Дэшнер, Джеймс
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Фрэнсис Кэгни-младший ( англ. James Francis Cagney, Jr. ; 17 июля 1899 , Нью-Йорк — 30 марта 1986 , ) — американский актёр театра и кино, артист водевилей и танцор . Американский институт киноискусства поместил его на 8-е место в списке « величайших американских актёров всех времён » ( The 50 Greatest American Screen Legends ). Принадлежал к числу наиболее востребованных актёров первых лет звукового кинематографа и « Золотого века Голливуда » .
Кэгни дебютировал на сцене театра в 1919 году, появившись в ревю Every Sailor . Год спустя он впервые выступил на Бродвее в пьесе Pitter Patter . В течение нескольких лет успешно выступал в роли артиста водевилей, комика и танцора. В 1930 году дебютировал в кино, сыграв роль Гарри Делано в криминальной драме « » режиссёра . Получив положительные рецензии на свои роли в театральных постановках и фильмах, подписал контракт со студией « Warner Bros. ». В 1930-х и 1940-х годах прославился ролями гангстеров и головорезов, внеся большой вклад в развитие жанра гангстерского фильма . В 1942 году получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль за образ Джорджа М. Кохана в биографическом мюзикле « Янки Дудл Денди ». В общей сложности за время своей карьеры в кино был номинирован на эту премию трижды. В 1984 году был награждён Президентской медалью Свободы .
Среди его самых известных фильмов: « Враг общества » (1931), « » (1933), « » (1934), « Ангелы с грязными лицами » (1938), « Судьба солдата в Америке » (1939), «Янки Дудл Денди» (1942), « Белое каление » (1949), « Люби меня или покинь меня » (1955) и « » (1957). В общей сложности Кэгни снялся в 62 картинах .
Джеймс Фрэнсис «Джимми» Кэгни родился в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене в Нью-Йорке . Биографы не согласны с точным местом рождения актёра: это либо угол Avenue D и 8th Street , либо квартира на верхнем этаже по адресу 391 East Eighth Street, которая указана в свидетельстве о рождении . Его отец Джеймс Фрэнсис Кэгни-старший (1875—1918) имел ирландские корни. На момент рождения сына он работал барменом и занимался любительским боксом, хотя в свидетельстве о рождении Кэгни мл. занесён в качестве телеграфиста . Матерью актёра была Кэролин Элизабет (урождённая Нельсон, 1877—1945), чей отец был норвежским капитаном корабля , а мать ирландкой.
Кэгни был вторым из семи детей, двое из которых умерли через несколько месяцев после рождения. В детстве он был настолько болезненным ребёнком, что его мать боялась, что он умрёт прежде, чем его крестят. В последующие годы актёр связывал эту ситуацию с бедностью, в которой жила его семья . Таинство миропомазания было совершено в католической церкви св. Франциска Сальского на Манхэттене .
В 1918 году окончил Stuyvesant High School в Нью-Йорке и продолжил своё образование в Колледже Колумбия в Колумбийском университете , где намеревался учиться в области искусства . Он присоединился к Student Army Training Corps и начал учить немецкий язык , но после смерти отца, вызванной пандемией гриппа , бросил университет после семестра учёбы и вернулся домой .
Чтобы обеспечить семью, брался за разную работу, зарабатывая деньги, среди прочего, младшим архитектором, посыльным в редакции « The Sun », разносчиком книг в Нью-Йоркской публичной библиотеке , швейцаром в отеле, чертёжником и ночным портье. Работая в Нью-Йоркской публичной библиотеке, встретил Флоренс Джеймс, которая помогла ему в развитии актёрской карьеры .
В юном возрасте начал обучаться чечётке (навык, который способствовал получению премии «Оскар»). Он имел обыкновение танцевать на наклонных дверях в погреб, за что получил прозвище « cellar door Cagney» . Слыл хорошим уличным бойцом, при необходимости защищал своего старшего брата Генри, студента-медика . Как и отец, занимался любительским боксом и занял второе место за титул чемпиона штата Нью-Йорк в лёгком весе. Тренеры рекомендовали ему профессионально заниматься спортом, однако его мать не согласилась . Он также играл в бейсбол в полупрофессиональной местной команде и мечтал играть в Главной лиге .
