Interested Article - Эйфман, Борис Яковлевич
- 2020-06-28
- 1
Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946 , Рубцовск , Алтайский край ) — советский и российский балетмейстер , художественный руководитель Театра балета Бориса Эйфмана и президент Академии танца Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Народный артист Российской Федерации ( 1996 ), офицер французского ордена Искусств и литературы ( 1999 ), Заслуженный человек Молдавии ( 2007 ), Заслуженный деятель Казахстана ( 2012 ), лауреат Государственной премии Российской Федерации ( 1999 , 2018 ), театральных премий « Бенуа танца », « Золотая маска », « Золотой софит » и других наград. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» , Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (2004).
Биография
Образование и раннее творчество
Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в г. Рубцовске в семье мобилизованного перед войной из Харькова в Сталинград , затем на строительство единственного в СССР завода, выпускавшего тракторы во время Великой Отечественной войны в Алтайский край инженера Янкеля Борисовича Эйфмана (1906—?) и врача Клары Марковны Эйфман (урождённой Курис, 1918—1972) . В 1951 году семья вернулась в Кишинёв , где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров . В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища (ныне Музыкальный колледж имени Штефана Няги ) по классу Рашель Иосифовны Бромберг (?—1996), одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, и после безуспешной попытки поступить в Кишинёвский политехнический институт на протяжении следующего года работал артистом балета в Молдавском государственном театре оперы и балета . В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова .
Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и ), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки , «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского , « Гаянэ » на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде .
С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище и продолжил постановки на сцене Ленинградского театра оперы и балета : «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова , «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина , «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского , «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша , «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина . Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии . В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».
Собственный театр
В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте , который в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день. Этот авторский театр долго не имел своего постоянного помещения. Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана ), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока , «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Барретта ), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна . Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.
К концу 1990-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк , которые со временем стали ежегодными . Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты.
Академия танца Бориса Эйфмана
Идея о создании инновационного хореографического училища получила свою реализацию 24 января 2011 года, когда губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко было подписано постановление №76 «О создании Санкт-Петербургского государственного образовательного учреждения среднего профессионально образования техникума «Академия танца Бориса Эйфмана». 19 мая 2011 года балетмейстер лично заложил фундамент будущей Академии танца. В конце января 2013 года началась активная информационная кампания по набору первых учеников и воспитанников Академии. Отборочные туры прошли весной. Открытие Академии танца Бориса Эйфмана состоялось 2 сентября 2013 года, а первый выпуск профессиональных артистов балета — в 2021 году.
В 2022 году Академия открыла новые учебные лаборатории и кабинеты: сценического света, основ электротехники, театрального костюма, рисунка и живописи, грима и причёски, постижа .
Общественная позиция
В 2012 году стал доверенным лицом кандидата в президенты РФ В. Путина , выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок.
Семья
-
Жена —
Валентина Николаевна Морозова
(род. 1953), балерина.
- Сын — Александр (род. 1995).
- Брат — Леонид Эйфман (1939—2013) , жил в Лос-Анджелесе ( Калифорния ) .
