Чревовещание
- 1 year ago
- 0
- 0
Ико́на Бо́жией Ма́тери «Блаже́нное чре́во» ( Чрево рождения , Баргра́дская, Ба́рловская, Барба́рская — то есть происходящая из города Бари ) — наименование иконы Богородицы , почитаемой в Русской православной церкви чудотворной . Празднование иконе совершается 26 декабря (по юлианскому календарю ) и в день всех святых .
Образ находился в Благовещенском соборе Московского Кремля и своё название получил по евангельским словам, обращённым к Иисусу Христу : «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» ( Лк. ). Сказание из сборника начала XVIII века приписывает иконе итальянское происхождение, сообщая, что она в 1392 году была принесена из « Бара града Римския области». Её считали образом стоявшим на гробнице с мощами Николая Чудотворца и почитали сделанной из «чудных разных многих древес». В описях собора икона в XIX веке называется «Барловская», что является искажённой формой от «Барградская», то есть происходящая из города Бари. В конце XIV века, сразу после её появления в Москве, икону украсили драгоценным окладом (находится на списке XVI века, хранящимся в Оружейной палате ). В XVI веке был создан новый золотой оклад, который был утрачен в 1812 году при захвате французами Москвы. Его заменили серебряным окладом, который был изъят в 1920-е годы в ходе кампании по изъятию церковных ценностей . Сам оригинал иконы находился в Благовещенском соборе до 1924 года, после этого его судьба неизвестна.
До революции в южно- и западнорусских областях Российской империи, а также в Сибири 26 и 27 декабря отмечали праздник повитух и рожениц Бабьи каши , который находит параллель в совершении 27 декабря (9 января) службы иконе «Чрева рождения» .
Икона представляет собой иконографию « Млекопитательница », особенностью является то, что Богородица изображена сидящей на земле на подушке . Богомладенец прильнул к её груди и правой рукой придерживает её. По мнению Никодима Кондакова и Николая Лихачёва , икона имеет черты итальянской живописи, а орнамент на ней позволяет сделать вывод, что это копия с итальянского или далматинского оригинала 1-й трети XIV века.
Сохранились три списка с оригинальной иконы: