Стуруа, Роберт Робертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ро́берт Ли Земе́кис ( англ. Robert Lee Zemeckis ; род. 14 мая 1952 , Чикаго , Иллинойс ) — американский кинорежиссёр , сценарист и продюсер . Более всего известен как постановщик фантастической трилогии « Назад в будущее » (1985/1989/1990) и комедийной драмы « Форрест Гамп » (1994).
Режиссёр, сценарист и продюсер CGI -фильма « Полярный экспресс » (2004), являющегося первым полнометражным фильмом, целиком снятым посредством технологии motion capture , а также фильма « Здесь » (2024), который станет первым полнометражным фильмом, снятым с использованием технологии real-time deepfake .
Отцом Роберта Земекиса был строительный сварщик Альфонс Земекис ( Alphonse Zemeckis , 13 ноября 1914, Чикаго — 1 июля 1998), родителями которого были Казимиерас Земецкис ( Kazimieras Zemeckis , 1877–1960 ) и Марийона Дантайте ( Marijona Dantaitė , 1887–1945), родившиеся в Литве . Фамилия Zemeckis является литуанизированной польской фамилией Ziemięcki (Земенцкий, то есть «происходящий из » ). Мать Роберта, урождённая Роза Неспека ( Rosa Nespeca , 19 мая 1919 — 27 апреля 2010) , происходит из Аркуата‑дель-Тронто (Италия). Родители Роберта были прихожанами римско‑католической церкви .
Роберт вырос в одноуровневой квартире двухэтажного дуплекса по адресу 11344 S Edbrooke Ave, Chicago, IL в чикагском микрорайоне . Впоследствии он поселил Билли, персонажа своего мультфильма « Полярный экспресс », в доме с похожим фасадом по адресу 11344 Edbrooke Ave, Grand Rapids, MI (в реальности, в Гранд-Рапидс такой улицы нет).
По окончании католической начальной школы, он продолжил образование в Академической средней школе им. Кристиана Фенгера ( ).
В возрасте 13 лет у Земекиса появилась 8-мм любительская кинокамера Kodak . Начав со съёмки семейных событий, он перешёл к съёмке фильмов в жанре повествования, применяя кукольную мультипликацию и другие спецэффекты. В качестве звукового сопровождения использовалась музыка The Beatles .
Наслаждаясь съёмкой фильмов, Земекис по-прежнему оставался жадным до телевидения, которое было для него первым проблеском иной жизни — за пределами кругозора « синих воротничков », в среде которых он рос:
Часто слышишь, что телевидение порождает множество проблем. Но мне именно оно спасло жизнь.
Правда в том, что в моей семье не было места искусству. То есть музыке, книгам и театру… Единственным доступным мне источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было.
О существовании кинематографических факультетов и отделений вузов он впервые узнал из интервью Джерри Льюиса в одном из выпусков The Tonight Show Starring Johnny Carson . В возрасте 15 лет, Роберт уговорил отца взять его на просмотр фильма « Бонни и Клайд ». Будучи потрясён сценой умирающего в исполнении Джина Хэкмана , он осознал невероятную мощь кино и твёрдо решил учиться на кинематографиста . Но окружение Роберта не разделяло его энтузиазма:
Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта относилась к разряду неосуществимых. Мои родители, бывало, сидели там и говорили: „Ты забыл, кто ты и откуда? Тебе не быть кинорежиссёром“. Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор.
После двух лет обучения в , в течение которых Земекис подрабатывал в отделе монтажа , флагманской телестанции NBC в Чикаго, он подал заявление о переводе в — с помощью эссе и 16-мм короткометражного фильма, снятого им на песню « Golden Slumbers » группы The Beatles . Не получив ответа от университета, он позвонил сам, и ему сообщили, что его просьба была отклонена из-за недостаточно высокого среднего балла. Пылко пообещав чиновнику на другом конце линии пойти в летнюю школу и улучшить показатели, Земекис в конечном счёте добился своего принятия.
Прибыв в Лос-Анджелес той осенью, Земекис столкнулся с программой, которая, по его словам, интересовала только кучку хиппи и рассматривалась университетом как излишнее обременение.
Трудность изучавшихся дисциплин усугублялась профессорами, неустанно подчёркивавшими сложность кинобизнеса. Но благодаря своему чикагскому воспитанию, Земекис относился к этому без лишнего беспокойства и со здоровым цинизмом.
