Божественная женщина
- 1 year ago
- 0
- 0
Грета Га́рбо ( англ. Greta Garbo , 18 сентября 1905 , Стокгольм , Швеция — 15 апреля 1990 , Нью-Йорк , США ), урождённая Грета Ловиса Густафссон ( швед. Greta Lovisa Gustafsson ) — шведская и американская актриса . В 1955 году получила почётную премию « Оскар » за выдающийся вклад в развитие киноискусства.
Грета Гарбо родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме . Она была третьим ребёнком в семье Карла и Анны Густафссон. В 1920 году её отец, с которым девочка была очень близка, умер от туберкулёза . Грета была вынуждена бросить школу и пойти работать. Первые деньги она заработала, помогая в парикмахерской, затем работала в стокгольмском универмаге, параллельно позируя для рекламы в газетах. Первый раз она появилась перед камерой, снимаясь для рекламных роликов универмага, в котором работала. В конечном итоге на неё обратил внимание комедийный режиссёр Эрик Петчер и предложил девушке маленькую роль в своей новой картине «Петер-бродяга» (1922). В титрах картины актриса была упомянута под своим настоящим именем.
С 1922 по 1924 год Гарбо училась актёрскому мастерству в театральной школе при Королевском драматическом театре Стокгольма, её соучениками были Мими Поллак , Альф Шёберг . Там она познакомилась с режиссёром Морицем Стиллером . Он лично занялся её обучением, придумал девушке благозвучный псевдоним — Грета Гарбо — и пригласил её на главную роль в немую картину «Сага о Йесте Берлинге». В этой экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф актриса снялась в паре с шведским актёром Ларсом Хансоном.
Игра Гарбо произвела впечатление на Луиса Б. Майера , стоявшего у истоков Metro-Goldwyn-Mayer , и он предложил актрисе и Морицу Стиллеру работать на его киностудии. Впоследствии, по мере того, как известность Гарбо росла, отношения актрисы с первооткрывателем её таланта испортились. В 1928 году Стиллер был уволен и умер вскоре после возвращения в Швецию. В этот период окончательно сформировался образ актрисы — из пухлой продавщицы Гарбо превратилась в прекрасного Сфинкса , и с тех пор этот облик стал прочно ассоциироваться с её именем.
Наиболее известными немыми картинами Гарбо были « Поток » (1926), « Плоть и дьявол » (1927) и « Любовь » (1927). В последних двух фильмах она снялась в паре с популярным актёром тех лет Джоном Гилбертом , с которым у актрисы был роман. Они собирались пожениться, но Гарбо в последний момент передумала и отменила свадьбу.
Кроме того, ходили слухи о романтических связях актрисы с женщинами — в списке её предполагаемых любовниц числились актриса Луиза Брукс и писательница . Также у неё были периодические отношения с британским фотографом-бисексуалом Сесилом Битоном , о чём рассказали его опубликованные дневники.
Снимаясь в немом кино , Гарбо достигла вершин популярности. Она была одной из немногих актрис, которые успешно переключились на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, беспокоясь о том, будет ли положительной реакция зрителей, когда шведский Сфинкс заговорит. Её последним немым фильмом стала картина 1929 года « Поцелуй ». Тревога руководства была напрасной. Её низкий хрипловатый голос с небольшим шведским акцентом в фильме « Анна Кристи » (1930) по пьесе Юджина О’Нила моментально завоевал любовь публики. Фильм вышел на экраны под слоганом «Гарбо говорит».
В 1931 году Гарбо снялась вместе с Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлёт». Это был их единственный совместный фильм, и причиной тому была взаимная неприязнь актёров. Гарбо считала игру партнёра топорной, а Гейбл в ответ обвинял Гарбо в снобизме .
Далее последовали работы в фильмах « Мата Хари », где актриса исполнила роль легендарной шпионки времён Первой мировой войны, и « Гранд-отель » — этот фильм в 1932 году был удостоен премии « Оскар ». Затем какое-то время Гарбо не снималась из-за конфликта относительно условий её контракта. В конце концов руководство MGM уступило и составило новый контракт, который представлял Гарбо исключительные права.
Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны , но этому намерению не суждено было осуществиться. После ухода Гарбо из кино Марлен Дитрих написала своему мужу письмо, содержащее следующие слова: «Я слышала, что Гарбо ушла из кино… Ну что ж, я рада. Теперь я осталась одна».
За исключением самых ранних лет своей кинокарьеры, впоследствии Грета Гарбо редко давала даже автографы, избегала публичных мероприятий, не присутствовала на премьерах своих фильмов, не отвечала на письма фанатов и не давала интервью.
В 1951 году актриса приняла американское гражданство . В 1953 году Гарбо переселилась из Калифорнии в Нью-Йорк. В этом городе она купила семикомнатные апартаменты на Манхэттене по адресу 450 Ист 52-я Стрит , где и прожила до конца своей жизни. Гарбо отказывалась публично появляться на голливудских вечеринках, но зато активно путешествовала в кругу своих близких друзей. Она часто ездила в западную Европу в компаниях , и Сесила Битона , отправлялась в круизы по Средиземному морю, организованные Аристотелем Онассисом , отдыхала на яхте семейства Ротшильдов. Летнее время Гарбо часто проводила в швейцарском горном курорте Клостерсе . Актриса никогда не была замужем и не имела детей. В нью-йоркском обществе она была известна своими длительными пешими прогулками по городу , которые она совершала, надев большие солнцезащитные очки.
Начиная с 1970-х актриса стала излюбленным объектом папарацци , которые постоянно её выслеживали, желая запечатлеть на плёнку постаревшую королеву Голливуда . Они не оставили её в покое вплоть до самой смерти, засняв весной 1990 года тяжело больную актрису, садящуюся в карету скорой помощи . 15 апреля того же года Грета Гарбо скончалась от пневмонии и почечной недостаточности в одной из частных клиник Нью-Йорка в возрасте 84 лет . Её тело кремировали и, после долгих судебных тяжб, в 1999 году похоронили на кладбище Скугсчюркогорден недалеко от родного Стокгольма .
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1920 | кор | Herr och fru Stockholm | старшая сестра | |
1921 | ф | En lyckoriddare | служанка | |
1921 | кор | Konsum Stockholm Promo | н/д | |
1922 | ф | Kärlekens ögon | массовка | |
1922 | ф | Luffar-Petter | Грета | |
1924 | ф | Gösta Berlings saga | Элизабет Дона | |
1925 | ф | Безрадостный переулок | Die freudlose Gasse | Грета Рамфорт |
1926 | ф | Поток | Torrent | Леонора |
1926 | ф | Соблазнительница | The Temptress | Елена |
1926 | ф | Плоть и дьявол | Flesh and the Devil | Фелиситас |
1927 | ф | Любовь | Love | Анна Каренина |
1928 | ф | Божественная женщина | The Divine Woman | Марианна |
1928 | ф | Таинственная леди | The Mysterious Lady | Таня Федорова |
1928 | ф | Женщина дела | A Woman of Affairs | Дайана Меррик |
1929 | ф | Дикие орхидеи | Wild Orchids | Лилли Стерлинг |
1929 | ф | — | A Man’s Man | в роли самой себя |
1929 | ф | The Single Standard | Арден Стюарт | |
1929 | ф | Поцелуй | The Kiss | Айрин Гуарри |
1930 | ф | Анна Кристи | Anna Christie | Анна Кристи |
1930 | ф | Romance | Рита Каваллини | |
1931 | ф | Inspiration | Ивонн Вальбре | |
1931 | ф | Susan Lenox (Her Fall and Rise) | Сьюзан Ленокс | |
1931 | ф | Мата Хари | Mata Hari | Мата Хари |
1932 | ф | Гранд-отель | Grand Hotel | балерина Грузинская |
1932 | ф | As You Desire Me | Зара | |
1933 | ф | Королева Кристина | Queen Christina | королева Кристина |
1934 | ф | Разрисованная вуаль | The Painted Veil | Кэтрин Фейн |
1935 | ф | Анна Каренина | Anna Karenina | Анна Каренина |
1936 | ф | Дама с камелиями | Camille | Маргарита Готье |
1937 | ф | Conquest | графиня Мария Валевская | |
1939 | ф | Ниночка | Ninotchka | Нина Ивановна Якушова |
1941 | ф | Двуликая женщина | Two-Faced Woman | Карин Борг Блейк |