Трошин, Владимир Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Константи́нович Тро́шин ( 15 мая 1926 — 25 февраля 2008 ) — советский и российский певец, актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (8 октября 1984). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Известен, в частности, как первый исполнитель популярнейшей песни « Подмосковные вечера ».
Родился 15 мая 1926 года в посёлке Михайловский Уральской области (ныне — город Михайловск Свердловской области ) в многодетной семье токаря Константина Михайловича Трошина (1890—1942). Мать Анна Ивановна Баранникова всю жизнь трудилась домохозяйкой, потому детей было много, да и приусадебное хозяйство: огород, подворье — немалое.
Владимир был десятым из 11 детей в семье. В 1935 году родители переехали в Свердловск .
Окончил музыкальную школу. При этом Владимир долго выбирал, кем стать — геологом, астрономом или врачом. Тем не менее выбрал драмкружок в Дом культуры «Уралмаша», куда пришёл за компанию с другом. Ежегодно кто-то из членов заводского драмкружка пытался поступить в Свердловское театральное училище. В 1942 году вместе со своими приятелями отправился в училище и Владимир Трошин. Успешно сдав экзамены, был принят в число студентов . В составе бригад артистов Трошин выступал в военных госпиталях Свердловска — читал стихи, пел. В 1943 году работал культмассовиком в Парке культуры и отдыха имени Маяковского города Свердловска.
В 1943 году в Свердловске проходил набор учащихся в Школу-студию МХАТ . Из 280 претендентов выбрали четверых, среди них был Трошин. Первую роль — начальника штаба лейтенанта Масленникова в пьесе Константина Симонова «Дни и ночи» — Трошин сыграл в 1946 году. Первой творческой удачей Трошина стал дипломный спектакль в Школе-студии МХАТ « Молодая гвардия », в котором он играл главную роль — Олега Кошевого . В 1947 году Владимир Трошин окончил Школу-студию и был принят в труппу МХАТа . С 1947 по 1988 год Владимир Константинович сыграл в родном театре свыше 80 больших и маленьких ролей. Среди них: Бубнов (« На дне » М. Горького ), Семён («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого ), Хлынов (« Горячее сердце » А. Н. Островского ), Осип (« Ревизор » Н. В. Гоголя ) и другие.
Участвует в музыкальных спектаклях, в которые для него стали вводить вокальные номера. К спектаклю «Дни и ночи» специально для Трошина композитор Матвей Блантер и поэт Константин Симонов написали песню «Подруженька-гитара». В спектакле «За власть Советов» Трошин играл роль разведчика, и тоже для него было подобрано несколько песен. Для спектакля «Илья Головин» композитор А. Хачатурян написал песню-раздумье «Травушка в поле тропою примята». Большую популярность принесла актёру роль придворного шута Фестэ в спектакле « Двенадцатая ночь » в 1954 году. Здесь у Трошина было 10 музыкальных номеров , написанных композитором Эдуардом Колмановским на стихи поэта П. Г. Антокольского . Один из них — лирическая песенка шута — сразу стала шлягером.
В 1955 году начинает исполнять песни, созданные уже независимо от театра и кино. Звёздный час артиста-певца пробил после исполнения им песни « Подмосковные вечера ». Впоследствии, где бы ни гастролировал артист, его визитной карточкой всегда были «Подмосковные вечера», ставшие также своеобразным музыкально-поэтическим символом страны (хотя сам Владимир Трошин однажды признался, что ему самому из его репертуара больше всего нравится песня «Ночной разговор» из кинофильма « Если ты прав… »). За 40 лет активной работы на эстраде он сотрудничал с известными отечественными композиторами и поэтами-песенниками. Это композиторы Э. Колмановский, с музыки которого началась его жизнь на эстраде, М. Блантер , Н. Богословский , М. Фрадкин , В. Соловьёв-Седой , С. Туликов , О. Фельцман , А. Цфасман , Б. Мокроусов , М. Таривердиев , А. Эшпай , А. Лепин , А. Островский , Ю. Саульский , , А. Бабаджанян , А. Долуханян , К. Молчанов , В. Мурадели , М. Табачников , О. Строк , , . Поэты: Л. Ошанин , Н. Доризо , , М. Матусовский , Е. Долматовский , И. Шаферан , М. Пляцковский , В. Харитонов , А. Поперечный , С. Островой , Е. Евтушенко , А. Фатьянов , Л. Дербенёв и другие. Такие песни, как «Берёзы», «Одинокая гармонь», «Тишина», «Морзянка», «Зелёный огонёк», «Ночной разговор», «Люди в белых халатах», «Товарищ мой», «Журавлёнок», «А годы летят», «Рано или поздно», «Светлана», «Тихий дождь», «Идут белые снеги», «Наши мамы», «Жду весну» и многие другие в его исполнении, стали отечественной песенной классикой. В общей сложности Владимир Трошин исполнил более 2 тысяч песен, вышло около 700 записей певца, и около 150 компакт-дисков с его участием. С концертами Владимир Трошин не раз объехал всю Россию, много гастролировал за рубежом: в Японии, Израиле, Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, США, Германии.
