Фабрис, Энрико
- 1 year ago
- 0
- 0
Энри́ко Кару́зо ( итал. Enrico Caruso ; 25 февраля 1873 , Неаполь , Королевство Италия — 2 августа 1921 , там же) — итальянский оперный певец .
Энрико Карузо родился 25 февраля 1873 года в городе Неаполь в бедной многодетной семье. Родители хотели, чтобы Энрико стал инженером , но он выбрал карьеру музыканта . В детстве пел в церковном хоре , участвовал за день в нескольких церковных службах, получая за каждую службу по 10 лир. Когда Энрико было 15 лет, умерла его мать, и он стал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках .
Занимался пением с частными преподавателями, среди которых был . Верджине устроил Карузо прослушивание у импресарио Никола Даспуро для участия в спектаклях театра «Меркаданте». Даспуро и дирижёр Джованни Дзуккани решили предоставить ему дебют в опере Амбруаза Тома « », однако репетиции начались столь неудачно, что они отказались от этой идеи, а суеверный Карузо навсегда исключил партию Вильгельма из своего репертуара.
Вскоре после возвращения из армии исполнил партию Туридду в любительской постановке оперы « Сельская честь ». 13 октября 1894 года еженедельник «Фортунио» упомянул об участии певца в концерте в театре «Эксельсиор», что стало первым появлением имени Карузо в прессе. Дебютировал на профессиональной сцене в Неаполе 16 ноября 1894 года в театре « » в опере композитора-любителя Морелли «Друг Франческо» ( L'Amico Francesco ) . Выступал с труппой импресарио Адольфо Бракале в каирском театре « », получая уже 600 лир в месяц. В разгар сезона в Салерно был приглашён в театр « Ла Скала » участвовать в опере А. Франкетти «Сеньор ди Пурсиньяк», однако этому дебюту, как мешающему выполнению контракта, воспротивился импресарио Вискьяни.
Затем выступал во многих городах Италии . Известность пришла к Карузо в 1897 году , когда он исполнил в Палермо партию Энцо в опере Понкьелли « Джоконда» .
В 1900 году он впервые выступил на сцене миланского театра Ла Скала (Неморино в «Любовном напитке» Доницетти ); в 1902 году дебютировал в лондонском театре Ковент-Гарден (Герцог в « Риголетто » Верди ). Самая большая слава певца связана с нью-йоркским театром Метрополитен-опера , ведущим солистом которого он был с 1903 по 1921 г.
Карузо много записывался — одним из первых среди оперных певцов зафиксировал основную часть своего репертуара на граммофонных пластинках. Обладал голосом неповторимого тембра , в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами.
Карузо с равным успехом исполнял партии лирического и драматического плана, преимущественно в операх Верди (Герцог в "Риголетто", Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Радамес в « Аиде ») и композиторов- веристов (Канио в « Паяцах » Леонкавалло и др.). Был первым исполнителем ролей Федерико («Арлезианка» Чилеа, 1897), Лориса («Федора» Джордано, 1898), Джонсона ( «Девушка с Запада» Пуччини , 1910). В концертном репертуаре Карузо основное место занимали .
Скончался утром 2 августа 1921 года в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита . Тело было забальзамировано и на протяжении длительного времени выставлялось для всеобщего обозрения в стеклянном саркофаге. Похоронен на кладбище Подджореале в Неаполе. После его смерти в его честь была изготовлена гигантская восковая свеча на средства благодарных ему людей. Эта свеча должна была зажигаться раз в год. Установлена она была в Америке в церкви Св. Помпея. По расчётам, при этом условии свечи должно было хватить на 18 веков. Стоимость свечи была 3700 долларов .
Оперный репертуар Карузо состоял в основном из итальянских произведений, а также нескольких ролей на французском языке. В начале своей карьеры он также исполнил две немецкие оперы - "Лоэнгрина" Вагнера и "Кенигин фон Саба" Гольдмарка, исполнив их на итальянском языке. Ниже приведены первые постановки Карузо, в хронологическом порядке, каждой из опер, которые он ставил на сцене.