Постановки
Всего Эйфманом на сегодняшний день уже создано более 40 балетных постановок, среди которых:
- 1977 — «Только любовь» на музыку к опере Р. Щедрина «Не только любовь» в обработке В. Цакадзе, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша , памяти чилийского певца-патриота Виктора Хары
- 1977 — «Двухголосие» на музыку С. Барретта из репертуара « Пинк Флойд »
- 1978 — «Жар-птица» на музыку И. Стравинского
- 1979 — «Бумеранг» по мотивам произведений Б. Брехта на музыку Джона Маклафлина
- 1979 — «Вечное движение» на музыку А. Хачатуряна
- 1980 — «Поединок» («Гаянэ») на музыку А. Хачатуряна
- 1980 — «Идиот» по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского
- 1981 — «Покорение стихии» на музыку Д. Д. Шостаковича
- 1981 — «Автографы»: «Игры» на музыку Антонио Вивальди , «Про и контра или Контрапункт» на музыку А. Г. Шнитке , «Реквием балерине» на музыку Бетховена
- 1981 — «Познание» на музыку Томазо Альбинони
- 1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
- 1982 — «Легенда» по мотивам книг Ветхого Завета « Экклезиаст » и « Песнь Песней » на музыку Т. Когана
- 1982 — «Композиция» на музыку Антона Веберна
- 1983 — «Метаморфозы»: «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса , «Художник» на музыку Франца Шуберта , «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса , «Комедианты, или бродячие актеры» («Бродячие артисты») на музыку Ж. Оффенбаха , «Каприс» на музыку Гектора Берлиоза
- 1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» по мотивам комедии У. Шекспира на музыку Гаетано Доницетти
- 1986 — « Двенадцатая ночь, или Что угодно », фильм-балет.
- 1986 — «Подпоручик Ромашов» («Поединок», «Дуэль») по рассказу А. И. Куприна на музыку В. Гаврилина
- 1986 — «Интриги любви» по мотивам комедии П. Бомарше « Севильский цирюльник » на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
- 1987 — «Мастер и Маргарита» по мотивам романа М. А. Булгакова на музыку А. Петрова
- 1989 — «Пиноккио, или Приключения в стране дураков» на музыку Жака Оффенбаха
- 1990 — «Человеческие страсти» на музыку
- 1991 — «Убийцы» («Тереза Ракен») по мотивам романа Э. Золя на музыку И. С. Баха , Густава Малера и А. Г. Шнитке
- 1991 — «Реквием» В. А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
- 1992 — «Иллюзии» («Иллюзии в стиле рок») на музыку К. Пети
- 1993 — «Чайковский» на музыку П. И. Чайковского
- 1994 — « Дон Кихот , или Фантазии безумца» на музыку Л. Минкуса
- 1995 — «Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова , Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского
- 1997 — «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского , Жоржа Бизе и А. Г. Шнитке
- 1998 — «Мой Иерусалим » на музыку «Арии» В. А. Моцарта и техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
- 1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой») на музыку Л. Бетховена , Г. Малера
- 2001 — « Дон Жуан , или Страсти по Мольеру » на музыку В. А. Моцарта , Г. Берлиоза
- 2003 — «КТО есть КТО» на музыку Д. Эллингтона , С. В. Рахманинова , Д. Брубека , С. Барбера , А. Шоу , С. Джоплин , «The World Quintet»
- 2004 — «Мусагет» на музыку И. С. Баха, П. И. Чайковского , грузинскую народную музыку к столетию Джорджа Баланчина
- 2005 — « Анна Каренина » на музыку П. И. Чайковского по роману Л. Н. Толстого
- 2007 — «Чайка» по пьесе А. П. Чехова на музыку С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина
- 2009 — «Евгений Онегин» («Онегин. Online», «Онегин») на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого по роману в стихах А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
- 2010 — «Я — Дон Кихот» (новая редакция спектакля «Дон Кихот, или Фантазии безумца» 1994 года) на музыку Л. Минкуса
- 2011 — «Роден. Ее вечный идол» на музыку Равеля , Сен-Санса , Массне
- 2013 — «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы » на музыку С. В. Рахманинова , Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского . Кардинально новая переработка собственного спектакля «Карамазовы» 1995 года .
- 2014 — «Реквием» (новая редакция спектакля «Реквием» 1991 года) на музыку Д. Д. Шостаковича и В. А. Моцарта
- 2015 — «Up and Down» по мотивам романа « Ночь нежна » Ф. С. Фицджеральда на музыку А. Берга , Дж. Гершвина , Ф. Шуберта и А. Шенберга
- 2015 — «Красная Жизель» (новая редакция спектакля «Красная Жизель» 1997 года) на музыку П. И. Чайковского , А. Шнитке , Ж. Бизе
- 2016 — «Чайковский. PRO et CONTRA» на музыку П. И. Чайковского
- 2017 — «Русский Гамлет» (новая постановка спектакля 1999 года) на музыку Л. Бетховена и Г. Малера .