Во время учёбы в университете Земекис завязал тесную дружбу с другим студентом — Робертом Гейлом . Тот позже вспоминал: «Студентам магистратуры Университета Южной Калифорнии был присущ этакий флёр интеллектуализма… Мы же с Бобом хотели снимать голливудское кино и поэтому тяготели друг к другу. Нас не интересовала французская Новая волна . Нам нравились Клинт Иствуд , Джеймс Бонд и Уолт Дисней , потому что на этом мы выросли».
Получив 1 июля 1975 года в категории « » за свой фильм «Поле чести» , начинающий режиссёр привлёк внимание Стивена Спилберга . Последний рассказывал: «Земекис проскочил через моего секретаря, усадил меня и показал мне этот фильм… Это было захватывающе: полицейские машины, погоня — и всё это на фоне музыки Элмера Бернстайна из „ Большого побега “».
Спилберг стал наставником Земекиса и исполнительным продюсером его первых двух фильмов (написанных в соавторстве с Бобом Гейлом), а позже и других — в том числе трилогии « Назад в будущее » и фильма « Кто подставил кролика Роджера ».
Несмотря на то, что фильмы « Я хочу держать тебя за руку » (1978) и « Подержанные автомобили » с Куртом Расселом (1980) были благосклонно встречены критиками (о последнем фильме с восторгом отозвалась Полин Кейл ), они потерпели коммерческий провал. «Я хочу держать тебя за руку» является первой из нескольких картин Земекиса, в которых он встроил игровых персонажей в документальные с участием исторических фигур и знаменитостей.
После провала первых фильмов, а также картины « 1941-й » под режиссурой Спилберга (для которой Земекис и Гейл создали сценарий), этот союз приобрёл репутацию пишущих «сценарии, которые всеми считаются потрясающими, но не воплощаются в фильмы, нравящиеся публике».
В силу сложившейся репутации, в начале 1980-х у Земекиса возникли сложности с работой, несмотря на то, что фактически они с Гейлом оставались загруженными.
Они писали сценарии для других режиссёров, в том числе « Кар пул » для Брайана де Пальмы и «Взросление» для Спилберга — впрочем, так и не снятые. Их сценарий о подростке, переместившемся из современности в 1955 год на машине времени, был отклонён всеми крупными студиями. Режиссёр оставался без работы, пока Майкл Дуглас не нанял его в 1984-м для съемок картины « Роман с камнем ». Ожидалось, что приключенческо‑романтическая история с Майклом Дугласом и Кэтлин Тёрнер в главных ролях будет провальной (по той причине, что после просмотра предварительного монтажа продюсеры находящегося тогда в работе « Кокона » уволили Земекиса с должности режиссёра), но фильм неожиданно для всех стал популярным.
Работая над «Романом с камнем», Земекис встретился с композитором Аланом Сильвестри , который стал автором музыки всех его последующих картин.
После «Романа», режиссёр переключился на свой старый сценарий о путешествиях во времени, названный « Назад в будущее ». С Майклом Джеем Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, фильм получил огромную популярность, что повлекло за собой съёмки двух сиквелов , вышедших в прокат в 1989 -м и 1990 -м.
Перед тем как выпустить последние части трилогии, Земекис успел поработать с Walt Disney Company и снять сумасбродный детектив о 1940-х годах « Кто подставил кролика Роджера » (1988), в котором рисованная мультипликация виртуозно комбинирована с живым действием. При бюджете в $70 млн, картина стала одной из самых дорогих в своей категории. Завоевав симпатии зрителей и критиков, она была награждена четырьмя премиями «Оскар» . В 1988-м, когда Земекиса спросили, хотел ли бы он создавать некомедийные фильмы, он ответил: «Я хотел бы обрести способность работать в любом жанре. Но пока что я слишком непоседлив для создания чего-либо по-настоящему несмешного» .
В 1992 году Земекис снимает чёрную комедию « Смерть ей к лицу » с участием Мерил Стрип , Голди Хоун и Брюса Уиллиса .
