Interested Article - Плисецкая, Майя Михайловна

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая ( 20 ноября 1925 , Москва , СССР 2 мая 2015 , Мюнхен , Германия ) — советская и российская балерина, балетмейстер , хореограф, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959) , лауреат Ленинской премии (1964) . Кавалер трёх орденов Ленина (1967, 1976, 1985) и полный кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством ». Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких. Считается одной из величайших балерин XX века .

Биография

Маленькая Майя

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899—1938) и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902—1993) . Была старшей из трёх детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене , где её отец сначала работал первым руководителем « Арктикугля », затем — генеральным консулом СССР. Во время развернувшегося сталинского « большого террора », в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года он был арестован и 8 января 1938 года расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели ) . Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины специального отделения Карагандинского ИТЛ в системе ГУЛАГа в Акмолинской области , Казахстана (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, балерина Большого театра Суламифь Мессерер (брата Александра забрал к себе дядя, танцовщик Большого театра Асаф Мессерер ).

Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей . Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор . По существующим правилам, ребёнку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс, однако тётя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных .

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске . В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером « Умирающий лебедь » (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь . Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике .

В 1943 году по окончании Московского хореографического училища , где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт и , была принята в труппу Большого театра . Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

С большим успехом выступала в Англии (1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина .

В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой , Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене ( Германия ), время от времени вместе с мужем приезжая в Москву и Санкт-Петербург . Также имела литовское гражданство (она и её муж Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта ) и посещала дачу неподалёку от Тракайского замка .

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда . Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией .

Личная жизнь

Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2009 год

В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета (1923—1953) и .

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись .

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было . Семья Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почётного звания Народный артист СССР .

Скандал с газетой «Московский комсомолец»

28 января 1999 года газета « Московский комсомолец » опубликовала статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что у Плисецкой имеется незаконнорожденная дочь Юлия Глаговская от связи с агентом КГБ Борисом Глаговским . Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет . В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе . 3 декабря 2002 года за подписью главного редактора газеты « Московский комсомолец » Павла Гусева вышло опровержение опубликованной ранее статьи, где говорится, что «сотрудник газеты не обратил внимания на зыбкость, юридическую и биологическую безграмотность доказательств» .

Творчество

Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па , так и всего рисунка партии в целом . В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии . С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием .

Партии в репертуаре Большого театра : Китри в балете « Дон Кихот », Одетта и Одиллия в « Лебедином озере », Джульетта в « Ромео и Джульетте », Сюимбике в « Шурале », Раймонда в одноимённом балете , Царь-девица в « Коньке-Горбунке », принцесса Аврора в « Спящей красавице », Хозяйка Медной горы в « Каменном цветке », Мехмэнэ-Бану в « Легенде о любви », Эгина и Фригия в « Спартаке ».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича , постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в фильме « Анна Каренина » режиссёра Александра Зархи . Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.

«Кармен» , 1974 год

Специально для балерины были поставлены балет « Кармен-сюита » (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и « » (1973), танцевальный спектакль « » (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром , поставившим для неё балеты « » (1976, театр де ла Монне ) , «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн , там же) и « Болеро » (начиная с 1978 года), « » (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон , Дворец Шайо ) и номер «Ave Maya» (1995) . Пробовала себя в жанре фламенко , участвуя в постановках хореографа «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как « Анна Каренина » (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым ), « Чайка » (1980) и « Дама с собачкой » (1985), исполнив в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».

Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей, 2000 год.

В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990), где возобновила балет « Тщетная предосторожность », выступала в спектаклях « Кармен-сюита » и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова « Раймонда » (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм , где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906) .

После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром .

Начиная с 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге .

Репертуар

(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр

На других сценах

Фильмография

Роли

Участие в фильмах

  • 1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
  • 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
  • 1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян )
  • 1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
  • 1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш )
  • 1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
  • 1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссёр Б. Галантер )
  • 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
  • 1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)
  • 2000 — Maйя (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
  • 2002 — Майя Плисецкая (из цикла «Портреты эпохи») (документальный)
  • 2005 — « » (документальный, реж. Н. Тихонов ) Часть-1 Часть-2
  • 2005 — Александр Годунов. Побег в никуда (документальный)
  • 2007 — Нериюс (Литва, документальный)
  • 2007 — « Майя Плисецкая » (документальный, реж. Н. Тихонов )
  • 2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
  • 2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
  • 2009 — « » (документальный, реж. Н. Тихонов )
  • 2010 — Екатерина III (документальный)
  • 2011 — Аристократ балета (Литва, документальный)
  • 2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)

Архивные кадры

  • 1971 — Адажио (документальный)
  • 2005 — Ave Майя (документальный фильм) (режиссёр Н. Тихонов )
  • 2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)
  • 2015 — «Майя Плисецкая. „Майя. Великолепная“ » (« Первый канал ») (документальный фильм)
  • 2016 — Большой

Мемуары

Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров :

  • Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М. : Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. ISBN 5-7020-0903-7 .
  • Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М. : АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. ISBN 978-5-17-045344-3 .
  • Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М. : АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-17-068256-0 .

