Римская свеча
- 1 year ago
- 0
- 0
Свеча́ — изделие, приспособление для освещения (изначально) или для некоторых других целей, чаще всего в виде цилиндра из твёрдого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру).
Горючим материалом может служить: сало , стеарин , воск , парафин , спермацет или другое вещество с подходящими свойствами ( легкоплавкость , горючесть, твердое). В настоящее время чаще всего используется смесь парафина со стеарином и различными добавками (красители и тому подобное). Фитиль пропитывают растворами селитры , хлористого аммония , борной кислоты для того, чтобы он лучше сгорал по мере уменьшения свечи и не создавал слишком большого пламени. В прошлом для этих целей использовались свечные щипцы , которыми периодически снимали фитильный нагар. Для тушения свечей использовался гасильник . После появления электрического освещения свечи вышли из широкого употребления. За ними сохраняется ритуальное значение; кроме того, распространены декоративные свечи различной формы и окраски.
Свечи использовались в качестве источника света и для освещения торжеств уже более 5000 лет, но об их происхождении мало что известно. Самое раннее использование свечей часто приписывают древним египтянам, которые делали тростниковые светильники или факелы, вымачивая сердцевину тростника в расплавленном животном жире. Однако у фонарей не было фитиля, как у настоящей свечи.
В то время как египтяне использовали фитильные свечи в 3000 году до нашей эры, древние римляне, как правило, приписывают разработку фитильной свечи до этого времени путем многократного погружения свернутого папируса в расплавленный жир или пчелиный воск. Полученные свечи использовались для освещения их домов, для помощи путешественникам ночью и в религиозных церемониях.
Историки нашли свидетельства того, что многие другие ранние цивилизации делали свечи, используя воск , сделанный из доступных растений и насекомых. Ранние китайские свечи, как говорят, были отлиты в бумажные трубки, используя свернутую рисовую бумагу для фитиля и воск из местного насекомого, которое было объединено с семенами. В Японии свечи изготавливали из воска, добываемого из древесных орехов, а в Индии свечной воск изготавливали путем кипячения плодов коричного дерева.
Известно также, что свечи играли важную роль в ранних религиозных церемониях. Ханука , еврейский праздник огней, который сосредотачивается на зажжении свечей, восходит к 165 году до н. э. Есть несколько библейских ссылок на свечи, и император Константин , как сообщается, призвал использовать свечи во время пасхальной службы в IV веке.
Прототипом свечи являются чаши, наполненные маслом или жиром, с щепочкой в качестве фитиля (позднее стали использовать фитильки из волокна или ткани). Такие светильники давали неприятный запах и очень сильно коптили. Первые свечи современной конструкции появились в Средневековье и изготавливались из жира (чаще всего) или из воска. Восковые свечи долгое время были очень дороги. Чтобы осветить большое помещение, требовались сотни свечей, они чадили, черня потолки и стены.
До XV века свечи изготавливались выдерживанием впитывающего материала — папируса, бумаги, пористой сердцевины некоторых растений — в расплаве жира до его напитывания. В XV веке была изобретена цилиндрическая форма для отливки свечей, одновременно медленно начала возрастать популярность пчелиного воска как горючего материала для свечей. В XVI—XVII веках американскими колонистами было изобретено получение воска из некоторых местных растений, и свечи, произведенные этим способом, временно набрали большую популярность — они не дымили, не таяли так сильно как сальные, однако их производство было трудоемким, и популярность вскоре сошла на нет.
Развитие китобойной промышленности в конце XVIII века внесло первые существенные изменения в процесс производства свечей, потому что спермацет (воскоподобный жир, получаемый из верхней части головы кашалота ) стал легко доступным. Спермацет горел лучше, чем жир и при этом не дымил, и в общем был ближе к пчелиному воску по свойствам и преимуществам.
Большинство изобретений, повлиявших на , относится к XIX веку. В 1820 г. французский химик Мишель Шеврёль открыл возможность выделения смеси жирных кислот из животных жиров — т. н. стеарина . Стеарин, иначе иногда называемый стеариновым воском из-за подобных воску свойств, оказался твёрдым, жёстким и горел без копоти и почти без запаха, а технология его производства не являлась затратной. И как следствие, вскоре стеариновые свечи почти полностью вытеснили все другие виды свечей, было налажено массовое производство. Примерно тогда же была освоена технология пропитки фитилей свечей борной кислотой, что избавляло от необходимости часто снимать остатки фитиля (если их не снимать, они могли затушить свечу).
Ближе к началу XX века химики смогли выделить нефтяной воск — парафин . Парафин чисто и ровно горел, практически не давая запаха (сильный запах имел лишь дым, образующийся при тушении свечи, но этот запах не был сильно неприятным), и его было дешевле производить, чем любое другое горючее вещество для свечей, известное к тому времени. Единственным его недостатком была низкая температура плавления (по сравнению со стеарином), из-за чего свечи имели свойство оплывать раньше, чем сгорают, но эта проблема была решена, после того, как в парафин начали добавлять более твёрдый и тугоплавкий стеарин. Даже при внедрении электрического освещения довольно долгое время в начале XX века парафиновые свечи только набирали популярность, этому способствовало бурное развитие нефтяной промышленности в то время. Со временем их значение в освещении сменялось на декоративное и эстетическое.
На сегодняшний день парафиновые свечи среди свечей являются почти единственным видом. Свечи делают из смеси высокоочищенного (снежно-белого или слегка прозрачного) парафина с небольшим количеством стеарина, либо из малоочищенного (жёлтого) парафина, как с добавкой стеарина, так и без неё. Первые более эстетичны и менее пахучи, вторые не так сильно оплывают. Изредка производятся свечи из неочищенного парафина (красно-жёлтого) без добавок, которые очень сильно оплывают, и поэтому не пользуются спросом.