Снятая в 1993-м комедийная драма « Форрест Гамп », с Томом Хэнксом в главной роли, имела колоссальный с точки зрения кассовых сборов и мнения критиков успех. От лица главного героя режиссёр повествует о жизни мужчины с IQ 75 ( умственный возраст 13,5 лет , характерный для среднестатистического взрослого белого американца по результатам скандально известного исследования психологов армии США, опубликованного в 1921 году ), которому невольно пришлось сыграть ключевую роль в ряде знаковых событий 1950–70-х годов и взаимодействовать с несколькими из крупнейших исторических фигур того периода. Фильм собрал $677 млн по всему миру и стал культовой картиной, получив шесть премий «Оскар» — в категориях « Лучшая картина », « Лучший актёр в ведущей роли » (Том Хэнкс), « Лучший режиссёр », « Лучшие визуальные эффекты », « Лучший адаптированный сценарий » и « Лучший монтаж ».
В 1997 году Земекис снимает фильм « Контакт » по мотивам опубликованного в 1985-м одноимённого романа Карла Сагана . Сюжет построен вокруг радиоастронома Элеонор Эрроуэй ( Джоди Фостер ), убеждённой в том, что она установила контакт с инопланетными существами .
В 1998-м режиссёр вкладывает $5 млн в Центр цифровых искусств Роберта Земекиса в составе Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии — расположенное за северной границей кампуса здание бывшего склада площадью 3300 м 2 , в котором разместились студии университетской телестанции, два просторных класса цифрового редактирования, каждый с 30 системами на базе рабочих станций , и просмотровый зал на 50 мест .
Накануне открытия этого первого полностью цифрового учебного центра, состоявшегося 1 марта 2001 года, некоторые традиционалисты, включая Спилберга, сокрушались о том, что будущие поколения кинематографистов забудут традиционные техники. О тех, кто предпочитал целлулоид цифровой съёмке, Земекис сказал в интервью Daily Variety : «Эти же самые парни говорили, что LP звучат лучше CD . Вы можете твердить это до посинения, но я не знаю ни одного из тех, кто всё ещё покупает винил. Наше традиционное представление о том, что такое фильм, станет иным. Но неизменным остаётся желание человека рассказывать истории у походного костра. И лишь костёр продолжает меняться».
В настоящее время в Центре Роберта Земекиса размещены многие классы Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, в том числе большая часть упомянутой школы, а также — студенческая телевизионная станция Университета Южной Калифорнии, которая в результате голосования была признана лучшей университетской телестанцией страны.
В 1996-м Земекис приступил к созданию фильма « Изгой » по сценарию Уильяма Бройлза-младшего . Картина повествует о системном аналитике компании FedEx по имени Чак Ноланд (Том Хэнкс), выброшенном на необитаемый остров после крушения самолёта и претерпевающем глубокие личностные изменения.
Для соответствия сценарию Хэнкс должен был сбросить вес, а также отрастить волосы и бороду. Земекис использовал вынужденный годичный перерыв в съёмках «Изгоя» для работы с той же самой съёмочной группой над мистическим триллером « Что скрывает ложь » о супружеской паре (Харрисон Форд и Мишель Пфайффер), переживающей . Сняв первую часть «Изгоя» в начале 1999-го, осенью он закончил «Что скрывает ложь», а в начале 2000-го возобновил работу над «Изгоем». Ещё один перерыв, на этот раз длиной в четыре месяца, потребовался для того, чтобы Хэнкс набрал вес для съёмок финальных сцен возвращения.
В 2004-м Земекис снова работал с Хэнксом — над фильмом « Полярный экспресс » по одноимённой книге Криса Ван Оллсбурга . Он использовал технику компьютерной анимации , известную как захват движения . Как первый полнометражный фильм, полностью снятый посредством захвата движения, «Полярный экспресс» побудил « Нью-Йорк Таймс » возвестить: «Независимо от того, как критики и зрители воспримут этот фильм, с технической точки зрения он может стать поворотным моментом в постепенном переходе от аналогового кино к цифровому».
Земекис вновь обратился к этой технике в фильме « Беовульф » (2007) на сюжет одноимённого англосаксонского эпоса . Нил Гейман и Роджер Эвери , плодом почти десятилетнего труда которых является сценарий картины, охарактеризовали её как «необычную интерпретацию легенды о Беовульфе, полную жизнерадостного насилия» .
5 февраля 2007 года Земекис и председатель совета директоров Walt Disney Studios объявили о создании совместного предприятия — ImageMovers Digital (IMD). Предполагалось, что возглавляемая Земекисом IMD будет создавать трёхмерные анимированные фильмы, используя технику захвата движения , а Walt Disney Studios обеспечат финансирование , дистрибуцию и маркетинг .
