Ключи от рая (фильм, 1975)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дерсу́ Узала́» ( яп. デルス・ウザーラ Дэрусу Удза:ра ) — советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы , созданный в 1975 году по мотивам произведений В. К. Арсеньева « По Уссурийскому краю » и « Дерсу Узала ». Первый фильм режиссёра не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной киноплёнке 70 мм. Вторым режиссёром картины стал .
В феврале 1971 г. советский режиссёр С. А. Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. Японский режиссёр, который незадолго до того расторг контракт с Голливудом в ходе работы над фильмом о нападении японцев на Пёрл-Харбор — «Тора! Тора! Тора!», — выплатив при этом большую неустойку, дал согласие. Первоначально Куросава хотел работать над « Тарасом Бульбой » Н. В. Гоголя , затем пробовал писать сценарий к « Запискам из мёртвого дома » Ф. М. Достоевского , однако эти попытки не увенчались успехом.
На создание фильма по мотивам книг В. К. Арсеньева с главным героем Дерсу Узала было затрачено 4 миллиона долларов . Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы ) , а также в Ядринском районе Чувашской АССР . В съёмках участвовали медведица Рита и косуля Катя .
Советский эстрадный певец Кола Бельды пробовался на главную роль; не пройдя пробы, он познакомился с Куросавой и помогал ему в отборе национальных мелодий, а также репетировал с исполнителем главной роли Максимом Мунзуком .
Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала , чьи необыкновенные личные качества восхищали В. Арсеньева.
Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Время действия — 1902 — 1908 годы .
Хронология событий в фильме соблюдена лишь в целом, например, ряд деталей, согласно книге «По Уссурийскому краю» относящихся к 1906 году, показаны в первой части, среди происходивших в 1902 году. Добавлена сцена в лагере китайских разбойников — хунхузов , в то время как согласно книге к лагерю приблизился один Дерсу и, замеченный хунхузами, вступил в перестрелку с ними.
Съёмки фильма в 1974 году вызвали негативную реакцию в КНР . Сборник статей «Антикитайский киносценарий „Дерсу Узала“» отмечал: « Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики. В последнее время они снюхались с японским буржуазным режиссёром, сварганили фильм „Дерсу Узала“, что и является явным доказательством».
По мнению Юрия Соломина , «Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе». Драматург и киновед Александр Мачерет после премьеры поблагодарил Васильева со словами: «Фильм сделали на века!». Секретарь Бюро режиссёров Союза кинематографистов Джанета Танбиева , напротив, оценила фильм негативно .
Так как Куросава был в напряжённых отношениях с американцами, а для Советского Союза премия «Оскар» стала неожиданностью, на церемонию награждения никто не поехал; статуэтку забрал Георгий Данелия .
В американском прокате лента вышла под названием «Охотник» ( The Hunter ). В 2011 в прокат вышел фильм с аналогичным названием , но с другим сюжетом, и профессиональный охотник , делая для GQ обзор этих двух фильмов, отметил: «Если вы хотите увидеть по-настоящему хорошее кино об охоте, лучше посмотрите фильм Куросавы» .