Интерес Кэгни к кино появился в результате стечения обстоятельств. Посещая свою тётю, которая жила в Бруклине возле Vitagraph Studios , он перелезал через забор, чтобы посмотреть на съёмки фильмов Джона Банни . Затем стал участвовать в самодеятельном театре, играя мальчика в китайской пантомиме в Lenox Hill Neighborhood House, одном из первых сетлемент -клубов в стране. Он выступал вместе со своим братом Гарри в пьесе, поставленной Флоренс Джеймс, будущей подругой актёра. Первоначально Кэгни работал за кулисами, не проявляя интереса к самим выступлениям. Изменение произошло, когда в результате болезни старшего брата он был вынужден заменить его на сцене. Хотя он не был дублёром, обладая фотографической памятью , он выполнил все действия без каких-либо предварительных репетиций . Позже он появился во многих различных ролях в ряде театральных коллективов .
В 1919 году, работая в универмаге Wanamaker’s, узнал от коллеги о предстоящем производстве Every Sailor . Военное представление, в котором хор состоял из солдат, одетых как женщины, изначально называлось Every Woman . Кэгни был простушан на роль одного из участников хора. Он знал только один шаг — пибоди, разновидность бальных танцев, который он освоил до совершенства. Этого было достаточно, чтобы убедить продюсеров. Он узнал об остальных шагах от остальных танцоров, ожидая дальнейших действий. В последующие годы он признался, что эта роль позволила ему преодолеть свою стеснительность. «Там, на сцене, я не я, я не парень Джимми Кэгни. Я потерял всё его осознание, когда надевал юбку, парик, высокие каблуки, я делал пудру и наносил пудру.» Несмотря на положительный приём искусства, мать предпочла, чтобы её сын продолжил учёбу и получил хорошее образование. Кэгни высоко оценил заработок в 35 долларов, который он получил за неделю, назвав его «гора денег для меня в эти смутные дни». Желая пощадить страхи своей матери, он был нанят в качестве посредника в брокерском доме. Это не помешало ему заняться сценической деятельностью. Он ходил на прослушивания с участием хора в мюзикле Pitter Patter Уильяма Б. Фридландера. Когда он получил работу, он зарабатывал 55 долларов в неделю, из которых 40 долларов он посылал своей матери. Из-за сильной привычки иметь больше чем одну работу, Кэгни в то время был также платяным шкафом для одного из главных актёров, багажом для оставшегося броска и героем главного героя. Среди участников хора была 19-летняя Фрэнсис Уиллард «Билли» Вернон, на которой он женился в 1922 году. Это выступление положило начало 10-летним отношениям Кэгни с водевилем и Бродвеем. Джеймс и «Билли» были одними из первых жителей Свободного Акра, социального эксперимента, созданного Болтоном Холлом в Беркли-Хайтс, штат Нью-Джерси.
Искусство Pitter Patter не имело большого успеха, но оно все ещё показывалось в течение 32 недель, позволяя Кэгни присоединиться к театру путешествий водевиля. Он и Вернон в основном путешествовали раздельно как часть нескольких разных трупп. У них была возможность выступить вместе как танцевальный дуэт «Вернон и Най» с простыми комедийными и музыкальными номерами. Одной из труппы, к которой присоединился актёр, был «Паркер, Рэнд и Лич», занявший вакансию, когда Арчи Лич, который впоследствии сменил имя на Кэри Грант, покинул её.