- 2018 — «Реквием» (новая версия балета «Реквием» 2014 года) на музыку В. А. Моцарта , Д. Д. Шостаковича , С. В. Рахманинова и этно-музыку
- 2019 — «Эффект Пигмалиона» на музыку Иоганна Штрауса-сына
- 2021 — «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» на музыку В. А. Моцарта , Г. Берлиоза , Ж.-Б. Люлли
- 2022 — «Чайка. Балетная история» на музыку из произведений С. В. Рахманинова и А.Ситковецкого по пьесе А. П. Чехова « Чайка ».
Признание и награды
Российские награды
- Государственные
- 1 сентября 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного искусства
- 16 марта 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность
- 5 мая 2012 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- 28 июня 2016 — Орден Почёта — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- 2 июля 2021 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Общественные
- 1998 — орден «Мира и Согласия»
- 5 июля 2006 — Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга — за выдающийся личный вклад в развитие культуры и искусства в Санкт-Петербурге и в связи с 60-летием со дня рождения
- 19 июля 2006 — Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации — за многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в сохранение и развитие российской культуры и в связи с 60-летием со дня рождения
Иностранные награды
- 1999 — Орден Искусств и литературы ( Франция )
- 2003 — командор ордена Заслуг перед Республикой ( Польша )
- 2016 — Орден Почёта ( Армения )
- 2 октября 2017 — Орден Почёта ( Молдавия ) — в знак признания особых заслуг в развитии хореографического искусства, за вклад в укрепление молдо-российских культурных связей и плодотворную творческую деятельность
Звания
- 1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
- 11 декабря 1996 — Народный артист Российской Федерации — за большие заслуги в области искусства
- 11 октября 2007 — Om Emerit ( Молдавия ) — в знак признания особых заслуг в развитии хореографического искусства, за вклад в укрепление молдо-российских культурных связей и плодотворную творческую деятельность
- 2004 — почётный доктор СПбГУП
- 2012 — Заслуженный деятель Казахстана — за выдающиеся заслуги по подготовке творческих кадров для Казахстана, большой вклад в укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и России .
- 2021 — Почётный гражданин Санкт-Петербурга .
Премии
- 1998 — лауреат Государственной премии Российской Федерации
- 1995, 1996, 1997, 2001, 2002, 2005, 2007, 2010, 2012, 2015, 2016, 2020, 2021 — театральная премия Санкт-Петербурга « Золотой софит »
- 1996, 1999, 2016 — российская театральная премия « Золотая маска »
- 1996 — премия «Триумф»
- 2006 — премия « Бенуа танца » в номинации «Лучший хореограф 2005 года»
- 2006 — премия «Человек года» Федерации еврейских общин России
- 2011 — Премия правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова»
- 2017 — Международная премия «Балтийская звезда»
- 2018 — Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года
- 17 декабря 2021 — Премия Правительства Российской Федерации за значительный вклад в развитие российской культуры — за создание инновационного учебно-творческого учреждения — Академии танца Бориса Эйфмана .
Галерея
Интервью
- Вера Цалобанова. Борис Эйфман: «Мне ближе всего одиночество». // «Невское время». 1997, 4 окт., стр. 5.
- Вера Цалобанова. Борис Эйфман: «Я много знаю, многое могу и многое предвижу».// «Женский клуб». Ежемесячный иллюстрированный журнал. Учредитель: Издательский дом «Питер». 1997, № 12, стр. 80-83.
- Борис Тарасов. . «Театрал» № 6 (73) (1 июня 2010). Дата обращения: 5 мая 2011. Архивировано из 1 августа 2012 года.
