Interested Article - Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм ( англ. abstract expressionism ) — школа (движение) художников , которые пишут быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод здесь имеет такое же значение, как само рисование . Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира ( подсознания ) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением [ источник не указан 233 дня ] .

Общая характеристика

Начальная фаза движения — абстрактный сюрреализм ( abstract surrealism ) появилась в 1940-е годы под влиянием идей Андре Бретона ; его основными приверженцами были американские художники Ханс Хофман , Аршиль Горки , Адольф Готлиб и другие. Особый размах движение получило в 1950-е годы, когда во главе его встали Джексон Поллок , Марк Ротко и Виллем де Кунинг . Абстрактным экспрессионистом называла себя и минималистка Агнес Мартин .

Одной из форм абстрактного экспрессионизма является ташизм ; оба этих течения практически совпадают по идеологии и творческому методу, однако персональный состав художников, называвших себя ташистами или абстрактными экспрессионистами совпадает не полностью. Среди российских художников крупнейшим представителем абстрактного экспрессионизма считается Евгений Михнов-Войтенко , работавший в 1950—1980-х годах.

История возникновения термина

Выражение «абстрактный экспрессионизм» впервые возникло на немецком языке в 1919 году на страницах журнала «Der Sturm» (выходил в Берлине с 1910 по 1932 год ). В 1929 году Альфред Барр впервые использовал этот термин по отношению к картинам Василия Кандинского , который около 1911 года отбросил всякие попытки отображать мир объектов. 30 марта 1946 года в «New Yorker» Роберт Коатс, автор статьи о выставке в галерее Мортимера Брандта, написал о художнике Хансе Хофмане: «Ибо он, несомненно, — один из самых бескомпромиссных представителей того, что некоторые люди называют каляко-маляковой школой живописи, а я более почтительно окрестил абстрактным экспрессионизмом» .

Описание

Течение заимствовало от сюрреализма спонтанное, автоматическое или подсознательное творчество. Капельная живопись ( дриппинг ) Джексона Поллока берёт своё начало в работах Андре Массона , Макса Эрнста и Дэвида Альфаро Сикейроса . В современных исследованиях сюрреалист Вольфганг Паален выводится в качестве теоретика, пришедшего к понятию зависимого от зрителя пространства возможностей, которое выразил в своих картинах и описал в журнале DYN . Паален изучал идеи квантовой механики , а также идиосинкратические интерпретации тотемического видения и пространственной структуры живописи индейцев Британской Колумбии и подготовил почву для нового пространственного видения молодых американских абстракционистов. Эссе Паалена Totem Art (1943) оказало значительное влияние на таких художников, как Марта Грэм , Исаму Ногути , Джексон Поллок , Марк Ротко и Барнетт Ньюман . Около 1944 года Барнетт Ньюман попытался объяснить новейшее американское художественное направление и составил список «людей нового движения». Паален в списке упомянут дважды, кроме него указаны Готлиб, Ротко, Поллок, Хофманн, Базиотес, Горки и другие. Мазеруэлл помечен знаком вопроса . Среди ранних проявлений абстрактного экспрессионизма — работы американского художника Марка Тоби , особенно холсты с «белым письмом», которые, уступая в масштабе, предвосхищают капельные картины Поллока.

Название направления происходит от сочетания эмоциональной напряжённости и самоотречения немецких экспрессионистов с антифигуративной эстетикой европейских абстрактных школ, таких как футуризм , баухауз и синтетический кубизм . Эта живопись представляется мятежной, анархической, сопряжённой с сильной идиосинкразией и в некоторой степени нигилистической . На практике термин применяется к любому художнику, работавшему в основном в Нью-Йорке, при этом их стили могут заметно отличаться, а произведения не выглядеть ни абстрактными, ни экспрессионистскими. Калифорнийский абстрактный экспрессионист Джей Мейзер, в целом придерживавшийся необъектного стиля, писал о своей картине Mare Nostrum : «Гораздо лучше запечатлеть восхитительный дух моря, чем нарисовать все его крошечные волны». Энергичная живопись действия Поллока технически и эстетически совершенно не похожи ни на жестокий и гротескный фигуративизм серии Women Виллема де Кунинга , ни на прямоугольники цвета живописи цветового поля Марка Ротко (которые обычно не называют экспрессионистскими, а сам Ротко не причислял к абстрактным) — однако эти художники причисляются критиками к абстрактных экспрессионистам.

Абстрактный экспрессионизм имеет много стилистических совпадений с представителями русского авангарда , такими как Василий Кандинский . Несмотря на то, что многие работы абстрактных экспрессионистов создают впечатление спонтанности, большинство картин созданы при тщательным планировании, в первую очередь из-за их большого размера. Работы таких художников, как Пауль Клее , Василий Кандинский , Эмма Кунц, а позднее — Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Агнес Мартин , явно показывают, что абстрактное искусство подразумевает выражение идей, касающихся сознания, бессознательного и духовного .

Причины распространения абстрактного экспрессионизма в 1950-х годах, когда он стал доминировать в американской, а затем мировой художественной среде, — вопрос спорный. Американский социальный реализм был основным направлением в 1930-е годы. На него влияли не только Великая депрессия , но и мексиканские муралисты, такие как Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера . Политический климат после Второй мировой войны не допускал социального протеста этих художников. Абстрактный экспрессионизм возник во время Второй мировой войны и стал предметом выставок в галереях Нью-Йорка в начале 1940-х. Маккартизм ввёл художественную цензуру , а полностью абстрактный предмет рассматривался как аполитичный и безопасный для показа. Даже если произведение несло политический подтекст, он был понятен лишь немногим посвящённым .

Направление как правило ассоциируют с живописью, но его неотъемлемой частью также были коллажистка Энн Райан и некоторые скульпторы : представителями направления считаются Дэвид Смит и его жена Дороти Динер, Герберт Фербер, Исаму Ногути, Ибрам Лассо, Теодор Росзак, Филипп Павия, Мэри Каллери, Ричард Станкевич, Луиза Буржуа и Луиза Невельсон . Также к направлению относят художников Дэвида Хэйра, Джона Чемберлена , Джеймса Розати, Марка ди Суверо и скульпторов Ричарда Липпольда, Рауля Гаагу, Джорджа Рики , Рувима Накиана, Тони Смита , Сеймура Липтона и Джозефа Корнелла . Многие из перечисленных скульпторов участвовали в выставке Ninth Street Show , организованной Лео Кастелли на Девятой Восточной улице в Нью-Йорке в 1951 году. Помимо художников и скульпторов Нью-Йоркская школа включала представителей других искусств, в том числе поэта Фрэнка О’Хару , фотографов Аарона Сискинда и Фреда Макдарру (последний выпустил книгу The Artist’s World in Pictures , посвящённую Нью-Йоркской школе в 1950-е годы) и режиссёра Роберта Франка .

Абстрактный экспрессионизм быстро распространился по всей территории Соединённых Штатов, однако основными центрами этого направления оставались Нью-Йорк и область залива Сан-Франциско в Калифорнии .

Художники

Примечания

  1. Гесс Б. Абстрактный экспрессионизм. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0036-5 .
  2. Andreas Neufert, Auf Liebe und Tod, Das Leben des Surrealisten Wolfgang Paalen , Berlin (Parthas) 2015, S. 494ff.
  3. Barnett Newman Foundation, archive 18/103
  4. Shapiro, David/Cecile (2000), «Abstract Expressionism: The politics of apolitical painting.» p. 189—190 In: Frascina, Francis (2000-1): Pollock and After: The Critical Debate . 2nd ed. London: Routledge
  5. Catherine de Zegher and Hendel Teicher (eds.). 3 X Abstraction . NY: The Drawing Center and /New Haven: Yale University Press. 2005.
  6. Serge Guilbaut. How New York Stole the Idea of Modern Art , University of Chicago Press, 1983.
  7. Marika Herskovic, от 29 сентября 2007 на Wayback Machine (New York School Press, 2003.) ISBN 0-9677994-1-4 pp12-13
  8. Marika Herskovic, от 29 сентября 2007 на Wayback Machine (New York School Press, 2000.) ISBN 0-9677994-0-6 p.11-12

Литература

  • Махов Н. М. Онтология искусства: История, теория, философия «старого» и «нового» искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория периодизации постмодернистского движения. Причины возникновения абстрактной живописи. — М.: ЛЕНАНД, 2016. — 456 с. — ISBN 978-5-9710-2434-7 .
  • Наков А. Б. . Беспредметный мир: абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша / Андрей Наков; Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — Москва: Искусство, 1997. — 416 с.: ил. — ISBN 5-210-02162-9 .
  • Стрейн С. Абстрактное искусство / Стефани Стрейн. — М.: Ad Marginem Press, 2021. — 176 с., ил. — ISBN 978-5-91103-581-5 .
  • Anfam D . Abstract Expressionism. New York & London: Thames & Hudson, 1990. ISBN 0-500-20243-5
  • Craven D . Abstract expressionism as cultural critique: dissent during the McCarthy period. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1999. ISBN 0-521-43415-7
  • Greenberg C . «'American-Type' Painting» // Art and Culture: Critical Essays. Boston: Beacon Press, 1961. pp. 208—229.
  • Herskovic M . American Abstract and Figurative Expressionism: Style Is Timely Art Is Timeless. New York School Press, 2009. ISBN 978-0-9677994-2-1
  • Herskovic M . American Abstract Expressionism of the 1950s An Illustrated Survey. New York School Press, 2003. ISBN 0-9677994-1-4
  • Herskovic M . New York School Abstract Expressionists Artists Choice by Artists. New York School Press, 2000. ISBN 0-9677994-0-6
  • Jachec N . The Philosophy and Politics of Abstract Expressionism 1940—1960. Cambridge University Press: Cambridge, 2000 ISBN 0-521-65154-9

Ссылки

  • Eva Cockcroft, , Artforum, vol. 15, no. 10, June 1974, pp. 39-41. (англ.)
Источник —

Same as Абстрактный экспрессионизм