Interested Article - Бём, Теобальд
- 2020-09-29
- 1
Теобальд Бём ( нем. Theobald Böhm , 9 апреля 1794, Мюнхен — 25 ноября 1881) — немецкий инструментальный мастер, флейтист и композитор, создатель современной поперечной флейты .
Биография
Родился 9 апреля 1794 года в Мюнхене в семье золотых дел мастера Карла Фридриха Бёма и Анны Франциски, урождённой Зульцбахер, дочери придворного мастера галантереи. Он был старшим из 11 детей. С детства его отличала от сверстников разносторонняя одарённость. С 9 — 11 лет он изучал французский и английский языки, которыми, по-видимому, неплохо овладел, о чём свидетельствует его переписка на обоих языках в зрелом возрасте, а также латынь. В 14-летнем возрасте он работает в мастерской отца — делает эскизы и изготавливает ювелирные украшения. Начал заниматься музыкой на флажолете , в 16 лет по образцу поперечной флейты Августа Грензера он создал свой первый инструмент с 4 клапанами. Флейтист, солист Мюнхенской придворной капеллы Иоганн Непомук Капеллер ( нем. Johann Nepomuk Capeller ), проживавший в одном с ним доме на мюнхенской улице Альтхаймерек, где Бём провёл с небольшими перерывами всю свою жизнь, обратил внимание на одарённого подростка и занимался с ним бесплатно. А через два года рекомендовал его на место 1-го флейтиста в оркестр Королевского театра «Изартор» ( нем. Königliche Isartor Theater ) в Мюнхене , где разыгрывались комедии с музыкой и оперы. Одновременно с работой в оркестре Бём экспериментировал с различными конструкциями флейты, пробовал разнообразные материалы от разных пород дерева до сплавов серебра, золота и никеля, располагал по-разному пальцевые отверстия. Не оставлял он и профессию ювелира.
С 1816 по 1818 год Бём гастролировал по Швейцарии , а также в Страсбурге . В Женеве работал на фабрике, осваивая изготовление музыкальных шкатулок. Там проявляется его дух изобретателя — он создаёт машину, позволяющую быстрее вставлять стальные штифты в валики музыкальных автоматов. Продолжая гастролировать в Германии , Австрии , Швейцарии , Бём приобрёл известность и начал неплохо зарабатывать, но всё же не достаточно для того, чтобы прокормить свою растущую семью. В 1818 году Бём становится придворным флейтистом баварского короля. В 1820 году исполняет свой Концерт Соль мажор, посвященный Антону Бернхарду Фюрстенау — известному флейтисту, флейтовому мастеру, педагогу, автору методических пособий и большого количества сочинений для флейты. Он совершает также концертные поездки в Лейпциг , Берлин , Ганновер , Вену , Прагу , в города Италии и Швейцарии , в которых как солист имеет большой успех. В одном из концертов он выступает наряду с Николо Паганини и знаменитой певицей Анджеликой Каталани . В 1828 г., Т.Бём вместе с Рудольфом Греве, сыном известного мангеймского мастера Андреаса Греве, открывает собственную флейтовую мастерскую, где изготавливались инструменты с 8-9 клапанами (так называемая модель Тромлица), которые отличала необычайная точность. В 1831 году во время поездки в Лондон знакомится с известным английским флейтистом . Сила его звука, которую сам Николсон объяснял величиной звуковых отверстий, вдохновила Бёма на множество акустических экспериментов над инструментом. На Лондонской фабрике музыкальных инструментов он создаёт флейту с двумя кольцевыми клапанами (патентованное изобретение Нолана). Эта флейта явилась как бы прототипом поздней модели Бёма. Здесь же у английских промышленников, многие из которых были его поклонниками, он знакомится с технологией обработки железных руд, которую он рекомендует своему королю. Вынужденный содержать большую семью, Бём работает теперь преимущественно инженером-металлургом, но неутомимо трудится и в других областях. Параллельно идёт создание флейт новой системы.