- . Piter.tv (4 декабря 2013).
Пресса
- Езерская Белла . // «Вестник». — 1999 . — 2 марта.
- Цалобанова В. Балетная империя Бориса Эйфмана. Портрет балетмейстера // «Театральная жизнь». — 1997. — № 56. — С. 63—65.
- Цалобанова В. Балетная империя Бориса Эйфмана. По случаю юбилея // «Нева». — 1997. — № 9. — С. 201—205.
- Цалобанова В. Балетная империя Бориса Эйфмана // «Семейный консультант». USA. — 1998. — № 2. — С. 66.
- Цалобанова В. Уайльдовский вечер в компании «Русского Гамлета». Премьера // «Невское время». — 2000. — 16 авг. — С. 2.
- Цалобанова В. «Русский Гамлет». Нью-йоркская премьера балета Бориса Эйфмана // «Нева». — 2000. — № 12. — С. 240—243.
- Езерская Б. Театр Эйфмана в Нью-Йорке // « Чайка ». — 2002.
- Тажиев А. Энциклопедия танца от Бориса Эйфмана // «Ять». — 2000. — № 6.
См. также
Примечания
- Boris Jakowlewitsch Eifman // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Deutsche Nationalbibliothek Record #13879068X // (нем.) — 2012—2016.
- . Дата обращения: 11 июня 2019. 4 апреля 2022 года.
- Впоследствии — Алтайский тракторный завод .
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 4 апреля 2022 года.
- от 3 июня 2016 на Wayback Machine : Эйфман Клара Марковна (15 августа 1918 — 27 апреля 1972).
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 4 апреля 2022 года.
- . Еврейский новостной портал Молдовы DORLEDOR.INFO (12 октября 2007). Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано из 17 августа 2016 года.
- ↑ . Международная еврейская газета. — «Борис Эйфман указывает, что большое влияние в юношеские годы на него оказал балетмейстер Кишинёвского музыкально-драматического театра имени А. С. Пушкина Александр Зиновьевич Бихман.» Дата обращения: 7 ноября 2019. Архивировано из 10 января 2018 года.
- Автор Алиса Асланова. (рус.) . La Personne (20 мая 2019). Дата обращения: 2 марта 2022. 2 марта 2022 года.
- Дата обращения: 16 декабря 2022. 16 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 21 мая 2020. 4 апреля 2022 года.
- . Belcanto.ru. Дата обращения: 1 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
- . Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Дата обращения: 1 декабря 2015. 30 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2012. Архивировано из 11 января 2014 года.
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 28 июня 2016. 17 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 2 июля 2021. 2 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2022. 22 августа 2022 года.
- . www.legis.md. Дата обращения: 7 ноября 2019. 28 августа 2019 года.
- . russkiymir.ru. Дата обращения: 7 ноября 2019. 5 января 2018 года.
- . Дата обращения: 16 сентября 2012. Архивировано из 30 июня 2015 года.
- . www.legis.md. Дата обращения: 7 ноября 2019. 28 августа 2019 года.
- . ИА Новости-Казахстан (14 января 2012). Дата обращения: 14 января 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Фонтанка.Ру (26 мая 2021). Дата обращения: 31 мая 2021. 31 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 2 марта 2022. 2 ноября 2021 года.
- . www.goldenmask.ru . Дата обращения: 2 марта 2022. 2 марта 2022 года.
- . РИА Новости (3 марта 2012). Дата обращения: 7 ноября 2019. 19 октября 2019 года.
- . RuNews24.ru (16 октября 2017). Дата обращения: 16 октября 2017. 17 октября 2017 года.
- . ТАСС . из оригинала 15 июня 2018 . Дата обращения: 15 июня 2018 .
- . Дата обращения: 6 августа 2022. Архивировано из 6 августа 2022 года.
Ссылки
- Администрация Президента Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. — Юридическая литература, 1996. — С. 11078.
- 2020-06-28
- 1