Брендель, Франц
- 1 year ago
- 0
- 0
Альфред Брендель ( нем. Alfred Brendel ; род. 5 января 1931 года , ) — австрийский пианист , гражданин Великобритании .
Детство и отрочество Бренделя прошло в Загребе и затем в Граце , в конце Второй мировой войны он был отправлен на рытьё траншей и попал в больницу с обморожением . Всё это время он сочинял музыку, играл на фортепиано и рисовал — и является едва ли не единственным крупным пианистом XX века, не получившим систематического музыкального образования (Брендель посещал мастер-классы Эдвина Фишера и Эдуарда Штейермана , эпизодически занимался у Артура Михля и Пауля Баумгартнера и экстерном окончил Венскую академию музыки ).
Первое выступление Бренделя состоялось в Граце, когда ему было 17 лет, и было полностью посвящено фуге , причём наряду с произведениями Баха , Брамса и Листа Брендель исполнил несколько своих сочинений. В дальнейшем, однако, Брендель полностью отказался от сочинительства. В 1949 году Брендель принял участие в конкурсе пианистов имени Ферруччо Бузони и получил 4-ю премию; в 1950 году он перебрался в Вену . К 1952 году относится первая запись Бренделя — Пятый фортепианный концерт Прокофьева . Вплоть до 1970-х годов Брендель много концертировал в Австрии, исполняя, главным образом, сонаты Бетховена , произведения Брамса, Листа, Шумана и Шуберта , однако международное признание пришло к Бренделю после лондонских выступлений середины 1970-х (первоначально с произведениями Бетховена); в Лондон Брендель и переселился. С Бетховеном были связаны и исторические циклы концертов Бренделя 1980-х — 90-х годов , включая исполнение всех 32 сонат Бетховена в Карнеги-холле .
В последние годы Альфред Брендель занимается с молодыми пианистами, выступает в ансамбле со своим сыном, виолончелистом Адрианом Бренделем, публикует свои стихи. В 2002 году он был удостоен Премии Роберта Шумана за вклад в шумановский репертуар. В 2004 году Бренделю была присуждена Премия Эрнста Сименса — одна из наиболее престижных мировых музыкальных наград.
В репертуаре Бренделя преобладает австрийская и немецкая классика. К музыке XX века Брендель обращается сравнительно редко, хотя фортепианный концерт Арнольда Шёнберга относится к числу наиболее важных его работ. Творческое кредо Бренделя вытекает из его заявления: «Я несу ответственность перед композитором, а особенно перед произведением,» — позицию Бренделя часто описывают как позицию музыканта-аналитика.
Введён в Зал славы журнала Gramophone .