В июле 2007-го в еженедельнике Variety появилась заметка о том, что Земекис написал сценарий « Рождественская история » по рассказу Чарльза Диккенса « Рождественская песнь в прозе » (1843), чтобы снять фильм с использованием захвата движения на производственной базе IMD . Во время работы над сценарием Земекис держал в голове Джима Керри , который впоследствии согласился сыграть в этой картине несколько ролей, в том числе Эбенезера Скруджа (в юном, зрелом и преклонном возрастах), а также всех трёх призраков, охотившихся на богача.
В августе 2008-го веб-сайт IGN опубликовал интервью с Филиппом Пети , известным французским актёром, в котором тот заявил, что Земекис помогает ему воплотить в жизнь его мемуары « ».
В августе 2009-го Walt Disney Studios и ImageMovers Digital начали обсуждение съёмок цифрового ремейка мультфильма « Битлз: Жёлтая подводная лодка ». Но 12 марта 2010 года президент Walt Disney Studios Алан Бергман объявил, что IMD будет закрыта к январю 2011 года. Помимо экономического кризиса 2008–2013 годов , причиной закрытия IMD стал выход на экраны фильма « Аватар » (2009), созданного с использованием более совершенной техники компьютерной анимации .
Земекис неоднократно выражал желание снять продолжение фильма « Кто подставил кролика Роджера ». и , писавшие сценарий к первому фильму, создали сценарий для сиквела. В 2016-м Земекис посетовал, что Disney, владеющая сценарием, вряд ли в обозримом будущем даст зелёный свет его реализации .
В октябре 2019-го Земекис начал переговоры со студией Disney о съёмках игрового фильма про Пиноккио . В январе следующего года Земекис подписал договор о своём участии в качестве режиссёра и соавтора сценария .
Режиссируемый и продюсируемый Земекисом фильм «Здесь» , производство которого стартовало 31 января 2023 года, станет первым в истории кинематографа полнометражным фильмом, снятым с применением технологии deepfake , омолаживающей и старящей внешности актёров в реальном времени .
В интервью, опубликованном 29 июня 1996 года, Земекис посетовал, что одержимость кинематографом отняла лучшие годы его жизни: «Я добился награды Академии в 44 года, но заплатил за неё третьим десятком своих лет. В то десятилетие моей жизни, от киношколы до 30 лет, не существовало ничего кроме абсолютной, напористой работы. У меня не было денег. И не было жизни. Я лишь жадно поглощал фильмы и занимался написанием киносценариев».
С 1980-го по 2000-й Земекис был женат на актрисе Мэри Эллен Трейнор (8 июля 1952 — 20 мая 2015). У них есть сын — Александр Фрэнсис ( Alexander Francis Zemeckis , род. 11 декабря 1985) .
4 декабря 2001 года он снова женился — на актрисе Лесли Элизабет Хартер ( Leslie Elizabeth Harter , род. 5 февраля 1964). У них два сына и дочь — Рис Рэймонд, ( Rhys Raymond , род. ca. 2003), Зэйн Хенри ( Zane Henry , род. ca. 2005) и Жа Жа Роуз ( Zsa Zsa Rose , род. ca. 2007) . Семья Земекисов живёт в Монтесито .
У Роберта Земекиса есть сестра — Кэрол Роуз Климас ( Carol Rose Klimas , род. 3 декабря 1953) . После выхода на экраны первой части трилогии «Назад в будущее» летом 1985 года Кэрол была так горда успехом брата, что подумывала указать свою девичью фамилию на именной табличке, стоявшей на её письменном столе на работе .