Голос Трошина — небольшой, низкий мягкий баритон. Поклонники артиста говорят об уникальном, всегда узнаваемом тембре и о задушевной, доверительной интонации исполнения.
Трошин снялся в 25 кинофильмах, таких как «Олеко Дундич», « Гусарская баллада », « Дело было в Пенькове », «Из жизни Фёдора Кузькина», «Вход в лабиринт», « Серые волки », « Старый Новый год ». На экране Трошину часто приходилось играть вождей и политических лидеров. Он сыграл Климента Ворошилова , сэра Уинстона Черчилля , Николая Подгорного . В 1991 году выступил в роли Михаила Горбачёва , в совместном советско-американском телефильме « Чернобыль: Последнее предупреждение ». Песни в исполнении Владимира Трошина звучат за кадром в 69 фильмах. Многие из них, такие как « За фабричной заставой » и «Мы жили по соседству», сразу становились известными и получали самостоятельную жизнь на эстраде. Владимир Трошин много дублировал переводные фильмы. Около сотни героев зарубежных картин говорят его голосом.
В 1999 году выступил на фестивале « Песня года » с песней « Подмосковные вечера », прошедшей финальным номером.
В 2001 году Владимир Трошин и Лев Барашков сыграли против Заура Тутова и Олега Ухналёва в программе « Два рояля »; выпуск был посвящён Дню Победы .
24 мая 2006 года был гостем программы « Рождённые в СССР » с Владимиром Глазуновым на телеканале Ностальгия . В том же году был гостем авторской программы Олега Нестерова «По волне моей памяти» (Канал «Время» — Первый канал. Всемирная сеть ).
В 2006—2007 годах Трошин перенёс сразу две сложнейшие операции: ему удалили селезёнку и паховую грыжу. А сразу после новогодних торжеств 2008 года певец был госпитализирован снова (в НИИ переливания крови) — на этот раз из-за обострения последней стадии лейкемии. В последний раз он вышел на сцену 19 января. Это был концерт-спектакль «Слушай, Ленинград», посвящённый 65-летию прорыва Ленинградской блокады. Концерт проходил в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Причём Трошин уехал на него из больницы, хотя врачи были категорически против. На том концерте Трошин исполнил две свои знаменитые песни: «Подмосковные вечера» и «Серёжку с Малой Бронной…». Зал рукоплескал ему стоя. Зрители рыдали и пели вместе с ним. Это был славный финишный рывок великого артиста, которому каждый может позавидовать. После представления артист вернулся в больницу — фактически умирать. 23 февраля его здоровье резко ухудшилось, и певца перевели в реанимацию. Там он и скончался два дня спустя от остановки сердца.
Скончался 25 февраля 2008 года в Москве на 82-м году жизни от рака лимфы крови (лейкемия). Прощание с В. Трошиным состоялось 28 февраля в Белом зале Союза кинематографистов России. В тот же день артиста похоронили 28 февраля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы (6 уч.).
В Екатеринбурге установлена мемориальная плита Владимиру Трошину на фасаде дома № 17 по улице Ильича, где он жил с 1935 по 1943 годы. На памятной доске его портрет и нотный фрагмент песни « Подмосковные вечера ».
В Михайловском краеведческом музее выставлена богатая экспозиция, посвящённая знаменитому земляку.
Владимир Трошин увлекался рыбалкой и охотой. В своих интервью он говорил, что очень любит природу, озёра и реки. Все свободное время, особенно в последние годы, он вместе со своей женой проводил на природе. «У нас с Раечкой общая и давняя любовь к природе», — часто говорил артист в своих интервью.
У Трошиных была дача под Мстёрой , которую артист построил после того, как продал дачу под Москвой. Владимиру Константиновичу надоели постоянные грабежи и хулиганство, процветавшие в пригородах столицы, и он решил построить дом там, где, по его словам, сохранилась «настоящая Русь» с её спокойной жизнью и красивыми пейзажами — реками, озёрами, лесами. Многие годы артист отдыхал здесь.
Государственные:
Общественные:
Премии и звания:
Являлся членом:
Владимира Трошина называют легендой советской и российской эстрады . Артиста всегда отличала своя манера исполнения, свой творческий стиль. Его исполнительское искусство отличается глубоким проникновением в замысел автора, задушевностью, искренностью, сочетанием высокой артистичности с неповторимыми по своему обаянию вокальными данными. Каждая песня, которую он поёт, — это спектакль голоса, мимики, жеста, спектакль полутонов, разнообразия интонаций.
«Трошин — это история нашей эстрады», — сказал о нём поэт Николай Доризо .
Выйдя на эстраду в 1955 году с исполнением песен советских композиторов, он сразу привлёк к себе внимание разнообразной тематикой. Трошин пел о любви, о людях в белых халатах, о журналистах, устремляющихся на передний край жизни ради нескольких строчек в газете, и космонавтах, шагающих по пыльным тропинкам далёких планет. За три месяца до старта Юрия Гагарина в космос Трошин впервые исполнил на Всесоюзном радио песню Оскара Фельцмана на стихи Владимира Войновича «14 минут до старта» («Заправлены в планшеты космические карты…») .