Спустя год после поездки в Англию, в 1832 г. в Мюнхене была завершена разработка гениальной клапанной системы, давшей инструменту множество преимуществ перед старой флейтой и означавшей качественно новый этап её истории. Эта модель, ещё имевшая, как и другие флейты того времени, обратноконическую форму, — так называемая флейта с кольцевыми клапанами, с помощью которых мастер гениально решил прежде непреодолимую основную проблему — 9 пальцами закрыть 13 звуковых отверстий и сделать доступной игру хроматической гаммы, всех тональностей и цепочки трелей тонами и полутонами (за малыми исключениями). Расположение отверстий было определено опытным путём, и к ним добавилось по одному для каждой руки и 1 трельный рычажок. (Второй такой рычажок ввёл позже парижский мастер , он также установил в 1838 г. клапаны на одну общую, многократно сцепленную ось и заменил плоские пружины на игольчатые.) Основная идея и главная особенность оригинального клапанного механизма Бёма — система сплошь открытых клапанов (кроме клапана Dis), расположенных по ступеням хроматической гаммы. В этом его отличие от так называемой «французской системы», которая явилась компромиссным в аппликатурном отношении вариантом между старой флейтой и флейтой Бёма.
На следующий год Бём снова концертировал по Европе и добился признания своего нового инструмента во Франции и Англии . Но ещё долгих 15 лет он настойчиво продолжал работу. Первая модель во многом его ещё не удовлетворяла. Её недостатками продолжали оставаться контрастное звучание регистров, трудности звукоизвлечения в высоком регистре, приглушённость в нижнем. Согласно свидетельству самого Теобальда Бёма, его постоянно наводил на размышления тот факт, что среди всех духовых инструментов лишь канал ствола флейты представляет собой перевёрнутый конус, что находится в некотором противоречии с законами акустики. Бём попытался «перевернуть пропорции», тем самым убедившись в правоте своих соображений. Одновременно пришло сознание того, что вряд ли он добился бы цели только эмпирическим путём. «Я решился поэтому призвать на помощь науку», — пишет Бём.
Изучал акустику в Мюнхенском университете под руководством своего друга профессора физики, общей геологии, горного дела и металлургии Карла Эмиля фон Шафхойтля ( нем. Karl Emil von Schafhäutl ), с которым также разработал и запатентовал новый метод плавки железной руды , а в последующие годы стал автором ещё нескольких изобретений в этой области.
В 1834 году совершил очередную поездку во Францию , где в противовес Германии , его новая конструкция инструмента приобрела гораздо большую распространённость. Содружество Бёма и Шафхойтля и многолетняя работа увенчались цилиндрической флейтой с конически-параболическим головным коленом 1847 года — второй моделью Бёма. От формы головного колена, как считают флейтовые мастера, на 90 % зависит тембр и насыщенность звучания. И хотя сокращение диаметра и параболическая кривая едва заметны на глаз, найденную Бёмом форму нельзя считать случайной — это результат долгих поисков. Бём рассчитал также оптимальные мензуры — соотношения длины и диаметра корпуса инструмента и размеры и окончательное расположение отверстий. Он долго не мог решить, какому материалу отдать предпочтение. Наконец, наилучшим, способствующим наиболее светлому и красочному звучанию флейты, счёл серебро. И в наши дни большинство флейтистов играет на серебряных инструментах.
Флейта 1847 г. воплотила в себе основные идеи, в которых заключался совершённый Бёмом переворот в истории деревянных духовых инструментов. Но и позже мастер продолжал совершенствовать частности. В 1847 году запатентовал систему расположения клапанов, а в 1851 году представил флейту Бёма на выставке в Лондоне . Бём продал лицензии на изготовление своего нового инструмента крупным европейским флейтовым мастерам — англ. Rudal, Carte and Rose в Англии, Годфруа Эне и Луи Лоту во Франции, и другим — таким образом новый инструмент начал завоёвывать Европу. Инструмент Бёма был высоко оценен, и в 1855 г. парижское жюри присудило ему Золотую медаль Всемирной выставки . Но известен также и тот факт, что Парижская консерватория , например, ввела обучение на флейте Бёма лишь в 1893 г., то есть спустя 12 лет после смерти изобретателя, чему причиной было сопротивление некоторых флейтистов, не желавших осваивать новый для них инструмент.