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1978 | Я хочу держать тебя за руку | Да | Да | Нет | |
1979 | 1941-й | Нет | Да | Нет | |
1980 | Подержанные автомобили | Да | Да | Нет | |
1984 | Роман с камнем | Да | Нет | Нет | |
1985 | Назад в будущее | Да | Да | Нет | |
1988 | Кто подставил кролика Роджера | Да | Нет | Нет | |
1989 | Назад в будущее 2 | Да | Да | Нет | |
1990 | Назад в будущее 3 | Да | Да | Нет | |
1992 | Смерть ей к лицу | Да | Нет | Да | |
Фотограф | Нет | Нет | Да | ||
Чужая территория | Нет | Да | Да | ||
1994 | Форрест Гамп | Да | Нет | Нет | |
1995 | Байки из склепа: Демон ночи | Нет | Нет | Да | |
1996 | Страшилы | Нет | Нет | Да | |
Байки из склепа: Кровавый бордель | Нет | Да | Да | ||
1997 | Контакт | Да | Нет | Да | |
1999 | Дом ночных призраков | Нет | Нет | Да | |
2000 | Что скрывает ложь | Да | Нет | Да | |
Изгой | Да | Нет | Да | ||
2001 | Тринадцать привидений | Нет | Нет | Да | |
2002 | Байки из склепа: Ритуал | Нет | Нет | Да | |
Корабль-призрак | Нет | Нет | Да | ||
2003 | Великолепная афера | Нет | Нет | Да | |
Готика | Нет | Нет | Да | ||
2004 | Полярный экспресс | Да | Да | Да | Анимационный |
2005 | Дом восковых фигур | Нет | Нет | Да | |
Победительница | Нет | Нет | Да | ||
2006 | Последний отпуск | Нет | Нет | Да | |
Дом-монстр | Нет | Нет | Да | Анимационный | |
2007 | Жатва | Нет | Нет | Да | |
Беовульф | Да | Нет | Да | Анимационные | |
2009 | Рождественская история | Да | Да | Да | |
2010 | За кулисами бурлеска | Нет | Нет | Да | Документальный |
2011 | Тайна красной планеты | Нет | Нет | Да | Анимационный |
Живая сталь | Нет | Нет | Да | ||
2012 | Экипаж | Да | Нет | Да | |
Связанные плотью | Нет | Нет | Да | Документальный | |
2015 | Прогулка | Да | Да | Да | |
2016 | Союзники | Да | Нет | Да | |
Мэйбел, Мэйбел, дрессировщица тигров | Нет | Нет | Да | Документальный | |
2018 | Удивительный мир Марвена | Да | Да | Да | |
2020 | Ведьмы | Да | Да | Да | |
2021 | Финч | Нет | Нет | Да | |
2022 | Пиноккио | Да | Да | Нет | |
2024 | Здесь | Да | Да | Да |
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1972 | Лифт | Да | Да | Нет | |
1973 | Поле чести | Да | Да | Нет | |
2011 | Назад ради будущего | Нет | Нет | Да | Реклама аукциона кроссовок |
2015 | Док Браун спасает мир | Да | Да | Нет | Бонус DVD/BD-издания трилогии « Назад в будущее », приуроченного к 30-летию её первой части |
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1975 | Колчак: Ночной охотник | Нет | Да (1 эп.) | Нет | Сериал о газетном репортёре по имени Карл Колчак, расследующем сверхъестественные происшествия в Чикаго. Эпизод «Чоппер» |
1984 | Подержанные автомобили | Нет | Нет | Да | Пилотный эпизод (30 мин.) неснятого сериала, основанного на одноимённом кинофильме 1980 года |
1986 | Удивительные истории | Да (1 эп.) | Нет | Нет | Сериалы |
1989–96 | Байки из склепа | Да (3 эп.) | Нет | Да (93 эп.) | |
1991–92 | Назад в будущее | Нет | Да (26 эп.) | Нет | Мультсериал |
1992 | Да (1 эп.) | Нет | Да (1 эп.) | Фильм-антология из трёх сегментов. Режиссёр и продюсер сегмента «Трусливый» ( Yellow ) | |
1993 | Джонни Баго | Да (1 эп.) | Да (8 эп.) | Да (8 эп.) | Сериал |
1993–94 | Байки Хранителя склепа | Нет | Нет | Да (5 эп.) | Мультсериал |
1995 | Странный мир | Нет | Нет | Да | |
1997 | Cекреты дома с привидениями | Нет | Нет | Да (n/a) | Телеигра |
Причуды науки | Нет | Нет | Да (10 эп.) | Сериал | |
1999 | В 20-м веке | Да (1 эп.) | Нет | Нет | Документальный сериал телесети Showtime . Эпизод «Погоня за счастьем: употребление табака, алкоголя и прочих психотропов в 20-м веке» |
2018 | Элементаль | Нет | Нет | Да (n/a) | Документально-игровой сериал телеканала National Geographic . Исполнительный продюсер эпизода «Водород против „Гинденбурга“» |
Медаль почёта | Нет | Да (8 эп.) | Нет | Документально-игровой сериал | |
2018–20 | Манифест | Нет | Нет | Да (26 эп.) | Сериал |
2019 | Нет | Да (2 эп.) | Нет | Сериал | |
2019–20 | Проект „Синяя книга“ | Нет | Да (20 эп.) | Нет | Сериал |