В 1956 году Владимир Трошин был приглашён на Студию документальных фильмов, для записи новых песен для документальной ленты «Спартакиада народов СССР». Здесь он случайно услышал мелодию песни «Подмосковные вечера» Василия Соловьёва-Седого . По мнению многих песня сразу «не задалась»… Уж очень она звучала вяло, бесцветно, скучно, неинтересно. Тогда Трошин попросил разрешения дать попробовать ему исполнить её так, как он её понимает и чувствует. Поставили микрофон, оркестр заиграл, и случилось то, чего никто не ожидал: Трошин спел «Подмосковные вечера» так, что эта песня с первого же дубля в его сольном исполнении вошла в кинофильм и стала украшением картины. Дирижёр Виктор Кнушевицкий взялся за её аранжировку для солиста, хора и симфонического оркестра. Он вставил в песню знаменитый вокализ женского хора, на фоне которого «Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина обрели крылья и облетели весь мир. Через год они стали главной песней на Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Песня стала поистине народной и зажила собственной жизнью. Впоследствии Владимир Константинович говорил: «…Песня уходит от авторов и от исполнителя и живёт отдельной жизнью. Но она остаётся в нас потому, что песня как бы продолжение нашего сердца, и поселившись в других сердцах, она объединяет людей порой самых разных, разделённых временем и пространством…»
Приход Владимира Трошина на эстраду позволил открыть новую страницу в развитии песенного искусства, песня стала обретать лирическую, доверительную, личностную интонацию. Опыт и мастерство театрального актёра помогают Трошину песню театрализовать, сделать её маленьким, но полноценным спектаклем. Поэтому так важны в исполнительском искусстве В.Трошина малейшие интонационные нюансы. Весь арсенал его исполнительских средств (речитатив, хороший вокал, выразительная мимика) подчинены главному — смыслу, настроению песни. Манере Трошина свойственны сердечная проникновенность, мягкость, теплота. В то же время его исполнения наполнены глубокой мыслью, призывая слушателя размышлять и сопереживать вместе с певцом. Прекрасная актёрская игра, непринуждённость и отличный голос давали иллюзию легкости такого исполнения. Многим казалось, что и они могут петь так же, как Владимир Трошин. В одной из популярных песен Владимирцова есть такая строка «…что я пою почти, как Трошин…».
С 1991 года периодически совместно с другими исполнителями 1950—1970-х годов ( Капиталиной Лазаренко , Ириной Бржевской , Тамарой Миансаровой ) принимал участие в программах-ретро, посвящённых советской песне.
Эстрада сблизила Трошина не только с композиторами и поэтами, но и с такими выдающимися исполнителями как Марк Бернес , Лидия Русланова , Клавдия Шульженко . Владимир Трошин принимал участие в концертах Марлен Дитрих в Москве .
В последний период жизни В. К. Трошин значительно расширил круг своих музыкальных исканий, обратившись к творчеству Сергея Есенина , русскому романсу , бардовской песне .
О своём родном посёлке Михайловский, в котором родился артист, он исполнил песню «Михайловский вальс». Владимир Трошин рассказывал так: «Родился я на Урале в Свердловской области. Есть такой рабочий посёлок сельского типа Михайловский. Теперь это город. А называется он Михайловск. И как-то со временем получилось так, что замечательный композитор Казенин, он по-моему сейчас является секретарём Союза композиторов Москвы, и автор Сорокин вдруг предложили мне исполнить песню, которую они только-только создали несколько лет назад о моём родном Михайловске. Но представляете моё волнение. Удивительно, что нашлось время у всех людей, которые связаны с этой песней, посвятить песню на всю страну моему маленькому родному Михайловскому посёлку. Это бесспорно волнительно».
Народная любовь к его песням вылилась в прошедший на Урале Фестиваль трошинской песни. 29 апреля 2003 года прошёл творческий вечер Владимира Трошина «Всё, что на сердце у меня…» в ГЦКЗ «Россия», по окончании которого на Площади Звёзд перед концертным залом состоялась торжественная церемония открытия его именной звезды. 16 мая 2006 года творческий вечер Владимира Трошина с тем же названием, посвящённый 80-летию артиста, прошёл в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Главное в его творчестве — красота и душевность пения.
«Песня это трибуна артиста, это возможность сказать людям что-то большое. Ведь, что артист вложит в песню, то и получит слушатель. И когда я добиваюсь ответа, когда чувствую, что песня вызвала у сидящих в зале людей много мыслей и чувств, я ощущаю это, как счастье» , — Владимир Трошин. В этих словах был смысл всей творческой деятельности Владимира Константиновича Трошина.
В песне «Вот не везёт» (А. Владимирцов — К. Рыжов), исп. Хиль, Эдуард :
Я не пойму, я не пойму, чем же я парень нехороший,
Мне говорил дядин свояк, что я пою почти как Трошин ...
Творчеству и памяти певца посвящены телепередачи: