Писатель
Евгений Замятин
, рассказывая в лекциях по технике художественной прозы о путях возникновения и развития сюжета, приводил пример факта, послуживший импульсом для сюжета чеховской пьесы:
«…„Чайка“ Чехова. Однажды он был в Крыму вместе с художником
Левитаном
— на берегу моря. Над водой летали чайки. Левитан подстрелил одну из чаек и бросил наземь. Это было такое ясное зрелище — ненужной,
зря
умирающей, убитой красивой птицы, что оно поразило Чехова. Из этого мелкого факта, запомнившегося Чехову, — создалась пьеса „Чайка“.
Можете себе представить, пишу пьесу, которую кончу <…> вероятно, не раньше как в конце ноября. Пишу её не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви.
А. Чехов
, 21 октября 1895
В 1896 году состоялась провальная премьера пьесы в
Александринском театре
, критики также восприняли спектакль недоброжелательно. Чехов старался смириться с неудачей и снова писал Суворину:
Если бы я струсил, то я бегал бы по редакциям, актёрам, нервно умолял бы о снисхождении, нервно вносил бы бесполезные поправки и жил бы в Петербурге недели две-три, ходя на свою «Чайку», волнуясь, обливаясь холодным потом, жалуясь… Когда Вы были у меня ночью после спектакля, то ведь Вы же сами сказали, что для меня лучше всего уехать; и на другой день утром я получил от Вас письмо, в котором Вы прощались со мной. Где же трусость? Я поступил так же разумно и холодно, как человек, который сделал предложение, получил отказ и которому ничего больше не остаётся, как уехать. Да, самолюбие мое было уязвлено, но ведь это не с неба свалилось; я ожидал неуспеха и уже был подготовлен к нему, о чём и предупреждал Вас с полною искренностью.
А. Чехов
, 18 октября 1896
Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный. С первого акта пьеса так захватила, что потом последовал ряд триумфов. Вызовы бесконечные. Мое заявление после третьего акта, что автора в театре нет, публика потребовала послать тебе от неё телеграмму. Мы сумасшедшие от счастья. Все тебя крепко целуем.
На репетициях в МХТ Чехов познакомился с будущей женой
Ольгой Книппер
, игравшей Аркадину; впоследствии она исполняла ведущие роли во всех его пьесах.
Успех «Чайки» поддержал формирование Чехова как драматурга, вскоре он написал «Трёх сестер» и «
Вишнёвый сад
», и обе пьесы были поставлены в Художественном театре, вместе с написанным ещё в 1887 году «Ивановым»
.
Действующие лица
Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса
Константин Гаврилович Треплев, её сын, молодой человек
Пётр Николаевич Сорин, её брат
Нина Михайловна Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика
Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина
Полина Андреевна, его жена
Маша, его дочь
Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист
Евгений Сергеевич Дорн, врач
Семён Семёнович Медведенко, учитель
Яков, работник
Повар
Горничная
Сюжет
Действие первое
Действие происходит в имении Петра Николаевича Сорина, где
действительный статский советник
в отставке проживает с племянником Константином Треплевым. Сестра Сорина, мать Треплева, Ирина Николаевна Аркадина, актриса, гостит в имении вместе со своим возлюбленным, известным беллетристом Тригориным.
Треплев также увлечён литературным творчеством: обитателям и гостям имения он готовится представить свою пьесу. Играть в ней единственную роль должна Нина Заречная, дочь богатых помещиков, соседей Сорина; она мечтает о сцене, но увлечению театром, неприличному для девушки её круга, решительно противятся родители. Влюблённый в Нину Константин создаёт для неё в парке «театр»: наскоро сколоченную эстраду, с занавесом, но без задней стены — вид на озеро служит декорацией.
Среди зрителей управляющий имением Сорина поручик в отставке Шамраев, его жена Полина Андреевна и дочь Маша, а также доктор Дорн. Ещё один гость сосед Сорина учитель Медведенко, безответно влюблённый в Машу; он завидует Треплеву и Нине, которые, как кажется всем, любят друг друга, пытается объясниться с Машей, но девушка, всегда одетая в чёрное в знак траура по своей жизни, не может ответить ему взаимностью: она давно любит Константина.
Наконец, приезжает Заречная. Вся в белом, она произносит текст в декадентском стиле (что тут же отмечает Аркадина): «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки…» — текст странный, у большинства зрителей вызывающий недоумение, а у Аркадиной и прямой протест: ей видится в этом представлении попытка поучить «как надо писать и что нужно играть». Раздражённый замечаниями, Константин прекращает спектакль и уходит. Нина не следует за ним, она остаётся со зрителями и с удовольствием выслушивает комплименты в свой адрес, особенно со стороны Тригорина.
