Янкевский, Леонид Владимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Леони́д Влади́мирович Позен (26 февраля [10 марта] 1849 , Оболонь , Полтавская губерния , Российская империя — 8 января 1921 , Петроград , РСФСР ) — русский скульптор - передвижник и политический деятель ( статский , затем тайный советник ). Действительный член Императорской академии художеств (с 1894 года ), сенатор Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената (с 1912 года ).
Леонид Позен родился в семье отставного гвардии штабс-капитана в селе Оболони Хорольского уезда (ныне Семёновский район Полтавской области ), в родовом имении Позенов. Начальное образование будущий скульптор получил дома, затем, в пятнадцатилетнем возрасте, поступил в пятый класс Полтавской губернской гимназии . В 1867 году Леонид Позен поступил в Императорский Харьковский университет . Через год он перевёлся на юридический факультет Санкт-Петербургского университета .
Окончив университет в 1872 году со степенью кандидата прав, Л. Позен начал работать помощником присяжного поверенного. В 1876 году , оставив адвокатуру , Л. В. Позен перешёл на службу в Министерство юстиции . Почти сразу же его направили в Полтаву кандидатом на должность товарища прокурора в Полтавском окружном суде.
В 1891 году Л. В. Позен переехал в Санкт-Петербург , получив назначение по службе в прокуратуру Петербургского окружного суда.
В общей сложности в судах Леонид Владимирович Позен проработал свыше 40 лет, начиная с должности следователя второго участка Полтавского уезда. Достиг чина тайного советника. С 20 января 1912 года по 11 апреля 1917 года был сенатором Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената.
Умер Леонид Владимирович Позен в Петрограде в 1921 году ; похоронен на Смоленском православном кладбище . Первоначальное надгробие было утрачено и много позднее (не ранее 1990-х годов) заменено другим.
Жена Леонида Владимировича — Мария Фёдоровна, урожденная Дейтрих, была художницей. Своих детей у них не было. Они удочерили дочку умерших односельчан по фамилии Больба. Однако, накануне отъезда с Позенами в Санкт-Петербург, она утонула в местном озере.
Специального художественного образования Леонид Позен не имел. Его с детства привлекали глиняные игрушки, выполненные опошнянскими гончарами . Он пытался лепить их копии из ржаного хлеба . Увлекался также рисованием. Родители Леонида желали, чтобы он, по окончании гимназии, поступал в Императорскую Академию художеств . Однако юноша не относился серьёзно к своим художественным задаткам.
Свои художественные занятия Л. В. Позен возобновил по приезде в Полтаву в 1876 году. Сначала он копировал гипсовые фигуры разных деятелей, используя в качестве образцов для копирования произведения современных ему скульпторов: Н. И. Либериха , Е. А. Лансере , П.-Ж. Мэна . Затем стал лепить с натуры небольшие портреты друзей и близких, пробовал делать и сложные композиции. Так, например, в 1877 году он вылепил из воска скульптурную группу «Извозчик».
В 1882 году , по совету Г. Г. Мясоедова , Леонид Позен представил свою скульптурную группу «На волах» на 10-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Работа начинающего скульптора имела огромный успех. Несколько дней спустя после закрытия выставки собственник фабрики художественного литья купил скульптурную группу «На волах» для отлива её в бронзе. Впоследствии он многие годы систематически покупал произведения Л. В. Позена, отливал их и устраивал выставки не только в России, но и за рубежом: в Италии , Англии , Германии , Голландии , Америке. На очередной, 11-й, передвижной выставке успех Позену принесли ранее выполненные работы «Шинкарь», «Лирник», «Черкасский вол», «Жеребёнок», «Кобчик».
Л. В. Позен был постоянным участником выставок Товарищества вплоть до 1918 года , принимая участие почти в каждой выставке и продемонстрировав свыше 50 работ. В 1891 году Л. Позен стал действительным членом ТПХВ. Он был первым из скульпторов, присоединившихся к Товариществу. Леонид Позен был в дружеских отношениях с художниками Василием Волковым , Иваном Зайцевым, Николаем Ярошенко .
В 1894 году в связи с болезнью Л. Позен уехал в Рим , где находился на лечении и попутно изучал музейные коллекции. В том же году он был избран действительным членом Императорской Академии художеств (ИАХ). В 1900 году назначен членом Совета ИАХ. В 1915 году Позен отказался от предложенного ему звания академика скульптуры «по соображениям принципиального характера».
Наибольшую известность Леонид Позен приобрёл своими кабинетными жанровыми композициями на темы из жизни и истории украинского народа: «Кобзарь» ( 1883 ), «Переселенцы» ( 1884 ), «Попрошайка» ( 1886 ), «Запорожец в разведке» ( 1887 ), «Скиф» ( 1889 ), «Пахота на Украине» ( 1897 ) и др.
Он создал также ряд портретных бюстов: Г. Г. Мясоедова ( 1890 ), Ф. И. Стравинского ( 1897 ), Н. А. Ярошенко ( 1898 , 1899 ), И. П. Котляревского (для Полтавской школы, носящей имя писателя) и др.
В начале 1900-х годов Л. Позен создал памятник поэту Ивану Котляревскому (открыт в 1903 году). В 1914—1915 годах создал (открыт в 1934 году) .
Произведения Леонида Позена хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , Киевском музее русского искусства , Одесском художественном музее , Полтавском художественном музее и других.
Известный историк искусства Петр Петрович Гнедич считал Леонида Позена необыкновенно интересным и самобытным скульптором. Самым характерным образцом присущей Леониду Владимировичу сильной композиции Петр Петрович считал его «Скифа».
Памятники, созданные Л. В. Позеном | |
---|---|
в Полтаве |
в Полтаве |