Звания и награды

Государственные награды:

Другие награды, поощрения, премии и общественное признание:

Память

Пионы сорта «Майя Плисецкая»


Названы в честь Плисецкой

В октябре 2013 года бразильские художники и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити высотой 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка , д. 16, к. 1 .

4 мая 2015 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль « Шурале » Майе Плисецкой . Продолжают посвящаться памяти балерины театральные вечера и симфонические концерты в разных городах.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале «Цауберзее — Дни русской музыки» в Люцерне состоялся вечер — посвящение Плисецкой .

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт — вечер памяти Плисецкой в Большом театре . В тот же день имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке , между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити художников Эдуардо Кобра и Агенальдо Брито .

20 ноября 2016 года в сквере М. Плисецкой в Москве состоялось открытие памятника балерине авторства скульптора Виктора Митрошина . Эскиз ещё при жизни балерина утвердила лично.

Марка почты России 2017 года с кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», артисткой балета Майей Михайловной Плисецкой (1925—2015).

Почта России в 2017 году выпустила марку с кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», артисткой балета М. М. Плисецкой (1925—2015).

В 2020 году для вечера памяти в Большом театре, посвящённому 95-летию со дня рождения балерины, Алексей Ратманский создал дуэт «Приношение Майе» на музыку Сен-Санса в аранжировке Щедрина , включающей партию для высокого сопрано. Премьеру исполнили артисты балета Диана Вишнёва и Денис Савин .

26 июля 2022 года в Москве состоялось открытие музея-мемориальной квартиры Майи Плисецкой . Квартира была передана в дар Театральному музею имени А. А. Бахрушина супругом балерины Родионом Щедриным и стала двенадцатым филиалом музея. В экспозиции представлены интерьеры, личные вещи, фотографии и документы супружеской пары, портреты балерины, её наряды и сценические костюмы.

Интересные факты

  • В письме к Н. С. Хрущёву (1959) с просьбой выпустить ее на гастроли в США, Плисецкая писала: «Дорогой Никита Сергеевич!.. Последние несколько лет я вела себя из рук вон неправильно, не понимая той ответственности, которая лежит на мне, как на артистке Большого театра. Прежде всего я, что называется, безудержно „болтала языком“, что абсолютно непозволительно для человека, который так на виду, как я… Часто я нетактично вела себя на приемах, беседуя главным образом с иностранцами…» .
  • В 2000 году была среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова .

