Томизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Томи́зм — ведущее направление в католической мысли .
Томизм выступает теистической версией аристотелизма . Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского « Сумма теологии ». Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.
В XIII веке в доминиканском ордене преобладал томизм. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь , позже — Авиньон . Начиная с XV века схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Первое направление представлено итальянским томизмом, в частности, Филиппо Барбьери из Сиракуз (1426—1487), второе — испанским томизмом, который пытался развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяется прежде всего Франсиско де Виториа , среди иезуитов Франсиско Суарес , который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. В стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. В области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от Бога, является её первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя .
Папа Лев XIII в энциклике от 4 августа 1879 года «Aeterni Patris» объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия св. Фомы Аквинского , которую доверили ордену доминиканцев .
В 1914 году по распоряжению папы Пия X издаются «24 томистских тезиса».
Безраздельное господство томизма в католическом мировоззрении продолжалось до Второго Ватиканского собора .
По большому счету, томизм является "онтологией", учением о бытии
Первой и основной категорией онтологии томизма является понятие Бога как первой реальности, обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, Бога — как полной реализации бытия . Томизм проводит различения бытия вообще ( лат. esse ) от конкретного бытия ( лат. ens ).
Ключевым отношением в онтологии высшего порядка выступает отношение акта ( лат. actus ) и потенции ( лат. potentia ), где акт — не действие, но само существо бытия — действительность . Потенциальное бытие — бытие , ещё не ставшее, но становящееся.
Конкретизацией различия акта и потенции является различие сущности (essentia или лат. quidditas : «чтойность») и существования (existentia). Совпадают они в вещах, но достигают подлинного тождества лишь в Боге, который не сущность, но Сущий. Сущность — это возможность , потенция вещи, тогда как существование — это её действительность, актуализация.
Согласно Бохеньскому , томизм стоит на точке зрения гилеморфизма , утверждающего, что всякое материальное бытие состоит из материи и формы, детерминирующей эту материю. Но материя и форма порознь не существуют.
Материя относится к форме как потенция к акту. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность — конкретизирующий «принцип индивидуации». Чистая или первая материя ( лат. materia prima ) как пустая возможность балансирует на грани небытия, тогда как предельная форма или форма форм — это Бог .
Форма — это сущность, которая, заметим это, начинает существовать, только воплощаясь в какой-либо материи и выходя таким образом из состояния абстракции. В конечном счёте мы подойдём к тому, что «форма» — это содержательная сторона вещи (essentia), то есть сущность, которая поддаётся пониманию и определению .
Томизм разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку то и другое — от Бога. Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Истину томизм трактует как «соответствие вещи и разума»:
Veritas est adaequatio rei et intellectus
В споре об универсалиях томизм избирает средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель . Он признаёт, что «общих сущностей» нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу. Тем не менее, общее «существует» в предметах и разум извлекает его из них, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, признаются три рода универсалий:
Антропология томизма исходит из представления о человеке как комбинации души ( лат. anima ) и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Человеческая душа — не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма. Томизм также утверждает, что душа едина и неделима и поэтому не исчезает после смерти тела. Душа бессмертна. В конечном счёте, она независима от тела.
Двумя главными функциями человеческой души является познание и воля. Воля понимается как активирующая сила, которая следует за познанием. Познание постигает, что есть добро и что, следовательно, является целью, а затем для её достижения начинает действовать воля. Познание является первичным, а воля понимается как импульс, который зависит от того, что установлено в качестве цели. Таким образом, томизм выражает позицию так называемого интеллектуализма в понимании человека и его поведения. Разум превыше воли (см. 21 тезис томизма). Тем не менее только в Боге он сущность, в человеке же — потенция сущности. Таким образом, не «интеллект мыслит», но человек мыслит «при посредстве» интеллекта. При этом интеллект (разум) господствует над волей.
Мир Фома представлял в виде лестницы («иерархии бытий»):
В «Сумме теологии» (I, Q.2, art.3) приводятся пять онтологических доказательств бытия Бога:
Томистская этика — это этика цели. Среди условий, необходимых для того, чтобы человеческое действие было нравственно хорошим, главным является его подчинённость доброй цели. Учение о добродетели (virtus) и навыке (hexis) занимает важное место в этике томизма, где добродетель — это «действенный навык, навык блага и действенного достижения блага» лат. habitus operativus, est bonus habitus et boni operativus .
Для этики томизма характерно учение о «естественном законе» ( лат. lex naturalis ), вложенном Богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля ; над ним надстраивается «божественный закон» ( лат. lex divina ), который превосходит «естественный закон», но не может ему противоречить. Томизм подчёркивает, что язычники знали о добродетели и практиковали её, поскольку это соответствовало человеческому естеству. Речь идёт о естественных добродетелях, формируемых упражнениями в нравственно хороших поступках. В результате человек приобретает устойчивую привычку совершать их. Таковы добродетели язычников. Добродетели же, привнесённые христианством, совершенно иной природы. Таким образом, существует двойное различение добродетелей: во-первых, различение добродетелей богословских и нравственных, а во-вторых, различение нравственных добродетелей естественных и сверхъестественных. Богословские и сверхъестественные нравственные добродетели объединяет то, что они не приобретаются и не могут быть приобретены упражнением в делании добра. Главной богословской добродетелью является любовь ( лат. caritas ).
Среди интеллектуальных добродетелей в томизме выделено четыре:
В трактате «О правлении государей» соединяется восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.
Согласно Максу Дворжаку , томизм исходит из троякого представления о красоте, которая необходимо содержит такие атрибуты как «ясность» (claritas), «цельность» (integritas) и «согласованность» (consonantia).
Последнее возрождение томизма начинается с середины XIX века ( неотомизм ) — А. Штёкль , М. де Вульф , Д. Мерсье , У. Ньюмен, Т. Либераторе и др. Современный томизм представляет собой теологическую интерпретацию новейшего естествознания, попытки соединить учение Фомы Аквинского с философскими идеями Иммануила Канта , Георга Гегеля , Эдмунда Гуссерля , Мартина Хайдеггера и др.
В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда , однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена .
Против томизма выступали последователи Иоанна Дунса Скота , , Р. Бэкона , группировавшиеся вокруг францисканского ордена .