Тот, кто меня бережёт
- 1 year ago
- 0
- 0
« Кто не с нами, тот против нас » — фраза, ставшая популярной в Советской России в первые годы после Октябрьской революции : употребляется в качестве угрозы или предостережения тем, кто занимает нейтральную политическую позицию; выражение зачастую ассоциируется с революционной пропагандой . Первоисточником считаются слова Христа , переданные в Евангелии от Матфея : «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). В англоязычных странах аналогичное выражение ( англ. you're either with us, or against us ) стало широко известно благодаря президенту США Джорджу Бушу , использовавшему его в 2001 году при объявлении войны против терроризма .
Начало распространению в России смысла фразы в контексте революционной борьбы положила написанная в 1862 году Петром Заичневским прокламация « Молодая Россия », в которой содержался призыв к широкому вооружённому восстанию:
«…С полной верою в себя, в свои силы, в сочувствие к нам народа, в славное будущее России, которой вышло на долю первой осуществить великое дело социализма, мы издадим один крик: „в топоры“, и тогда… тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и сёлам! Помни, что тогда кто будет не с нами , тот будет против ; кто против — тот наш враг ; а врагов следует истреблять всеми способами».
А в конце 1905 года поэтом Николаем Минским был сочинён «Гимн рабочих».
Первый куплет песни включал аналогичную фразу в варианте прокламации «Молодая Россия» :
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Наша сила, наша воля, наша власть.
В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь!
Кто не с нами — тот наш враг , тот должен пасть».
Янош Кадар , пришедший к власти в ВНР в результате событий осени 1956 года , пытаясь достигнуть общественного успокоения, в 1961 году выдвинул противоположенный лозунг «кто не против нас, тот с нами», который предопределил некоторую либерализацию и отсутствие жесткой цензуры (« кадаризм »)