Действие второе
Та же усадьба два дня спустя. На площадке для
крокета
Дорн читает вслух Аркадиной и Маше; Тригорин увлечённо ловит рыбу в купальне. По случаю именин Сорина приезжает Нина, наблюдая жизнь в имении, она удивляется, как мало знаменитые люди в быту отличаются от людей обыкновенных: известная актриса расстраивается и плачет из-за пустяков, а знаменитый писатель, о котором пишут во всех газетах, целыми днями ловит рыбу и радуется, когда поймает двух
голавлей
. Влюблённая в Тригорина, она совершенно охладела к Треплеву и избегает его. Сам Константин связывает эту перемену с провалом его пьесы: женщины не прощают неуспеха; он приносит Нине убитую им чайку, обещает, что скоро таким же образом убьёт себя, но у Нины признания Треплева вызывают только раздражение. Теперь её кумир — Тригорин, пишущий незамысловатую прозу, и ей уже не нравится манера Константина выражать свои мысли и чувства символами: вот и чайка — очередной непонятный символ. Константин пытается объясниться, но, увидев приближающегося Тригорина, уходит, оставляя Нину наедине с беллетристом.
Тригорин хочет знать, чем живёт и как смотрит на мир 18-летняя девушка. Для Нины, мечтающей о славе, намного интереснее, как чувствуют себя знаменитые люди; ей кажется, что ради славы она готова пожертвовать всем. Но Тригорин свою славу не чувствует никак, он тяготится постоянной обязанностью писать, да и успех свой считает преувеличенным; что бы он ни писал, в результате лишь снисходительные похвалы: «мило, талантливо». Увидев убитую Треплевым чайку, Тригорин записывает в свою книжечку сюжет для небольшого рассказа о девушке, которая жила на берегу озера, счастливая и свободная, как чайка. «Но случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил её, как вот эту чайку».
Действие третье
Прошла неделя. Константин пытался покончить с собой, но неудачно. Аркадина подозревает, что застрелиться Константина побудила ревность, и готовится к отъезду в Москву: чем скорее она увезёт Тригорина, тем лучше будет для всех. Сорин, со своей стороны, считает, что безответная любовь не единственная причина несчастий Константина: «Человек молодой, умный, живёт в деревне, в глуши, без денег, без положения, без будущего. Никаких занятий. Стыдится и боится своей праздности… Ему кажется, что он лишний в доме, что он тут нахлебник, приживал». Сорин просит сестру дать Константину денег, чтобы он мог одеться «по-человечески», съездить за границу. Но для сына у Аркадиной денег нет.
Вслед за Тригориным и Аркадиной в Москву решает отправиться и Нина, чтобы поступить на сцену. Она дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы страница и строки одной из его книг; открыв книгу на указанной странице, Тригорин читает: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её». Он хочет остаться в усадьбе, ему кажется, что это то самое чувство, которое он искал всю жизнь. Тригорин рассказывает о своём увлечении Аркадиной и просит отпустить его, но Аркадина не верит в серьёзность его увлечения, мольбами и лестью, в конце концов, она убеждает Тригорина отказаться от Нины. Однако перед самым отъездом он сталкивается с Ниной и договаривается с ней о тайном свидании в Москве.
Маша, чтобы покончить со своей безответной любовью к Треплеву, решает выйти замуж за Медведенко.
Действие четвёртое
Проходит два года. Сорину уже шестьдесят два года, он очень болен, но также полон жаждой жить. Медведенко и Маша женаты, у них есть ребёнок, но счастья в их браке нет.
Треплев рассказывает Дорну, который интересуется Ниной Заречной, её судьбу. Она убежала из дома и сошлась с Тригориным. У них родился ребёнок, но вскоре умер. Тригорин уже разлюбил её и опять вернулся к Аркадиной. На сцене у Нины всё складывалось, кажется, ещё хуже. Играла она много, но очень «грубо, безвкусно, с завываниями». Она писала Треплеву письма, но никогда не жаловалась. В письмах подписывалась Чайкой. Её родители знать её не хотят и не пускают к дому даже близко. Сейчас она в городе. И обещала прийти. Треплев уверен, что не придёт.
Однако он ошибается. Нина появляется совершенно неожиданно. Константин в который раз признаётся ей в любви и верности. Он готов всё ей простить и всю жизнь посвятить ей. Нина не принимает его жертвы. Она до сих пор любит Тригорина, в чём и признаётся Треплеву. Она уезжает в провинцию играть в театре и приглашает Треплева взглянуть на её игру, когда она станет великой актрисой.
Треплев после её ухода рвёт все свои рукописи и бросает их под стол, затем уходит в соседнюю комнату. В покинутой им комнате собираются Аркадина, Тригорин, Дорн и другие. Собираются играть и пить. Раздаётся выстрел. Дорн, сказав, что это, очевидно, лопнула его пробирка, уходит на шум. Вернувшись, он отводит Тригорина в сторону и просит его увести куда-нибудь Ирину Николаевну, потому что её сын, Константин Гаврилович, застрелился.
— Самарский Художественный театр (Театр «Витражи»). Режиссёр —
Павел Карташев
. Декорации выполнены с использованием эскизов
Юрия Харикова
. Постановка эвритмического звучания монолога о мировой душе («Люди, львы, орлы и куропатки…») —
Е. С. Морозова
.
Борис Акунин
создал
детективное
продолжение чеховской «Чайки», в котором дал несколько вариантов окончания пьесы.
Примечания
от 19 октября 2020 на
Wayback Machine
// Московский Художественный театр
, с. 55.