В 1925 году Кэгни получил свою первую важную позорную роль, сыграв молодого человека в трехактной пьесе «Вне дома» драматурга и лауреата Пулитцеровской премии Максвелла Андерсона. Благодаря выступлениям в спектакле он зарабатывал 200 долларов в неделю. Как и в случае с Pitter Patter , Кэгни пошёл на прослушивание с небольшой надеждой получить роль. Он также не имел опыта в драме. Он чувствовал, что получил его только потому, что его волосы были более грубыми, чем у Алана Банса — второго, рядом с Кэгни, рыжеволосым художником в Нью-Йорке. Актёр получил положительные отзывы прессы. Еженедельный журнал «Жизнь» писал: «Мистер Кэгни в менее захватывающей роли [чем другие главные исполнители] делает несколько минут своего молчания во время сцены смоделированного процесса — это то, что многие более признанные актёры могут увидеть с пользой». Театральный критик Burns Mantle признал, что «в пьесе содержалась самая заслуживающая доверия актёрская игра, которую в настоящее время можно увидеть в Нью-Йорке». В последующие годы он открыл танцевальную школу для профессионалов и в течение четырёх месяцев играл главную роль в женской драме «Go Go Forever», режиссёр Джон Кромвель. Как он подчеркнул, это было «значительным» для него из-за «талантливых режиссёров, с которыми он имел возможность встретиться».
Кэгни получил мнение новаторского учителя, поэтому, когда он сыграл в бродвейском мюзикле Grand Street Follies 1928 года, он также был хореографом. Искусство получило положительные отзывы в прессе. Год спустя он появился в продолжении Гранд-стрит Фоллис 1929 года. Эти роли стали источником вдохновения для создания произведения «Мэгги Великолепная» драматурга Джорджа Келли. Хотя сама игра не получила признания среди критиков, роль Кэгни получила высокую оценку.
В постановке Maggie the Magnificent он сыграл вместе с Джоан Блонделл , с которой он также появился в спектакле Penny Arcade . Критики льстили творениям главных героев. Эл Джолсон приобрёл права на спектакль за 20 тыс. долларов. Затем они были перепроданы « Warner Bros. » с оговоркой, что Блонделл и Кэгни будут сниматься в версии фильма. Премьера фильма под названием «Праздник грешника» (режиссёр Джон Г. Адольфи) состоялась 11 октября 1930 года. Кэгни получал 500 долларов в неделю в обмен на подписание трехнедельного контракта с лейблом. В картине Адольфи он создал фигуру Гарри Делано, крутого парня, который становится убийцей, но вызывает сострадание к своему несчастному детству. Роль симпатичного «злого» героя часто повторяется в его более поздних фильмах. На съёмочной площадке он также проявил большое упрямство и твердость, отказываясь, среди прочего, режиссёр произнес одно из предложений: "В фильме был вопрос, который мне пришлось постучать по груди моей матери … [Этот вопрос] звучал так: «Я твой ребёнок, не так ли?» Я отказался сказать это. Адольф ответил: «Я расскажу Зануку ». Я ответил: «Я в заднице, что ты ему скажешь, я не скажу, дело». Наконец, предложение, являющееся предметом аргумента, было удалено из текста. Несмотря на этот инцидент, актёр пользовался доверием представителей студии, которые продлили контракт с ним за четыре недели до окончания производства, а затем представили семилетний контракт. Под ним Кэгни зарабатывал 400 долларов в неделю. Он поделился своей зарплатой со своей ближайшей семьёй. Он получил лестные отзывы о своём дебюте в кино. В том же году он снялся в месте преступления «Ворота в ад» (режиссёр Арчи Майо ), вновь сыграв роль гангстера. Фильм оказался кассовым успехом и оказал значительное влияние на растущую репутацию Кэгни. На волне большого интереса к гангстерскому кинематографу, «Warner Bros.» реализовал в 1931 году картину « Маленький Цезарь » с Эдвардом Г. Робинсоном в главной роли, а затем приступил к работе над « Врагом общества » режиссёра Уильяма Уэллмана .