Примечания

  1. Плисецкая Майя Михайловна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Maya Plisetskaya // (англ.)
  3. Maya Plisetskaya // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  4. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 20. Плата — Проб. 1975. 608 стр., илл.; 21 л. илл. и карт.
  5. . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано из 1 апреля 2016 года.
  6. Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая…— М.: АСТ Москва, 2008. — 490 с.
  7. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. Авторы: Суламифь Мессерер
  8. . Дата обращения: 11 июня 2017. Архивировано из 14 августа 2020 года.
  9. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  10. Виктор Фишман. . Еженедельная независимая газета « Русская Германия », № 2, 2008 (14 января 2008). — Связь времён. Дата обращения: 29 июня 2013. 2 июля 2013 года.
  11. . Дата обращения: 17 марта 2012. 16 ноября 2012 года.
  12. . Дата обращения: 11 апреля 2013. 25 июня 2013 года.
  13. Дата обращения: 6 мая 2015. 5 мая 2015 года.
  14. от 5 мая 2015 на Wayback Machine // «Интерфакс», 3 мая 2015.
  15. Дата обращения: 3 мая 2015. Архивировано из 18 июня 2015 года.
  16. // «Аргументы и Факты» № 46, 17.11.2010.
  17. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // «Коммерсант», 04.08.1999.
  18. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // NEWSru.com, 15.11.2001.
  19. . Московский комсомолец . Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  20. В. М. Гаевский . Статья в энциклопедии «Балет».
  21. Овчинников, В. В. (ред.). Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь Европедия . — Олма-Пресс, 2003. ISBN 5-224-03916-9
  22. . Дата обращения: 14 октября 2011. 14 октября 2017 года.
  23. . Полит.ру (3 мая 2015). Дата обращения: 5 мая 2015. 4 мая 2015 года.
  24. от 2 января 2018 на Wayback Machine // New York Times , 7 октября 1987.
  25. , с. 45—48.
  26. , с. 122.
  27. , с. 124.
  28. . Дата обращения: 15 мая 2015. 18 мая 2015 года.
  29. . www.1tv.com . Первый канал (2015). Дата обращения: 14 октября 2021. 28 октября 2021 года.
  30. Татьяна Ъ-Кузнецова от 26 ноября 2007 на Wayback Machine Газета «КоммерсантЪ» , от 12 марта 2008 на Wayback Machine
  31. Дата обращения: 20 ноября 2010. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
  32. // Официальный сайт Президента России. Дата обращения: 20 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  33. Дата обращения: 20 ноября 2010. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
  34. Дата обращения: 20 ноября 2010. Архивировано из 16 апреля 2015 года.
  35. от 23 ноября 2010 на Wayback Machine // Сайт Kremlin.ru
  36. . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
  37. . Известия (23 февраля 2012). Дата обращения: 23 февраля 2012. 3 июня 2012 года.
  38. Петрова А. С. . Фонд «Общественное мнение» (21 декабря 2000). Дата обращения: 23 июня 2015. 23 июня 2015 года.
  39. . Дата обращения: 16 сентября 2022. 9 апреля 2022 года.
  40. Гафин А. Д. // Вестник ЮНЕСКО (специальный выпуск). — Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, 2005. — С. 48 . 13 июля 2018 года.
  41. . Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано из 18 января 2021 года.
  42. от 20 октября 2020 на Wayback Machine // Российская газета. — 28 октября 2010
  43. от 18 апреля 2015 на Wayback Machine // Всемирный клуб петербуржцев
  44. . Дата обращения: 20 марта 2013. 18 марта 2014 года.
  45. . Дата обращения: 20 сентября 2012. Архивировано из 22 апреля 2013 года.
  46. (англ.) . JPL Solar System Dynamics (29 августа 2003). — JPL Small-Body Database Browser. Дата обращения: 20 ноября 2013. 15 апреля 2012 года.
  47. (англ.) . JPL Solar System Dynamics (29 августа 2003). — JPL Small-Body Database Browser. Дата обращения: 20 ноября 2013. 16 апреля 2012 года.
  48. Анатолий Симоненко. . Газета « Вечерняя Москва » (11 октября 2013). — Город. Дата обращения: 16 ноября 2013. 16 октября 2013 года.
  49. Анна Нистратова. . Журнал « Interview » (24 октября 2013). — Интервью. Дата обращения: 16 ноября 2013. Архивировано из 28 ноября 2013 года.
  50. . Дата обращения: 15 мая 2015. 18 мая 2015 года.
  51. от 22 октября 2019 на Wayback Machine (интервью с А. Лиепой перед гала-концертом проекта «Автографы и имиджи» в Большом театре Беларуси , БелТА , 18.10.2019).
  52. от 1 ноября 2019 на Wayback Machine (о концерте памяти великой балерины Майи Плисецкой, Смоленская народная газета, 28.10.2019).
  53. от 14 августа 2020 на Wayback Machine (англ.)
  54. (недоступная ссылка)
  55. . Дата обращения: 14 июля 2018. 14 июля 2018 года.
  56. . ТАСС (20 ноября 2015). Дата обращения: 20 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  57. . Официальный сайт Министерства культуры РФ (20 ноября 2016). Дата обращения: 20 ноября 2016. 21 ноября 2016 года.
  58. . ТАСС (20 ноября 2016). Дата обращения: 20 ноября 2016. 20 ноября 2016 года.
  59. Гордеева, Анна . В Большом театре прошёл вечер, посвящённый 95-летию со дня рождения великой балерины . Музыкальная жизнь (30 ноября 2020). Дата обращения: 10 сентября 2021. 11 мая 2021 года.
  60. (рус.) . Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина (26 июля 2022). Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
  61. Дата обращения: 19 августа 2022. 19 августа 2022 года.
  62. . NEWSru.com (8 декабря 2000). Дата обращения: 1 декабря 2022. Архивировано из 23 ноября 2019 года.

Литература

  • Л. Жданов. = фотоальбом. — М. : Искусство , 1965. — 200 с. — 30 000 экз.
  • Б. А. Львов-Анохин. Майя Плисецкая // . — М. : Советская Россия, 1966. — 78 с. — 70 000 экз.
  • Н. Рославлева. . — М. : Искусство , 1968. — 164 с. — 75 000 экз.
  • Nataliia Arkina . . — Berlin: Henschelverlag, 1969. — 48 с.
  • Л. Жданов. = фотоальбом. — М. : Планета , 1980. — 174 с. — 20 000 экз.
  • Шадрина Н. И. // Ассоциация «Международный Объединённый Биографический Центр» Кто есть кто в современной культуре: Эксклюзивные биографии. — М. : Международный Объединённый Биографический Центр; ЗАО «МК-Периодика», 2006. — Вып. 1 . — С. 5—43 . — ISBN 5-93696-007-3 .
  • Хорошилова О. А. "Майя Плисецкая: прима ассолюта моды". В книге: Мода и гении. Костюмные биографии Леонардо да Винчи, Екатерины II, Петра Чайковского, Оскара Уайльда, Юрия Анненкова и Майи Плисецкой. - М.: МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2020. - С. 347-402. ISBN 978-5-00146-450-1

Ссылки

  • // запись беседы Марии Леви с балериной.
  • Составлен в РГБ.
  • Женский ресурс Colady.ru
  • Мудрац Александра. . tass.ru . ТАСС . Дата обращения: 14 октября 2021.

Аудио:

  • // «Кругозор» № 9, 1964

Видео:

  • (документальный фильм, телеканал «Культура»)
  • . www.tvc.ru . ТВ Центр (2010). Дата обращения: 14 октября 2021.
  • . mirtv.ru . Мир (5 мая 2015). Дата обращения: 18 октября 2021.
  • . mirtv.ru . Мир (22 ноября 2020). Дата обращения: 18 октября 2021.
Источник —

Same as Плисецкая, Майя Михайловна