильмов.
Угасание кодекса
Голливуд продолжал работать в рамках Производственного кодекса в течение 1950-х годов, но за это время индустрия кино столкнулась с очень серьезными конкурентными угрозами. Первая угроза исходила от новой технологии, телевидения, которая не требовала от американцев покидать свой дом, чтобы смотреть фильмы. Теперь ограничения кинопроката стали менее актуальными. В дополнение к угрозе телевидения, усиливалась конкуренция с иностранными фильмами, такими как « Похитители велосипедов » (1948) Витторио де Сика , « » (1951) и « Лето с Моникой » (1953) шведского режиссёра Ингмара Бергмана . Было обнаружено, что попытки запрета этих фильмов, как и сам захват единственным учреждением права осуществлять цензуру фильмов, нарушает антимонопольное законодательство. Студии не смогли запретить к показу иностранные фильмы, а иностранные фильмы не были связаны производственным кодексом. Некоторые британские фильмы — например, « Жертва » (1961), « Вкус мёда » (1961) и « » (1963) — оспаривали традиционные гендерные роли и открыто противостояли тогдашнему отношению к гомосексуалам, что явно противоречило Голливудскому производственному кодексу.
В 1952 году, в деле «Joseph Burstyn, Inc. vs. Wilson», Верховный суд США постановил, что кинофильмы имеют право на защиту первой поправки к конституции США (о свободе слова), Совет регентов штата Нью-Йорк не смог запретить «Чудо», короткометражный фильм, составлявший половину ленты Любовь (1948), антологии режиссёра Роберто Росселлини . Поскольку судебная система США является системой прецедентного права , эти и другие подобные случаи как раз и создали прецеденты, на которые впредь могли опереться юристы.
В свете этого, угроза государственного регулирования, которая ранее упоминалась как оправдание производственного кодекса, появилась снова — но теперь суд защищал не поборников цензуры, а поборников свободы слова. Одновременно полномочия РСА над голливудской промышленностью были значительно сокращены. К 1950-м годам американская культура также начала меняться. Бойкот со стороны Национального легиона приличия больше не гарантировал коммерческий провал фильма, и некоторые аспекты «кодекса» медленно теряли свою табуированность. В 1956 году пункты «кодекса» были снова пересмотрены, допустив к показу межрасовые и смешанные браки, внебрачные отношения и проституцию. Например, в 1940 и 1946 году MGM дважды не допустили к показу комедийный фильм про Анну Кристи, посвящённый проституции. К 1962 году такой контент стал приемлемым, и оригинальная лента получила одобрение.
К концу 1950-х годов стали появляться всё более откровенные фильмы, такие как « Печать зла » (1958), « Анатомия убийства » (1959), « Внезапно, прошлым летом » (1959), « Психо » (1960) и « » (1961). MPAA неохотно предоставили печать одобрения для этих фильмов, хотя и не без требования сделать определенные сокращения. Из-за контента фильма « В джазе только девушки » (1959) Билли Уайлдеру не было дано свидетельство о допуске к показу, но фильм все равно стал кассовым бестселлером (и даже был закуплен Советским Союзом ), и в результате это ещё больше ослабило авторитет Кодекса.
В начале 1960-х годов фильмы начали заниматься темами взрослой жизни и сексуальными проблемами, которые отсутствовали в голливудских фильмах с начала 1930-х годов. MPAA неохотно, но всё же предоставили печать одобрения для таких фильмов. В 1966 году Warner Bros. выпустил « Кто боится Вирджинии Вульф? », первый фильм, который был помечен как «Для взрослой аудитории» (SMA).
Полный отказ от кодекса
К концу 1960-х годов принуждение к соблюдению кодекса стало невозможным и Производственный кодекс Хейса был полностью отменён. MPAA начало работать над рейтинговой системой, в соответствии с которой ограничения на фильмы были бы уменьшены и ранжированы. В 1968 году, после нескольких лет минимального соблюдения, Производственный кодекс был заменён системой оценки фильмов MPAA . Система рейтинга фильмов MPAA вступила в силу с 1 ноября 1968 года с четырьмя рейтингами: G для общих аудиторий, M для зрелого контента, R для ограниченного показа (зрители до 17 лет не допускаются без взрослого) и X для сексуально-откровенного контента. К концу 1968 года Джеффри Шерлок — преемник Джозефа Брина, назначенного Уиллом Хейсом, последний администратор комитета по надзору за соблюдением «кодекса» в Голливуде, ушел со своего поста.
С действием кодекса связано много анекдотических случаев. Например, исполнителю роли Тарзана было велено побрить грудь, а пышные формы актрис проверяли на предмет соответствия нормам благоприличия специально назначенные «контролёры бюстов» . Позднее кодекс послужил прообразом для принятия аналогичных .
По замечанию М. Трофименкова , отмена кодекса связана с тем, что в 1960-е годы «затянутое в цензурный корсет кино не могло соперничать с хлынувшими в Америку фильмами итальянского неореализма или французской „новой волны“ , которые были, естественно, не непристойнее, а просто свободнее и правдивее голливудской продукции» .
Примечания
- ↑ Трофименков М. С. от 19 января 2012 на Wayback Machine // Журнал « Коммерсантъ Weekend» № 47 от 09.12.2011, стр. 16
Ссылки
- (англ.)
- Полный русскоязычный текст « » на сайте журнала «Сеанс» (№ 37/38. Источники невозможного)
- 2021-12-20
- 1