Из-за лестных рецензий, собранных для двух предыдущих фильмов, Кэгни была дана роль «хорошего» героя Мэтта Дойла, а Эдварду Вудсу — "плохого" Тома Пауэра. После первых кадров роли обоих актёров были изменены. Бюджет имиджа составил 151 тыс. долларов, но это стало одним из первых малобюджетных производств с доходом, превышающим миллион долларов. За создание образа Пауэра Кэгни получил признание критиков. New York Herald Tribune пишет: «Самое беспощадное, бессмысленное описание зла маленького убийцы, когда-либо созданного». После премьеры картины Кэгни стал звездой. Хотя он осознавал важность этой роли для своей карьеры, он всегда сомневался в том, что она изменила способ, которым изображались герои и главные роли в фильме. Он вспомнил пример удара Барбари Стэнвик Кларком Гейблом в фильме Nocna nurarka (режиссёр Уильям А. Веллман), который он считал более важным. У многих критиков есть сцена, в которой герой, которого играет Кэгни, разбивает грейпфрут на лице Мэй Кларк, которого он считает одним из самых запоминающихся в истории фильма. Идея его реализации была предметом обсуждения. Сам Кэгни признался: «Мне жаль, что я согласился когда-нибудь разбить грейпфрут. Я никогда не ожидал, что это будет показано в фильме. Режиссёр Уильям Уэлман неожиданно придумал эту идею. Это даже не было написано в сценарии». Многие последующие постановки подражали знаменитой сцене, в том числе Ли Марвин брызгает горячий кофе на лицо Глории Грэйм в фильме «Баннион» (1953, режиссёр Фриц Ланг) .
После положительного приёма «Маленького Цезаря» и «Врага общества», лейбл «Warner Bros.» решил привлечь Кэгни и Робинсона к криминальной драме « Умные деньги » (режиссёр Альфред Э. Грин ). Кэгни появился в роли второго плана, сыграв персонажа Джека. Подобно предыдущему рисунку, персонаж, созданный актёром, проявил физическую жестокость по отношению к женщине (в исполнении Эвалин Кнапп ).
С введением Кодекса Хейса , особенно указа о насилии на экране, Warner Bros. позволило Кэгни изменить свой имидж. Актёр сыграл вместе с Джоан Блонделл в романтической комедии « » (режиссёр Рой Дель Рут). Когда проект был закончен, «Враг общества» всё ещё заполнял кинотеатры во время вечерних показов. Кэгни начал сравнивать свою заработную плату с другими актёрами, убеждением, что его контракт позволяет ему корректировать свои доходы в зависимости от успеха фильмов, в которых он сыграл. Warner Bros. не согласился и отказался поднять. Студия настаивала на том, что актёр все равно будет продвигать свои фильмы, и даже те, в которых он не выступал. Находясь в Нью-Йорке, его брат исполнял обязанности агента, и он давил на представителей лейбла, чтобы увеличить свою зарплату и свободу выбора ролей. Успех публики «Врага общества» и «Безумной блондинки» вынудили Warner Bros. дать согласие на увеличение гонорара. Кэгни зарабатывал 1000 долларов в неделю согласно новому контракту. Его первым фильмом по возвращении из Нью-Йорка была картина « » (режиссёр Рой Дель Рут), где он выступал с Лореттой Янг . В фильме впервые на экране представлены его танцевальные навыки, а в последний раз он позволил себе снимать с настоящими боеприпасами, относительно частыми в то время в фильмах (ранее в него стреляли во «Враге общества», но в «Такси!» это было почти достаточно, чтобы быть поражённым). В начальной сцене этого фильма он бегло говорил на идише, который использовал в детстве в Нью-Йорке. Образ Рут получил благоприятные мнения.
Несмотря на успех производства с его участием, Кэгни не был удовлетворен контрактом. Актёр хотел заработать больше денег в случае положительного приёма фильмов, но он также предложил более низкое вознаграждение в случае, если они окажутся неудачниками. Кэгни хотел заработать 4000 долларов в неделю, так же, как Эдвард Г. Робинсон , Дуглас Фэрбенкс-младший и Кэй Фрэнсис . Представители фабрики отказались и отстранили актёра. Кэгни объявил, что он сделает ещё три фильма бесплатно, если Warner Bros. оставит пять лет до выполнения контракта. Он также угрожал отказаться от Голливуда и вернуться в Колумбию, чтобы начать медицинские исследования, как его братья. После шести месяцев отстранения Франк Капра увеличил зарплату Кэгни примерно до 3000 тыс. долларов в неделю, гарантируя ему главные роли и участие не более чем в четырёх фильмах в год.