(рус.)
.
chehov-lit.ru
.
Дата обращения: 7 июня 2021.
17 сентября 2022 года.
↑
(рус.)
culture.ru
.
Дата обращения: 7 июня 2021.
26 октября 2021 года.
(рус.)
chehov-lit.ru
.
Дата обращения: 7 июня 2021.
(рус.)
.
Образовака
.
Дата обращения: 7 июня 2021.
7 июня 2021 года.
Chekhov (1920); Letter to A. F. Koni, 11 November 1896.
.
Фоминых Н. Д.
Чехов и Таганрогский театр // Вехи Таганрога. — 2004. — № 20.
Banham, Martin, ed. 1998.
The Cambridge Guide to Theatre.
Cambridge: Cambridge UP.
ISBN
0-521-43437-8
Шендерова Алла.
(рус.)
.
Театральный смотритель
(20 апреля 2011).
Дата обращения: 10 апреля 2023.
27 июня 2017 года.
(англ.)
.
Lortel Archives
.
Дата обращения: 5 августа 2023.
4 августа 2023 года.
Frank Scheck.
(англ.)
.
The Christian Science Monitor
(11 декабря 1992).
Дата обращения: 5 августа 2023.
5 августа 2023 года.
.
(англ.)
.
Variety
(12 августа 2001).
Дата обращения: 5 августа 2023.
5 августа 2023 года.
.
(англ.)
.
The Guardian
(26 января 2007).
Дата обращения: 5 августа 2023.
16 декабря 2022 года.
Sullivan, Lindsey.
от 20 июня 2023 на
Wayback Machine
, Broadway.com, 28 May 2020
Deen, Sarah.
от 17 апреля 2023 на
Wayback Machine
,
Metro
, 17 March 2020
Galeb. Prev. M. Mareković. — Vienac, Zagreb, XXIX, 1897, br. 12—14, 16—21.
(серб.)
Čehov A. P.
Galeb
// Momenti. Prel. I. Prijatelj
(словенск.)
. — Ljubljana: Schwentner, 1901.
Čechov A. P.
Čejka. Hra o 4-ch jednánich. Přel. B. Prusík
(чешск.)
. — Praha: F. Simáček, 1899.
Чайка. Комедия в 4 действия. Прев. С. Бранкомиров. — Летописи, IV, 1903, бр. 6, 7, 21 април и 21 май.
Несколько переводов:
Tschechoff A. P.
Die Möwe
// Gesammelte Werke. Bd. 3. Übers.: W. Czumikow u. M. Budimir
(нем.)
. — Jena: Diederichs, 1902.
Tschechoff A. P.
Die Möwe. Schauspiel in 4 Aufz. Übers.: H. Beneke
(нем.)
. — Berlin: J. Harrwitz Nachf, 1902.
Tschechow A. P.
Die Möwe. Schauspiel in 4 Aufz. Für d. deutsche Bühne bearb H. Stümcke
(нем.)
. — Leipzig: Beclam, 1902.
(вместо Н. Заречной — Н. Миронова)
Tschechow A.
Die Möwe. Schauspiel in 4 Aufz. Einzig autoris. Übers.: W. Czumikow
(нем.)
. — Leipzig — Jena: Diederichs, 1902.
Литература
Чехов А. П.
. —
М.
: Наука, 1978. — Т. 13. — С. 3—60, 356—387, 519—520.
Карпов Е.
Вера Фёдоровна Комиссаржевская на сцене Императорского Александрийского театра // Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской
(рус.)
. —
СПб.
, 1911.
Эфрос Н. Е.
«Чайка» А. П. Чехова на сцене МХТ // Ежегодник Московского Художественного театра : сборник. —
М.
: Искусство, 1946. —
Т. 1
.
Юрьев Ю. М.
Записки (народного артиста СССР). 1872—1948
(рус.)
/ Ред. и вступ. статья Ю. Юрьев и Е. Кузнецова. — Л.; М., 1948. — 719 с.
Давыдова Э.
Первая постановка «Чайки» на Украине // Театр : журнал. — 1954. —
№ 7
.
Строева М. Н.
Чехов и Художественный театр // Работа К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко над пьесами А. П. Чехова
(рус.)
. —
М.
, 1955. — 314 с.
Читау М. М.
// Чехов в воспоминаниях современников
(рус.)
. —
М.
: Художественная литература, 1986. — С. 350—355.
Гаевский В. М.
// Наше наследие : журнал. — 2006. —
№ 79/80
. —
С. 222—235
.
Волчкевич Майя.
«Чайка». Комедия заблуждений
(рус.)
. —
М.
: Пробел-2000, 2010. — 128 с.
Эфрос Анатолий.
«Чайка». Киносценарий. Статьи. Записи репетиций. Документы. Из дневников и книг / Составитель Н. Снегина. —
СПб.
: Балтийские сезоны, 2010. — 528 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-903368-33-4
.
Замятин Е. И .
Техника художественной прозы. Лекции / отв. ред. О. Лазуткина. —
М.
: АСТ, 2023. — 416 с. — («Библиотека филолога»). —
2 000 экз.
—
ISBN 978-5-17-153416-5
.