В зависимости от устройства и назначения свечи разделяются на различные виды:
Для изготовления самых первых свечей в древности применяли небольшие специальные емкости из глины, в которые закладывалось сало, жиры, и деревянная щепочка или кусок каната в качестве фитиля. Такие ёмкости изготавливались вручную.
Первые серьезные мастерские по массовому изготовлению свечей появились во Франции в XV веке. В них уже применялись литейные формы.
Эффективный аппарат для поточного производства свечей был сконструирован только в 1834 году. Изобретателем аппарата считается Джозеф Морган. Аппарат состоял из цилиндров, в которые заливался воск. Для выемки готовых остывших свечей были приспособлены пистоны специальной конструкции.
При изготовлении свечей используются:
Свечи применяются как источник освещения начиная с III тысячелетия до н. э. До появления и начала распространения электрических ламп накаливания с 1880-х годов, наряду с лампадами это был основной источник освещения. Свечи используются в этом качестве и на начало XXI века при отсутствии электричества, чаще всего при плановых и неплановых отключениях электроэнергии в жилых домах.
Поскольку электрические источники освещения вытесняют все прочие, то на первый план выходят другие способы применения свечей. Свечи широко используются в декоративных целях, как украшения. Также часто их используют для создания романтической атмосферы.
Ароматизированные свечи и свечи из пчелиного воска (источающие природный аромат) используются и для наполнения помещения запахом.
Свечи часто применяются на праздновании дня святого Валентина , свадьбах и других праздниках. На венчании в православии используются так называемые венчальные свечи . Они белого цвета и вытянутые. Во время церемонии венчания их держат в руках и жених , и невеста . В случае если оба новобрачных венчаются не в первый раз, венчальные свечи не даются. Существуют суеверия : у кого свеча будет дольше гореть, тот будет дольше жить; погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья.
До появления более совершенных приборов для измерения времени (таких как механические и электронные часы ) свечи нередко использовались в этом качестве, заменяя солнечные и песочные часы .
Цилиндрическая свеча горит равномерно, что позволяет отмерять время с помощью часовых засечек на свече. Также с XVIII века известно усовершенствование свечных часов (т. н. огненные часы): к свече с обеих сторон приделывали грузики, а саму свечу ставили над каким-либо металлическим предметом. Когда свеча догорала до места крепления грузов, те падали и издавали громкий звук, аналогичный . Такие свечи использовались шахтёрами вплоть до XX века .
Свечи используются в религиозных церемониях буддистов , иудеев и христиан . Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослужения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» .
В христианстве свечи используются для выражения поклонения Богу как символы Божественного света и жертвенной любви. Они появились в христианстве во времена императора Константина , когда установился союз церкви и государства, Божьих заповедей и языческих преданий: «По традиции, заимствованной у язычников, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады » .
Свечи, которые верующие приобретают в храме , чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению , превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией , Ангелу или святому , у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Наиболее известный заимствованный христианами обряд — возжигание свечи перед иконой святого. Обряд состоит в том, что верующий возжигает свечу в церкви рядом с иконой одного из святых и укрепляет её в специальном множественном подсвечнике . Такое возжигание есть символ особой веры и любви к данному святому. Чаще всего свечу ставят, молясь за кого-либо из живущих людей или за упокой души кого-либо из умерших близких. На Пасху (вплоть до дня Святой Троицы ) принято использовать праздничные пасхальные свечи красного цвета.
Вопреки распространённому мнению, в христианских обрядах используются не только свечи из воска , но и из других материалов. Самое главное, чтобы они были предварительно освящены. Православные священнослужители предупреждают о недопустимости использования верующими освящённых свечей в оккультных целях.
Тему свечей, игры света и тени использовали в своём творчестве многие знаменитые художники: Карл Брюллов — «Гадающая Светлана» (1836), Михаил Врубель — «Ангел с кадилом и свечой» (1887), Михаил Нестеров — «Князь Александр Невский» (1894—1897), Константин Васильев — «Ожидание» (1976), «Человек с филином» (1976), Илья Глазунов — «Девушка со свечой во храме» (1992).
Борис Пастернак включил в роман « Доктор Живаго » стихотворение 1946 года « Зимняя ночь », построенное на образе горящей свечи. Это стихотворение легло в основу песен Софии Ротару («Свечи»), Аллы Пугачёвой , Николая Носкова («Зимняя ночь»).
Выражение «Чтобы свеча не погасла» является крылатым. Оно может означать эстафету прогресса между поколениями, и не только прогресса. Так, к 90-летию Льва Гумилёва вышла книга «Чтобы свеча не погасла» . Эти слова автор приписывает московскому князю Ивану Красному . Заглавие книги отражает желание Гумилёва сохранить историю России, передать её потомкам.
История свеч насчитывает сотни лет. За это время свеча как символ нашла своё место в произведениях искусства, устной и письменной речи. В символике она уподобляется солнцу, является символом света, жизни, духовности. Примером может служить знаменитая сцена со свечой в фильме А. Тарковского « Ностальгия ».
Свеча является одним из символов медицины , в котором представляется в виде врача, пренебрегающего собой ради пациентов. Существует латинская поговорка , нередко встречающаяся в геральдических знаках с факелом либо свечой: Aliis inserviendo consumor — «Служа другим, расточаю себя» .