Сингх, Гобинд
- 1 year ago
- 0
- 0
Гобинд Сингх ( Говинд , в.-пандж. ਗੁਰੂ ਗੋਬਿੰਦ ਸਿੰਘ , имя при рождении Гобинд Раи ; 22 декабря 1666 , Патна , Индия — 7 октября 1708 , Нандед , Индия) — десятый и последний сикхский гуру. Как реформатор своей общины заложил основы будущего Сикхского государства . Гобинд Сингх был [ источник не указан 3114 дней ] великим воином, поэтом и лидером народных масс.
Гобинд Сингх пребывал в качестве гуру сикхов с 1675 по 1708 год. Гуру Гобинд был не только хорошим воином (хорошо владел луком и был отличным стрелком), но и гениальным поэтом, знавшим много языков, включая персидский , санскрит , брадж бхашу , арабский и пенджабский языки , которые он выучил ещё в годы своей юности. Сочинил множество священных для сикхов гимнов на языке брадж и стихотворение «Чанди ди Вар» на пенджабском, описывающее эпизод битвы добра и зла из Маркандея-пураны . Был хорошо знаком с классической литературой на фарси и санскрите, астрономией, географией и другими науками. Гобинд Сингх вновь составил по памяти « Ади Грантх » сикхов.
Гобинд — единственный сын девятого Гуру Тегх Бахадура . Мальчику было 9 лет, когда он наследовал пост своего отца, казнённого по приказу Великого Могола Аурангзеба после отказа принять ислам . После мученической кончины отца Гобинд Сингх провозгласил, что создаст такую нацию, которую не удастся запугать тиранам, и которая будет сопротивляться угнетателям во всех сферах жизни, стремясь восстановить справедливость, мир и общечеловеческое равенство.
В начальный, «мирный», период, на протяжении которого не наблюдалось открытых столкновений с Моголами, Гобинд находился в княжестве Сирмур в Гималаях, где подготовил теологическое обоснование нового подхода к проблеме ненасилия ( ахимсы ) и морального кодекса сикха. Он построил большой форт для защиты города, и поместил в нём гарнизон. Растущая мощь сикхской общины встревожила местных раджей , атаковавших город, но эти попытки были отбиты.
Гуру Гобинд участвовал в 14 крупных сражениях против моголов и одержал победы в большинстве из них (как, например, в 1686 году Гобинд Сингх повёл в свой первый бой с 2000 простых людей против 20 тысячной профессиональной армии хорошо вооружённых могольских солдат и одержал победу над ними [ источник не указан 1604 дня ] ):
После ряда побед гуру отправился в Анандпур , и в день Байсакхи , 30 марта (13 апреля) 1699 года, преобразовал сикхскую общину, основав — бескастовое братство, функционировавшее одновременно как объединённая армия сикхов.
Согласно преданию, создание хальсы и первая церемония посвящения пахул происходило так: Гобинд вышел перед собравшимися и предложил выйти вперёд тем, кто готовы принести в жертву за гуру и дхарму жизнь. Как гласит легенда, он увёл первого добровольца в шатёр и, вернувшись с окровавленным мечом, повторил свой вопрос; хотя многие начали разбегаться в страхе, так повторялось, пока с гуру не ушло пятеро человек (все — представители разных каст ) и он не вывел их невредимыми. Он назвал этих верных людей Панч Пьяре («Пять Любимых»), разделил с ними чашу ритуального напитка ( амриты , как в индуистской традиции назывался нектар богов) и объявил, что посвящает их первыми в хальсу; сам он стал шестым её членом. Гуру также дал им новую фамилию — Сингх («лев») — и ввёл традицию «пяти К» (предметов, являющихся атрибутами веры сикхов и начинающихся на «к»):
Упразднив пост наследственных человеческих гуру, Гобинд передал власть всей хальсе. Основание хальсы привело к созданию сикхизма — третьей религии Индии .
Основание хальсы сплотило сикхов против множества поддерживаемых Моголами претендентов на место гуру. Не замедлила последовать реакция неприятелей. В 1700—1701 годах объединённая армия раджей и Моголов атаковала Анандпур. К 1704—1705 году ситуация обострились настолько, что Анандпур пал после нескольких месяцев осады, когда в городе начался голод. Однако после отступления хальсы могольское войско было разбито в битве при Мукстаре.
Однако община понесла жестокие потери: большинство сикхов, включая троих из пятёрки Панч Пьяре, погибли в сражениях. Тяжёлые испытания выпали и семье Гобинда Сингха. Два его старших сына, 17 и 13 (или 18 и 14) лет, сражались рядом с отцом и погибли в бою в декабре 1704 года. Младшие сыновья, 9 и 7 (или 8 и 5) лет, попали в плен к могольскому командующему Вазир Хану и, отказавшись перейти в ислам, стали мучениками: были подвергнуты пыткам и заживо замурованы в стену. Захваченная вместе с ними бабушка Мата Гуджра, мать Гобинда, тоже умерла, разбитая горем.
В отправленном Гобиндом Сингхом письму Аурангзебу — «Послании о победе» («Зафарнама») — он обвинял падишаха в несоблюдении договоренностей с сикхами, нарушении обещаний и несправедливости его войны и особенно того, как она велась против его народа и семьи. Там также предрекался скорый конец Империи Великих Моголов. После этого Аурангзеб склонялся к тому, чтобы заключить мир с сикхами, но вскоре умер в 1707 году. В Дели началась борьба за власть, и победивший в ней преемник Аурангзеба, царевич Муаззам, ставший Бахадур-Шахом I , решил провести личную встречу с Гобинд Сингхом. Тот принял его приглашение встретиться в Южной Индии в регионе Декан . Но когда Гобинд прибыл туда в 1708 году, оказалось, что переговоры откладывались.
Через некоторое время в Нандеде на берегу реки Годавари его настигли двое убийц-афганцев (фанатиков-мусульман или же агентов, подосланных его давним врагом, губернатором Сирхинда Вазир Ханом) ранили его в грудь. Гобинд дал им отпор и убил одного из них (второго прикончила его охрана), по итогу выжил и начал было выздоравливать, но когда гуру как-то неосторожно натянул огромный лук, рана открылась, и он умер от кровотечения 17 октября 1708 года. Перед смертью гуру Гобинд завещал своему народу читать отредактированную им до окончательного варианта священную книгу сикхизма « Грантх Сахиб » («Ади Грантх»), которую объявил своим преемником. Ученики Гобинд Сингха разделили подконтрольную сикхам территорию на 12 мисалей (объединений воинов), образовавших конфедерацию .
Гобинд Сингх считается философом теории справедливой войны , изложив пять очень строгих условий её основания.
Когда эти пять условий для Дхарма Юдх (священной войны) будут соблюдены, воин может идти в битву, убеждённый, что ничего нет благороднее гибели за правое дело. Гуру Гобинд создал армию солдатов-святых. Себя и своих последователей он связал правилами рахматнамы — не пить, не курить, не приставать к женщинам своих противников и т. д. Себя он считал смертным и равным остальным членам Хальсы.