В 1860 году, уже в преклонном возрасте, разработал новый инструмент — альтовую флейту с механикой системы Бёма. В 1860-е годы (как, впрочем, и раньше, о чём говорят отдельные не очень удачные экземпляры с цилиндрическим сечением ствола) Бём, по свидетельству некоторых авторов, работал вместе с Мендлером над усовершенствованием флейты-пикколо , но, к сожалению, по-видимому, не продвинулся дальше опытных образцов. Он рекомендовал Молленхауэру, работавшему в 1862 г. в его мастерской, продолжать эту работу. Со временем клапанная система Бёма стала неотъемлемой частью конструкции флейты-пикколо, а лучшие идеи клапанного механизма были позаимствованы мастерами всех остальных инструментов группы деревянных духовых, включая и саксофон . С 1862 г. вёл более уединённый образ жизни, передав мастерскую своему помощнику Мендлеру. За долгие годы его деятельности у него было более 100 учеников — как в Германии , так и за её пределами, в том числе и за океаном — мастеров музыкальных инструментов и флейтистов-исполнителей. Им написано также несколько работ по разным вопросам флейтового строительства и исполнительства. Наиболее известные: «Die Flöte und das Flötenspiel in akustischer, technischer und artistischer Beziehung», Мюнхен 1871, Лейпциг 1929 («Флейта и игра на ней в акустическом, техническом и художественном отношении»); «Über den Flötenbau und die neuesten Verbesserungen desselben», Майнц, Мюнхен 1847 («О флейтостроении и его новейшем усовершенствовании»).
Умер 25 ноября 1881 года, в возрасте 87 лет . Теобальд Бём похоронен на Старом южном кладбище Мюнхена, участок 12 — ряд 10 — место 5/6.
При жизни Т.Бём был уважаемым композитором, но позже его произведения были преданы забвению. Лишь в конце XX в. возродился интерес к его блестящим и изящным сочинениям. Его юность пришлась на эпоху классицизма, а расцвет творчества совпал с эпохой романтизма. Часто в творчестве он использовал мелодии Бетховена , Гайдна , Моцарта , Россини , Шуберта , Мендельсона , Вебера , Паизиелло , Карафы , немецкие, швейцарские, шотландские, тирольские темы.
Семья и потомки
У Теобальда Бёма была одна незамужняя дочь, семь женатых сыновей и 54 внука. Ныне многочисленные потомки проживают во многих странах мира. Одна из них, праправнучка Катарина Бём, является флейтисткой Лейпцигского симфонического оркестра. Праправнук Людвиг Бём, филолог по образованию, в последние десятилетия занимается увековечением памяти о своём знаменитом предке. Он собирает и публикует книги и статьи о нём, посвящённые ему музыкальные произведения, письма и ноты сочинений Т.Бёма, инструментоведческие исследования, пропагандирует флейты оригинальной системы Бёма (так называемой немецкой системы — с открытым клапаном соль-диез), ведёт активную переписку с музыкантами разных стран, принимает активное участие в организации в Мюнхене Международных конкурсов флейтистов им. Т. Бёма, проходящих раз в пять лет.
Флейта системы Бёма в России XIX века
Флейта системы Бёма была, по-видимому, впервые завезена в Россию учеником Бёма Карлом Венером , который с 1867 г. работал солистом оркестра Императорского Мариинского театра в Петербурге . Тогда как его именитые коллеги по пюпитру, Чезаре Чиарди и Эрнесто Кёллер , продолжали играть на инструментах простых венских систем, Венер использовал последнюю — цилиндрическую деревянную модель конструкции своего учителя.
Первый профессор Московской консерватории (с 1866 года) Фердинанд Бюхнер был ярым противником новой флейты, и когда его ученики тайком от него начали переходить на новый инструмент, он ушёл из консерватории в знак протеста в 1882 году. В том же году его класс перенял ученик Карла Венера, Вильгельм Кречман , который первым в Москве ввёл обучение на флейте системы Бёма и был её преданным популяризатором. Ученики Кречмана, В. Н. Цыбин , В. И. Глинский-Сафронов , Г. Я. Мадатов и другие, стали ведущими флейтистами и профессорами в России начала XX века, таким образом прочно укоренив использование нового инструмента в исполнительской практике.