Узнав о системе продажи кинотеатров, изучив несколько фильмов в одном пакете (блочное бронирование), что почти всегда гарантировало им большую прибыль, Кэгни регулярно отправлял деньги своим друзьям, хотя и старался не обнародовать этот факт. Его настойчивое желание сниматься не более чем в четырёх фильмах в год было связано со знаниями актёров, даже несовершеннолетних, которые часто работали по 100 часов в неделю, чтобы иметь возможность снимать больше фильмов. Этот опыт стал важной причиной участия Кэгни в создании Гильдии киноактёров в 1933 году.
Кэгни с успехом воплотил в классическом Голливуде типаж «плохого парня». Его хрипловатый раскатистый голос выдавал неистощимые запасы взрывного темперамента. Всю свою жизнь он боролся с навязываемым ему типажом. Его актёрский диапазон простирался от ролей в экранизациях Шекспира (« Сон в летнюю ночь » Макса Рейнхардта ) до сатирических комедий (« Один, два, три » Билли Уайлдера ). Свой единственный «Оскар» он выиграл за мюзикл «Янки Дудл Денди» (1942), когда являлся президентом Гильдии киноактёров США (1942—1944).
После неудачного режиссёрского опыта в 1957 году Кэгни стал сокращать свои появления в кино. В 1970-е годы из-за проблем со здоровьем он окончательно отошёл от работы в кино и написал книгу мемуаров. В 1981 году по приглашению Милоша Формана исполнил небольшую, но запоминающуюся роль в « Рэгтайме ».
На похоронах актёра на кладбище « Врата Небес » в пригороде Нью-Йорка с проникновенной речью выступил его старый товарищ, Рональд Рейган , назвавший его одним из лучших актёров Америки. За два года до этого Рейган вручил ему высшую гражданскую награду США — Президентскую медаль Свободы .
Братья: Эдвард Кэгни, Уильям Кэгни. Сестра: актриса Джинн Кэгни . Жена: Фрэнсис Кэгни. Дети: Джеймс Кэгни мл. и Кэтлин Кэгни.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1930 | ф | Sinners’ Holiday | Гарри Делано | |
1931 | ф | Умные деньги | Smart Money | Джек |
1931 | ф | Враг общества | The Public Enemy | Том Пауэрс |
1931 | ф | Other Men's Women | Эд «Эдди» Бейли | |
1932 | ф | Lady Killer | Дэн Куигли | |
1933 | ф | Мэр ада | The Mayor of Hell | Пэтси Гэрган |
1933 | ф | Охотник за фотографиями | Picture Snatcher | Дэнни Кин |
1933 | ф | Footlight Parade | Честер Кент | |
1935 | ф | Сон в летнюю ночь | A Midsummer Night’s Dream | Основа |
1935 | ф | Джимены | G Men | Джеймс «Брик» Дейвис |
1936 | ф | Классный парень | Great Guy | Джонни Кейв |
1938 | ф | Ангелы с грязными лицами | Angels with Dirty Faces | Рокки Салливан |
1939 | ф | Судьба солдата в Америке | The Roaring Twenties | Эдди Бартлетт |
1939 | ф | Каждое утро я умираю | Each Dawn I Die | Фрэнк Росс |
1941 | ф | The Strawberry Blonde | Т. Ф. «Бифф» Граймс | |
1942 | ф | Янки Дудл Денди | Yankee Doodle Dandy | Джордж М. Коэн |
1945 | ф | Кровь на солнце | Blood on the Sun | Ник Кондон |
1947 | ф | Дом 13 по улице Мадлен | 13 Rue Madeleine | Robert Emmett 'Bob' Sharkey |
1949 | ф | Белое каление | White Heat | Артур «Коуди» Джерретт |
1950 | ф | Распрощайся с завтрашним днём | Kiss Tomorrow Goodbye | Ральф Коттер |
1952 | ф | Какова цена славы | What Price Glory? | капитан Флэгг |
1955 | ф | Run for Cover | Мэтт Доу | |
1955 | ф | Люби меня или покинь меня | Love Me or Leave Me | Мартин Снайдер |
1955 | ф | Мистер Робертс | Mister Roberts | капитан Мортон |
1961 | ф | Один, два, три | One, Two, Three | К. Р. Макнамара |
1981 | ф | Рэгтайм | Ragtime | комиссар Райнлендер Уолдо |