Interested Article - Ващенко, Гавриил Харитонович

Гавриил Харитонович Ващенко ( 20 июня 1928 , д. Чикаловичи , Брагинский район , Гомельская область 14 февраля 2014 , Минск ) — белорусский советский живописец, народный художник БССР (1988) . Заслуженный деятель искусств БССР (1977). Профессор (1980). Лауреат Государственной премии Беларуси (1984).

Биография

Родился 20 июня 1928 года в белорусском Полесье , мотивы природы которого отражались в творчестве художника на протяжении всей жизни.

Молодость

В 1948 году окончил Киевское училище прикладных искусств, преподаватель — Яблонская Т. Н. . Историю искусств в училище преподавал Н. А. Прахов , художник и искусствовед, отец которого, А. В. Прахов , когда-то руководил росписью Владимирского собора в Киеве и был знаком с Врубелем . Дружба с Н. А. Праховым, а также само прикладное направление училища оказали большое влияние на становление Гавриила Ващенко как художника. Он увлёкся монументальным искусством и, будучи на 3-м курсе училища, уже делал росписи в здании Верховного Совета Украины . По окончании училища работал на киностудии имени Довженко .

По совету старшекурсников уехал поступать в Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства , который окончил в 1955 году. По распределению уехал в Молдавию, где прожил 6 лет. Получил звание Лауреата фестиваля молодежи и студентов Молдавии.

В 1955-60 годах преподавал в Республиканском художественном училище Кишинёва , (Молдавия).

В 1957 году был принят в члены Союза художников СССР. Был автором нескольких монументальных росписей в Кишинёве и Москве. На всесоюзной выставке в Москве познакомился с будущим народным художником Беларуси Владимиром Стельмашонком , по приглашению которого в 1961 году приехал в Минск, чтобы возглавить Кафедру монументально-декоративного искусства в Белорусском государственном театрально-художественном институте . К этому времени у Гавриила Ващенко уже была семья — жена и 2 сына.

Переезд в Минск

В 1961 году переехал в Минск и осуществил первый набор на специальность «Монументально-декоративное искусство», являлся основателем кафедры монументально-декоративного искусства в Белорусском государственном театрально-художественном институте .

С 1961 по 1997 годы преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте (с 2001 года — Белорусская государственная академия искусств).

В 1963 году пригласил переехать в Минск с Украины для преподавания в институте будущего народного художника Беларуси Александра Кищенко .

В 1965 году получил учёное звание доцента.

С 1966 по 1975 годы — в связи с реорганизацией кафедры декоративно-прикладного искусства руководил мастерской при кафедре живописи.

В 1969 году получил бронзовую медаль ВДНХ СССР .

В 1972 году сделал роспись Дворца культуры химиков в Светлогорске .

В 1975 году получил золотую медаль ВДНХ СССР за картину «Мое Полесье». Картина не была рекомендована выставочным комитетом, но попала в Москву благодаря стараниям директора Художественного музея БССР Елены Аладовой .

В 1975 году получил серебряную медаль имени Грекова за картину «Баллада о мужестве».

С 1975 по 1995 годы заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства.

В 1978 году Г. Х. Ващенко была вручена Почётная грамота Верховного Совета БССР, и он был удостоен звания Заслуженный деятель искусств БССР .

В 1980 году присвоено учёное звание профессора.

В 1980 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом произведений Гавриила Ващенко — первый в новой серии «Мастера советского искусства». Автором этой первой монографии о Г. Х. Ващенко была российский искусствовед Ольга Воронова .

В 1984 году стал Лауреатом Государственной премии БССР (за цикл картин «Дума о Родине», «Прорыв», «Мир земле моей», «Июльский мёд»).

С 1987 по 1999 годы большая часть дипломных работ на кафедре монументально-декоративного искусства в Белорусской Академии искусств выполнена под руководством Г. Х. Ващенко. Многочисленные его ученики являются членами Белорусского союза художников, внесли существенный личный вклад в изобразительное искусство Беларуси. Многие преподают в художественных учебных заведениях, В. Л. Зинкевич возглавляет кафедру монументально-декоративного искусства, определяет перспективные направления её развития.

Ващенко принимал активное участие в общественной жизни Союза художников, являлся членом Правления Союза Художников СССР , членом Президиума Союза Художников БССР, членом экспертной комиссии Министерства культуры БССР, членом Всесоюзной комиссии по монументальному искусству Союза художников СССР и межведомственного Совета при Госстрое БССР по синтезу искусств, членом правления фонда культуры.

В 1988 году Г. Х. Ващенко было присвоено звание « Народный художник БССР ».

Постсоветский период

В 1992 году Международным Биографическим Центром Кембриджа Ващенко был признан «Человеком года».

В 1993 году Международным Биографическим Центром Кембриджа Ващенко был признан «Человеком XX столетия» и награждён именной серебряной медалью.

В 1994 году Американским Биографическим Институтом Ващенко было присуждено почетное звание «Человек года» и вручена именная золотая медаль «Честь 2000».

В 1995 году был награждён медалью Франциска Скорины и получил звание Академика живописи ОО «Белорусская Академия изобразительного искусства».

В 1999 году Ващенко был отмечен Американским Биографическим Институтом .

