Interested Article - Софийский собор (Великий Новгород)

Софи́йский собо́р или Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода , созданный в 1045 1050 годах , кафедральный собор Новгородской митрополии . На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики . Наиболее ранний из древнерусских храмов , сохранившихся на современной территории России.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим деревянного храма «из дуба о 13 верхах» (13-купольного) 989 года , однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был, по данным разных летописей, в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой . Храм имеет пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов , покрытых слоем цемянки . Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками . Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя , в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах ; однако мрамор был заменён известняком , а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле середины XII века с большим количеством горельефов и скульптур.

Во время штурма Новгорода войсками Якоба Делагарди протопоп собора Амос Иванович погиб в сражении со шведскими солдатами.

Южный фасад в 1886 и после реставрации в 1900 г.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса . При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов .

После революционных событий в 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей , часть церковного имущества была изъята. В 1929 году собор был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей , где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника . В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 заново освящён лично патриархом Алексием II . В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

План собора на конец XIX века

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм . Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке , к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке , а также киевская . У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма .

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов .

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка ). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы . В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы . В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Росписи и иконы Софийского собора

Западный вход с Магдебургскими вратами и фресками — в 1903 и в 2017 г.
« Магдебургские врата »
Пророк Соломон. Фреска в барабане храма
Мартириева паперть Софийского собора

Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора . Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены . Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики , так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса . Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

Мощи

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны , князей Владимира , Мстислава и Фёдора , епископов Иоакима Корсунянина , Луки Жидяты , Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна , Григория , Мартирия , Антония , Василия Калики , Симеона и Аффония . Церковная атрибуция останков, по мнению советского историка В. Л. Янина , не соответствует исторической действительности . Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Магдебургские врата

Ма́гдебургские , иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом , были перенесены в западный портал собора . В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Крест главного купола и легенда о голубе

Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа . По легенде , когда в 1570 году Иван Грозный учинил резню новгородцев , на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов , что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года , во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года ) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков , Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской « Голубой дивизии », воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию . По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне в Мадриде . Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев , получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года .

Граффити Софии Новгородской

Фрагмент граффити в Софийском соборе

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись, из них 10 глаголических , остальные — кириллические . К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях . Всего к 2014 году известно около 800 текстов . Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской . Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в « Слове о полку Игореве », в котором эпический певец Боян назван вещим .

Другие достопримечательности

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России
  • Алексиевский крест , воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве . Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращён и помещён в Софийский собор.
  • Царское моленное место , установленное по приказу Ивана Грозного , делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым .
Почтовая марка. Новгородский кремль. Храм Святой Софии.

Примечания

  1. Ядрышников В. А. Реставрация памятников культуры // Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков: Энциклопедический словарь. — СПб.: Нестор-История, 2007. — С. 413.
  2. Дата обращения: 24 сентября 2009. Архивировано из 11 января 2012 года.
  3. Г. М. Штендер. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни Новгородской Софии//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., «Наука», 1977, с. 30-54
  4. . Дата обращения: 1 декабря 2010. Архивировано из 25 августа 2007 года.
  5. Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. Церковная традиция и историческая критика. М.: «Наука», 1988
  6. . Дата обращения: 23 июня 2021. 16 мая 2011 года.
  7. Дата обращения: 10 ноября 2022. 10 ноября 2022 года.
  8. Трифонова А. Н. История Великого Новгорода в XX веке. — М. : Северный паломник. — С. 212. — 390 с. — ISBN 978-5-94431-299-0 .
  9. 22 древнерусских глаголических надписи-граффити XI—XII веков из Новгорода // Slovo: Časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. Zagreb, 2012. 62. S. 63-99.
  10. Дата обращения: 3 января 2016. 3 марта 2016 года.
  11. . Дата обращения: 3 января 2016. 24 апреля 2015 года.
  12. . Дата обращения: 24 октября 2016. 25 октября 2016 года.
  13. Светлана Гнутова. . Православный журнал "Фома" (27 сентября 2012). Дата обращения: 4 июля 2017. 2 июля 2017 года.

Литература

  1. (недоступная ссылка)
  2. (недоступная ссылка)
  3. (недоступная ссылка)
  4. (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Софийский собор (Великий Новгород)