Interested Article - Трифонов день

Три́фонов день — день в народном календаре славян , приходящийся на 1 (14) февраля ; полупраздник [ прояснить ] у восточных и южных славян, связанный с приближением весны . Особо широко отмечается в Болгарии , Северной Македонии и Сербии , где имеет характер праздника с многочисленными обрядами . Считается предвесенним праздником виноградарей , поскольку святой Трифон считается их покровителем . У русских он выступал в роли покровителя охотников на пернатую дичь . У южных славян первые три дня февраля (Трифонов день, Сретенье , день святого Симеона ) считаются рубежом между зимой и весной .

Другие названия

рус. Трифон , Трифоны Перезимники , Трифон Звездистый, Трифон с кошкой , День Трифона — заклинателя мышей, Трифон-мороз , Трифон Перезимник, Звездопад, Мышегон , Предпразднество Сретения ; белор. Грамнічны бацька ; болг. Три́фун Зареза́н, Три́фоновден, Св. Три́фон, Три́фун Зарезо́й, Трифон пия́ница, Трифон чи́пият (курносый) , Зарезановден ; серб. Свети Тривун, Свети Трива, Свети Трипо, Трипун-пиjаница, Трифон Орезач, Заризој, Триша .

В этот день православными славянами почитаются в том числе Трифон Никейский и , чьи имена присутствуют в названиях дня.

Трифон мышегон

Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний .

На Руси на Трифона мышей и мышарники заговаривали . Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло .

Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимал из средины заклинаемого стога по снопу (или по клоку, если дело идёт о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь прочь .

Трифону сельские девицы молились о женихах — вероятно потому, что февраль — свадебный месяц .

Примечали погоду в этот вечер: если небо будет звёздным, то считали, что зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя .

Трифон Зарезан

Св. Трифон с ножом для подрезки виноградной лозы. Икона XVIII в., Сербия

В Болгарии, Македонии и восточной Сербии праздник назван народом Зарезан или Орезач, так как отмечается во время первой обрезки виноградника . У южных славян широко распространено предание о Трифоне и Богородице, которой посвящён следующий день и которые считались братом и сестрой. По легенде Богородица прокляла Трифона за оскорбление, нанесённое ей и младенцу по дороге в церковь, после чего святой отрезал себе нос . Есть и иная версия: Трифона называют Зарезаном, потому что когда он подрезал лозу, будучи порядком выпивши, вместо лозы порезал себе нос. Поэтому другое народное название — Трифон-пьяница . Праздник входит в цикл трёх последовательных дней, известных как Трифунцы (1, 2, 3 февраля) .

На Трифона в болгарских храмах звучит особая молитва. В ней прихожане называются «лозой Господней», а мольба обращается о том, чтобы «благодать снизошла на каждую лозу», то есть на каждого прихожанина. В храмах освящается вода, в некоторых местах, читают специальную молитву от вредителей .

В этот день вино льётся без ограничений. На трапезу каждый несёт флягу с вином, в которую опускаются виноградные веточки. В конце угощения развеселившиеся и хорошо угостившиеся мужчины отправляются в село. В соответствии с обрядом обходят дома, где их снова угощают вином. «Царя» несут на руках, при этом постоянно поливая вином. «Как вино льётся, так пусть лозы растут», — приговаривают все .

В церковной живописи сербских и болгарских этнических районов святой изображается в виде юноши, который держит специальный нож для подрезания лозы . Болгарский праздник виноградарей считается остатком культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия ( Диониса ) . Болгары про этот день говорят: «Св. Трифон вкладывает голову в землю и она начинает согреваться» ( болг. Св. Трифон забива главата си в земята и по този начин я затопля ), то есть с этого дня природа начинает готовиться к весне .

Поговорки и приметы

  • Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль .
  • Начало февраля погоже — весну жди раннюю, пригожую .
  • На Трифона звездисто — весна поздняя .
  • На Трифона звёзд много — весне длинная дорога .
  • Если на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя .
  • На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом .

См. также

Примечания

  1. , с. 606.
  2. , с. 318–320.
  3. , с. 318.
  4. , с. 118.
  5. , с. 396.
  6. , с. 128.
  7. , с. 29.
  8. , с. 230.
  9. , с. 102.
  10. . Дата обращения: 4 августа 2015. 3 марта 2022 года.
  11. , с. 560.
  12. , с. 275.
  13. , с. 27.
  14. , с. 299.
  15. , с. 79-81.
  16. , с. 115.
  17. .
  18. , с. 144—145.
  19. , с. 19.
  20. , с. 17.
  21. от 6 марта 2016 на Wayback Machine // О Болгарии по-русски и по-болгарски.
  22. , с. 91–100.
  23. , с. 507.
  24. , с. 19.
  25. , с. 76.
  26. , с. 208.
  27. , с. 72.
  28. , с. 100.
  29. , с. 100.

Литература

Ссылки

  • // Российский этнографический музей
Источник —

Same as Трифонов день