В 2002 году в Гомеле была открыта «Картинная галерея Г. Х. Ващенко», основу которой составили 70 живописных полотен, акварелей и эскизов монументальных работ, переданных художником в дар городу .

В 2013 году стал почётным гражданином Гомеля .

Картины Г. Х. Ващенко экспонировались в Австрии, Алжире, Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Италии, Польше, Румынии, Франции, ФРГ и Чехословакии. Его произведения находятся в 28 музеях мира, в том числе, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Национальном музее украинского искусства, Национальном художественном музее Молдавии, Национальном художественном музее Болгарии. В фондах Третьяковской галереи — 12 его живописных работ .

Умер 14 февраля 2014 года . Похоронен в Минске на Восточном кладбище .

Память

Участок, на котором находится могила Матильды и Гавриила Ващенко, вымощен квадратной брусчаткой. Над двойным захоронением установлен гранитный валун. В его центральной части расположен полированный участок, где вырезан простой четырёхконечный крест. Справа от креста выгравировано: «Вашчанка / Гаўрыіл Харытонавіч /1928 — 2014 / Народны мастак / Беларусі». С левой стороны написано: «Вашчанка / Мацільда Адамаўна / 1929 — 2013 / Любімая / жонка».

Произведения

«Всполох. Полесская песня». 1968—1996. Фрагмент картины. Марка Белоруссии, 2015

Станковая живопись

  • «Непокоренные»
  • «Цикламены» (1966)
  • «В ожидании»
  • «Нефтяники Полесья»
  • «Полесская песня»
  • «Мое Полесье» (1975, золотая медаль ВДНХ)
  • «Август»
  • «Грюнвальдская битва»
  • «Лев Сапега в Гольшанах»
  • «Крылья матери»
  • «Июльский мёд»
  • «Сентябрьские туманы»
  • «Первый снег»
  • «Диалог»
  • «Легенда»
  • «Раздумье»
  • «Песня дуба»
  • «Зеленый Луг»
  • «Простор»
  • «Мой край» (1980, Национальная Третьяковская галерея)
  • «Чернобыльский реквием»
  • «Тайна ночи» (1991, холст, масло, 90 х 114см)

Монументальные работы

  • мозаика «Полёт» (1963) во Дворце культуры текстильщиков в Минске
  • роспись «Земля Светлогорская» (1972) во Дворце культуры химиков в г. Светлогорске
  • витражи в «Доме кино» ( Красный костёл ) в Минске (1974)
  • энкаустика «Просветители» (1970—1976) в «Доме учителя» (Лицей БГУ ) в Минске
  • витражи и рельефы в кинотеатре «Москва» (в соавторстве с Н. Ващенко, 1980) в Минске

Панно «Просветители»

Панно представляет собой одно из крупнейших в Беларуси произведений в технике энкаустики . В этой работе представлена история белорусской культуры через личности известных белорусских гуманистов XVI—XVII и XX веков, чьё творчество и идеи обогатили науку и культуру Беларуси:

В руках героев панно свитки, фолианты, книги, что перекликается с известным христианским сюжетом « Дары волхвов ». В данном случае это дары просвещения. Посередине композиции в круге света, две фигуры  — женщины-учителя и мальчика-ученика, это также параллель с библейским сюжетом Матери и Сына . Как и в других своих монументальных произведениях, в панно «Просветители» Г. Х. Ващенко использовал картинный принцип построения композиции . То есть, «картинность», как способ организации плоскости росписи по принципу разворачивания сценического действия.

Персональные выставки

  • 1978 — Государственный художественный музей, Минск
  • 1978 — Национальный художественный музей Молдовы, Кишинёв
  • 1980 — Центральный дом художника , Москва
  • 1982 — выставочные залы Союза художников Болгарии, София
  • 1988 — Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
  • 1988 — Музей украинского искусства, Львов
  • 1993 — Республиканская художественная галерея, Минск
  • 1995 — Национальный музей украинского искусства , Киев
  • 1997 — Галерея «Мастацтва», Минск
  • 1998 — Галерея «Традиция», Светлогорск
  • 1998 — Гомель
  • 1998 — Музей современного изобразительного искусства, Минск
  • 1998 — Галерея «Золото», Минск
  • 2013 — Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск .

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 марта 2014. 10 марта 2014 года.
  2. . Дата обращения: 13 января 2014. Архивировано из 13 января 2014 года.
  3. . Дата обращения: 13 января 2014. 13 января 2014 года.
  4. . Дата обращения: 13 января 2014. Архивировано из 13 января 2014 года.
  5. Катляроў І. «Сапраўдны творца ўвасабляе сабой Радзіму»// Полымя (Мінск). — № 3. — 2009. — С. 137—143.
  6. . Дата обращения: 13 января 2014. 1 января 2014 года.
  7. . Дата обращения: 13 января 2014. 1 января 2014 года.
  8. . Дата обращения: 13 января 2014. Архивировано из 13 января 2014 года.
  9. от 14 января 2014 на Wayback Machine
  10. . Белорусское телеграфное агентство (БелТА) (14 февраля 2014). — Культура. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 6 марта 2014 года.
  11. от 13 января 2014 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Ващенко, Гавриил Харитонович