В конце XIX — начале XX веков наиболее известны в России были инструменты венского стиля австрийского издателя и фабриканта инструментов Юлия Циммермана , который активно продвигал флейту в Российской Империи. В дальнейшем Циммерман делал флейты системы Бёма — деревянные с серебряной головой и посеребрёной механикой. С 1905 года на таких инструментах стал преподавать в Петербурге профессор консерватории и солист Мариинского театра Фёдор Степанов . Также получили широкое распространение деревянные модели системы Бёма немецкого фабриканта из Лейпцига Мориц Макс Мённиг ( нем. Moritz Max Mönnig ; 1875—1949).
Другие изобретения Теобальда Бёма
Ему принадлежат усовершенствования в области изготовления музыкальных шкатулок , фортепианостроения, металлургии, передачи энергии у ротационных машин, отведения и сжигания доменного газа. Он изобрёл также безопасную (в плане защиты от искр) локомотивную трубу и оптический прибор для локализации пожаров. Его изобретения засвидетельствованы патентами, отмечены орденами и медалями.
Сочинения
Из ныне изданных:
- Концерт соль мажор для флейты с оркестром, op.1
- «Nel Cor Piu». Интродукция и вариации на тему Паизиелло для флейты и фортепиано, op.4 (первое издание 1850)
- Полонез «Карафа» для флейты и фп., op. 8
- Интродукция и вариации на тему из оперы Вебера «Фрейшютц» для флейты и фп., op.9 (1830)
- Фантазия на шотландские темы для флейты и фп. (1830)
- Дивертисмент для флейты и фп., op. 11
- 12 больших этюда для флейты, op.15
- Большой полонез для флейты и фп., op.16
- «Air Suisse» Блестящие вариации для флейты и фп., op.20
- «Le Desir». Вариации на тему вальса Шуберта, op.21
- Вариации на тему немецкой песни «Du, Du, liegst mir am Herzen» для флейты и фп., op.22
- 24 каприса для флейты, op.26 (1852)
- «Альпийский сувенир». 6 салонных пьес для флейты и фп., op.27-32 (1853)
- Этюд-Лендлер для флейты и фортепиано, op.32
- 24 мелодических этюда для флейты, op.37 (1863)
- «Элегия» для флейты и фортепиано, op.47 (1881)
Примечания
- Böhm, Theobald, 1794-1881. . — Dover Publications, Inc, (2011). — ISBN 0486212599 , 9780486212593.
Литература
- Ventzke, Karl . Boehm-Instrumente. Frankfurt a.M., 1982.
- Качмарчик В. П. (недоступная ссылка) — Донецк, 2008 ISBN 978-966-7271-44-2
- Качмарчик В. П. Реформа Т. Бёма (к проблеме исследования механико-акустической системы флейты) // Музичне мистецтво: зб. наук. ст. — Донецьк : Донецька державна музична академія ім. С. С. Прокоф'єва, 2004. — Вип. 4. — С. 218—227.
- Качмарчик В. П. Реформа Т. Бёма и перспективы развития современной флейты // Українське музикознавство. — К. : НМАУ ім. Чайковського, 2004. — Вип. 33. — С. 478—487.
- Scheck, Gustav. Die Flöte und ihre Musik. B. Schott’s Söhne, Mainz, 1975. VEB Deutscher Verlag für Musik, Leipzig, 1981.
- Вологдина М. Мастер Бём //«Музыкальная жизнь». — 1994. — № 9. — С. 18.
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- (недоступная ссылка)
- от 28 февраля 2009 на Wayback Machine (англ.)
- от 13 июля 2020 на Wayback Machine (англ.)
- от 20 октября 2017 на Wayback Machine (англ.)
- от 22 сентября 2017 на Wayback Machine
- от 20 октября 2017 на Wayback Machine
- 2020-09-29
- 1