Амико Франческо (Морелли) – Театр Нуово, Неаполь, 15 марта 1895 (дебют)**
Фауст – Казерта, 28 марта 1895 года
Сельская кавалерия – Казерта, апрель 1895 года
Камоэнс (Мусони) – Казерта, май 1895 года
Риголетто – Неаполь, 21 июля 1895 года
"Травиата" – Неаполь, 25 августа 1895 года
Лючия ди Ламмермур – Каир, 30 октября 1895 года
"Джоконда" – Каир, 9 ноября 1895 года
Манон Леско – Каир, 15 ноября 1895 года
И Капулетти и Монтекки – Неаполь, 7 декабря 1895 года
Малия (Франческо Паоло Фронтини) – Трапани, 21 марта 1896 года
Сомнамбула – Трапани, 25 марта 1896 года
Мариедда (Джанни Буччери [it]) – Неаполь, 23 июня 1896 года
Я пуританин – Салерно, 10 сентября 1896 года
Ла Фаворита – Салерно, 22 ноября 1896 года
Сан–Франциско (Себастьяни) - Салерно, 23 ноября 1896 года
Кармен – Салерно, 6 декабря 1896 года
Драма в Вандеммии (Форнари) – Неаполь, 1 февраля 1897 года
Селеста (Маренго) – Неаполь, 6 марта 1897 года**
Иль Профета Велато (Наполитано) – Салерно, 8 апреля 1897 года
Богема – Ливорно, 14 августа 1897 года
Ла Наваррезе – Милан, 3 ноября 1897 года
Иль Вото (Джордано) – Милан, 10 ноября 1897 года**
Арлесиана – Милан, 27 ноября 1897 года**
Паяцы – Милан, 31 декабря 1897 года
Богема (Леонкавалло) – Генуя, 20 января 1898 года
Ловцы жемчуга – Генуя, 3 февраля 1898 года
Гедда (Леборн) – Милан, 2 апреля 1898 года**
Мефистофель – Фиуме, 4 марта 1898 года
Сафо (Массне) – Тренто, 3 июня (?) 1898
Фетровая шляпа – Милан, 17 ноября 1898 года**
Ирис – Буэнос-Айрес, 22 июня 1899 года
Ла Реджина ди Саба (Голдмарк) – Буэнос-Айрес, 4 июля 1899 года
Юпанки (Берутти)– Буэнос-Айрес, 25 июля 1899 года**
Аида – Санкт-Петербург, 3 января 1900 года
Бал–маскарад - Санкт-Петербург, 11 января 1900 года
Мария ди Роан – Санкт-Петербург, 2 марта 1900 года
Манон – Буэнос-Айрес, 28 июля 1900 года
Тоска – Тревизо, 23 октября 1900 года
Ле Маскере (Масканьи) – Милан, 17 января 1901 года**
Любовный напиток – Милан, 17 февраля 1901 года
Лоэнгрин – Буэнос-Айрес, 7 июля 1901 года
Германия – Милан, 11 марта 1902 года**
Дон Жуан – Лондон, 19 июля 1902 года
Адриана Лекуврер – Милан, 6 ноября 1902 года**
Лукреция Борджиа – Лиссабон, 10 марта 1903 года
Гугеноты – Нью-Йорк, 3 февраля 1905 года
Марта – Нью-Йорк, 9 февраля 1906 года
Мадам Баттерфляй – Лондон, 26 мая 1906 года
"Африка" – Нью-Йорк, 11 января 1907 года
Андреа Шенье – Лондон, 20 июля 1907 года
Трубадур – Нью-Йорк, 26 февраля 1908 года
Армайд – Нью-Йорк, 14 ноября 1910 года
Ла–фанчулла-дель-Уэст - Нью-Йорк, 10 декабря 1910 года**
Жюльен – Нью-Йорк, 26 декабря 1914 года
Самсон и Далила – Нью-Йорк, 24 ноября 1916 года
Лодолетта – Буэнос-Айрес, 29 июля 1917 года
"Пророк" – Нью-Йорк, 7 февраля 1918 года
Любовь к тре ре – Нью-Йорк, 14 марта 1918 года
Сила судьбы – Нью-Йорк, 15 ноября 1918 года
Ювентус – Нью-Йорк, 22 ноября 1919 года
У Карузо также был репертуар из более чем 500 песен. Они варьировались от классических композиций до традиционных итальянских мелодий и популярных мелодий того времени, включая несколько англоязычных названий, таких как "Over There" Джорджа М. Коэна, "For You Alone" Генри Гила и "The Lost Chord" Артура Салливана.
|
|
Этот раздел представляет собой
неупорядоченный список разнообразных фактов
о предмете статьи.
|
После окончания в 1912 году гастролей Карузо в Нью-Йорке хозяин отеля, где он жил, повесил у входа табличку, надпись на которой гласила:
Здесь останавливался знаменитый путешественник Энрико Карузо.
—
Введён в Зал славы журнала Gramophone .
В честь Энрико Карузо уругвайский повар назвал свой соус , ставший популярным в Южной Америке .
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|